Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа
Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.
Введение………………………………………………………………………. 4 
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6 
1.1 Конкурентоспособность продукции  как экономическая категория……………………………………………………………………… 6 
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8 
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12 
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12 
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15 
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21 
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21 
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24 
Заключение……………………………………………………………………. 27 
Список  использованных источников……………………………………….. 28 
Приложение
Таблица 1 – Определение коэффициентов весомости единичных показателей конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба
| Наименование показателя | Оценка весомости (баллы) экспертов | Сумма оценок значимости | Коэффи-циент весомости | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
| 1 Вкус и запах | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | 0,33 | 
| 2 Состояние мякиша | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 17 | 0,23 | 
| 3 Цвет | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 16 | 0,21 | 
| 4 Cостояние поверхности | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | 0,16 | 
| 5 Упаковка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 0,07 | 
| Итого | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 75 | 1,0 | 
    Примечание 
– Источник: собственная 
разработка 
    Балльная 
оценка потребительских свойств 
исследуемых образцов проводится по 
5-ти балльной шкале (5 – отлично; 4 – 
хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – не 
удовлетворительно; 1 – плохо). Результаты 
сведём в таблицу 2. 
Таблица 2 – Результаты балльной оценки исследуемых образцов хлеба
| Показатели | Исследуемые образцы | ||
| Хлеб «Купеческий» | Хлеб «Гостинец» | Хлеб «Студенческий» | |
| 1 Вкус и запах | 25 | 22 | 23 | 
| 2 Состояние мякиша | 25 | 24 | 21 | 
| 3 Цвет | 25 | 25 | 25 | 
| 4 Cостояние поверхности | 23 | 19 | 25 | 
| 5 Упаковка | 25 | - | - | 
| Итого | 123 | 90 | 94 | 
    Примечание 
– Источник: собственная 
разработка 
По данным таблицы 2 следует, что наилучшим образцом является хлеб «Бородино» и хлеб «Купеческий», производителем которого является «Кричевский хлебозавод». Они почти по всем показателям, за исключением показателя состояние поверхности хлеба, соответствует требованиям потребителя и по пятибалльной шкале оценён на отлично.
Групповые показатели конкурентоспособности (индекс конкурентоспособности) составят:
    - 
хлеб «Купеческий»  
1 = 0,987;
    - 
хлеб  «Гостинец»  
    0,88
0,16+0×0,07 = 0,843; 
    - 
хлеб  «Студенческий»  
    0,92×0,33+0,84×0,23+1×0,
Из расчётов следует, что наибольший индекс конкурентоспособности имеет хлеб «Купеческий» (0,987), затем хлеб «Студенческий» (0,867) и хлеб «Гостинец»(0,843).
    Рассчитаем 
относительный уровень и 
                              
                                      
     
                              
где К – относительный уровень конкурентоспособности;
Ки – интегральный показатель;
Imnj – групповой показатель по потребительским свойствам для j-го товара;
Imnj-k – групповой показатель по потребительским свойствам для товара-конкурента;
Сj – цена товара.
При показателе более единицы уровень конкурентоспособности товара больше, чем у товара-конкурента, если показатель менее единицы, это говорит об обратном.
    Для 
того чтобы, показать относительный 
уровень конкурентоспособности 
хлеба, производства Кричевского хлебозавода 
за базовый образец примем ржано-пшеничный 
хлеб «Студенческий», производства ОАО 
«Кричевавтотранс», который по опросам 
продавцов магазина ОАО «Каравай» пользуется 
таким же спросом, как и хлеб «Купеческий». 
Полученные результаты представим в таблице 
3. 
Таблица 3 – Оценка конкурентоспособности исследуемых образцов ржано-пшеничного хлеба
| Наименование товара | Цена в руб., Сj | Групповой показатель конкурен-тоспособности, Im.n.j | Уровень конкурен-тоспособности, К | Интегральный показатель, Ки | 
| 1 Хлеб «Купеческий» | 870 | 0,987 | 1,138 | 0,0011 | 
| 2 Хлеб «Студенческий» | 630 | 0,867 | - | 0,0014 | 
| 3 Хлеб «Гостинец» | 660 | 0,843 | 0,972 | 0,0013 | 
    Примечание 
– Источник: собственная 
разработка 
Установлена следующая шкала градации оценки уровня конкурентоспособности товара (К):
1,0 – 0,99 – очень высокий уровень конкурентоспособности;
    0,98 
– 0,95 – высокий уровень 
    0,94 
– 0,90 – хорошая 
    0.89 
– 0.70 – удовлетворительная 
    0,69 
– 0,10 – низкая 
Из таблицы 3 следует, что хлеб «Купеческий» имеет очень высокий уровень конкурентоспособности, который равен 1,138, хлеб «Гостинец» имеет высокую конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности которого равен 0,972. В связи с тем, что хлеб «Студенческий» и хлеб «Гостинец» не имеют упаковки, то и цена на хлеб ниже по сравнению с хлебом «Купеческий» и интегральный показатель конкурентоспособности, который учитывает цену товара у данного хлеба, выше, чем у хлеба «Купеческий».
    Конкурентоспособность 
выпускаемой продукции – 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    3 
Резервы повышения конкурентоспособности 
продукции  РУПП 
«Могилёвхлебпром 
» «Кричевский хлебозавод» 
 
    3.1 
Расширение ассортимента 
 
Хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, являясь ценными питательными продуктами, тем не менее, не имеют в своем составе оптимального соотношения белков и углеводов (1:6 вместо 1:4). Белковые вещества хлеба и хлебобулочных изделий не содержат в достаточном количестве незаменимых аминокислот – лизина, триптофана, треонина и метионина. В хлебе, особенно из муки высших сортов, недостаточно кальция и витаминов. Все это вызывает необходимость повышения его пищевой ценности и качества.
Пищевая ценность хлеба может быть повышена за счет:
Для повышения качества хлеба и хлебобулочных изделий наряду с применением добавок используются также улучшители, в свези с чем постоянно совершенствуются режим и способ их получения.
Одним из перспективных способов повышения пищевой ценности хлеба и хлебобулочных изделий является применение муки из цельно смолотого зерна, которая содержит белков на 5-8%, солей фосфора – в 3 раза, витамина В1 – в 1,5 раза, РР – в 2 раза больше, чем мука низких выходов. Кроме того, мука из цельно смолотого зерна наряду с более высокой пищевой ценностью имеет пониженную калорийность, что очень важно в современных условиях.
Оправданным, с точки зрения повышения биологической ценности, является применение зародыша, который аккумулирует в себе значительную часть биологически активных веществ. В нем в 3 раза больше белков и кальция, в 10 раз – жира, в 20 раз – тиамина, в 40 раз – рибофлавина и почти в 500 раз – токоферола, чем в пшеничной муке 1-го сорта. Добавка зародыша в количестве 5-15% широко практикуется в ряде зарубежных стран (Швеция, Германия, Чехия, Великобритания и др.), а также в России. Повышает биологическую ценность хлеба и добавка отрубей (до 15% к массе муки), придающая изделиям диетические свойства.
При добавлении к пшеничной муке первого сорта 25% муки из пшеничных зародышей содержание белка в хлебе может быть увеличено почти вдвое, а содержание тиамина и рибофлавина также повышается в значительной степени.