Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования – выявить в ходе проведения анализа те факторы, которые позволят организации подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и методические основы стратегического управления организацией .................................................................................6
1.1. Сущность стратегического управления ………………………………....6
1.2. Типы конкурентных стратегий ………………………………………….11
1.3. Разработка стратегии фирмы ……………………………………………19
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Авиадвигатель» ….22
2.1. Анализ состояния и проблемы рынка энергетики России …………….22
2.2. Характеристика ОАО «Авиадвигатель» …………………………..........24
2.3. Основные конкуренты ОАО «Авиадвигатель» на рынке энергетических
ГТУ в России ………………………………………………………..........30
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «Авиадвигатель» ..36
3.1. Ключевые факторы успеха ………………………………………………36
3.2. SWOT-анализ и разработка конкурентной стратегии ОАО «Авиадвигатель» ………………………………………………………………..41
Заключение …………………………………………………………………….46
Список использованной литературы ………………………………………48
Приложения ……………………………………………………………………50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Разработка
конкурентной стратегии
ОАО «Авиадвигатель»
Курсовая работа по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
студентки 4курса,
заочного отделения специальности
«Менеджмент организации», гр. МНО-1
Моисеевой
Е.А.
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Демин Г.А.
Пермь 2010
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретические и
методические основы
стратегического
управления организацией
..............................
1.1. Сущность стратегического управления ………………………………....6
1.2. Типы конкурентных стратегий ………………………………………….11
1.3. Разработка
стратегии фирмы ……………………………………
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Авиадвигатель» ….22
2.1. Анализ состояния и проблемы рынка энергетики России …………….22
2.2. Характеристика ОАО «Авиадвигатель» …………………………..........24
2.3. Основные
конкуренты ОАО «Авиадвигатель»
ГТУ в России ……………………………………………
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «Авиадвигатель» ..36
3.1. Ключевые факторы успеха ………………………………………………36
3.2. SWOT-анализ и разработка конкурентной стратегии ОАО «Авиадвигатель» ………………………………………………………………..41
Заключение …………………………………………………………………….46
Список использованной литературы ………………………………………48
Приложения
……………………………………………………………………50
ВВЕДЕНИЕ.
Все
предприятия функционируют в
условиях одновременного взаимосвязанного
воздействия различных и
Однако это вовсе не означает, что те факторы, которые прямо не воздействуют на деятельность организации, не должны учитываться в процессе управления. Более того, некоторые факторы (например, демографические, переход к интегрированной глобальной экономике, изменение в составе правительства, экологические нарушения и технологические инновации) так или иначе влияют на эволюцию отраслей и на стратегию организации. Поэтому современная подготовка к подобным разрывам в макросреде должна стоять у менеджеров на первом месте. Однако стратегический анализ, если он и проводится в организациях, уделяет только поверхностное внимание прогнозированию и оцениванию изменений в макросреде. И только в наиболее крупных и стратегически передовых организациях постепенно внедряют практику стратегического реагирования на возможное появление разрывов в среде.
Актуальность исследования проблемы организации и проведения стратегического анализа организации заключается в том, что для российских предприятий стратегический менеджмент и весь связанный с ним инструментарий управления по сей день остаются вопросами, недосягаемыми для осознания. Большинство руководителей считают стратегическое управление необходимым только в условиях очень крупных (особенно транснациональных) компаний и для средних и мелких предприятий перспективное управление не представляет необходимости. В этом и кроется причина того, что большинство российских предприятий, не осознавая стратегических преимуществ и проблем, начинают бороться с проблемами по мере их реального проявления в организации. В то же время практически все осознают, что профилактические меры по уровню экономического эффекта гораздо выгоднее, чем превентивные меры по ликвидации проблем, но прилагать дополнительные усилия на эти профилактические меры не желают. В этом и состоит главная причина того, что российские предприятия имеют достаточно короткий жизненный цикл и часто переходят из одной формы в другую.
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме организации, проведения стратегического анализа и разработке конкурентных стратегий развития современной организации.
Цель исследования – выявить в ходе проведения анализа те факторы, которые позволят организации подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Объектом исследования выбрано ОАО "Авиадвигатель", занимающееся разработкой, производством и реализацией авиационных двигателей, газотурбинных установок и электростанций, а также сервисным обслуживанием и ремонтом, выполнением строительно-монтажных работ. ОАО «Авиадвигатель» имеет богатый опыт создания газотурбинной техники и является одним из основных конструкторских бюро России, определяющим приоритетные направления развития отечественного и мирового двигателестроения.
Предметом исследования является особенности разработки конкурентной стратегии ОАО "Авиадвигатель на рынке энергетичсеких ГТУ в России, охватывающим рынок ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», нефтехимических предприятий, жилищно-коммунальных хозяйств и независимых других производителей электроэнергии.
При выполнении курсовой работы в основном делался упор на литературный материал таких наиболее известных ученых, как И.Ансофф, Ю.А.Маленков, Н.Гринберг, Ю.В.Гусев и др.
В первой главе исследуются теоретико-методологические основы решения поставленной проблемы: вводится понятие стратегии, выявляется сущность стратегического планирования, рассматриваются типы конкурентных стратегий. Далее изучаются теоретические основы разработки стратегии фирмы.
Во второй главе анализируется решение поставленной проблемы на предприятии ОАО «Авиадвигатель»: дается его краткая технико-экономическая характеристика, проводится анализ состояния и проблемы рынка энергетики России, рассматриваются основные конкуренты ОАО «Авиадвигатель» на рынке энергетических газотурбинных установок (ГТУ) в России.
В
третьей главе по результатам проведенного
анализа деятельности предприятия определяются
ключевые факторы успеха, проводится
SWOT- анализ предприятия и разрабатывается
конкурентная стратегия ОАО «Авиадвигатель».
Глава 1. Теоретические и методические основы стратегического управления организацией
Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями). [3, стр.25].
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким - либо немедленным действием или быстрыми результатами.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.
Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, освоением новых рынков и др. Стратегическое планирование позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена. [1, стр.89].
Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относится к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана - реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении.
Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:
1. Каково настоящее положение предприятия?
2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?
3. В каком положении руководство предприятия хочет видеть его в будущем?
4. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
5. Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей организации?
Существует несколько подходов (моделей) к процессу стратегического планирования.
Первый подход
Первый подход подробно представлен в курсе «Стратегический маркетинг» (курс программы по маркетингу IME (Финляндия)):
Рис. 1.1. Процесс стратегического
анализа и планирования[13,
стр.18]
Представленный на рисунке 1.1. подход к стратегическому планированию основывается на модели SWOT-анализа, в котором сопоставляются сильные и слабы стороны организации с внешними возможностями и угрозами. Для анализа организации может использоваться достаточно широкий круг моделей, начиная с цепочки ценности и заканчивая анализом ее ресурсов и способностей.
Информация о работе Разработка конкурентной стратегии ОАО "Авиадвигатель"