Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………….. 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая EEE.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

Таблица 1 – Определение  коэффициентов весомости  единичных показателей  конкурентоспособности  ржано-пшеничного хлеба

Наименование  показателя Оценка  весомости (баллы) экспертов  Сумма оценок значимости Коэффи-циент  весомости
1 2 3 4 5
1 Вкус и запах 5 5 5 5 5 25 0,33
2 Состояние мякиша  2 4 4 3 4 17 0,23
3 Цвет  4 2 3 4 3 16 0,21
4 Cостояние поверхности 3 3 2 2 2 12 0,16
5 Упаковка 1 1 1 1 1 5 0,07
Итого 15 15 15 15 15 75 1,0

    Примечание  – Источник: собственная  разработка 

    Балльная  оценка потребительских свойств  исследуемых образцов проводится по 5-ти балльной шкале (5 – отлично; 4 –  хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – не удовлетворительно; 1 – плохо). Результаты сведём в таблицу 2. 

Таблица 2 – Результаты балльной оценки исследуемых  образцов хлеба

Показатели Исследуемые образцы 
Хлеб  «Купеческий» Хлеб  «Гостинец» Хлеб  «Студенческий»
1 Вкус  и запах 25 22 23
2 Состояние  мякиша  25 24 21
3 Цвет  25 25 25
4 Cостояние поверхности 23 19 25
5 Упаковка 25 - -
Итого 123 90 94

    Примечание  – Источник: собственная  разработка 

    По  данным таблицы 2 следует, что наилучшим  образцом является хлеб «Бородино» и  хлеб «Купеческий», производителем которого является «Кричевский хлебозавод». Они почти по всем показателям, за исключением показателя состояние поверхности хлеба, соответствует требованиям потребителя и по пятибалльной шкале оценён на отлично.

    Групповые показатели конкурентоспособности (индекс конкурентоспособности) составят:

    - хлеб «Купеческий»  

    1 = 0,987;  

       

    - хлеб  «Гостинец»  

    0,88 0,16+0×0,07 = 0,843; 

    - хлеб  «Студенческий»  

    0,92×0,33+0,84×0,23+1×0,21+1×0,16+0×0,07 = 0,867. 

          Из расчётов следует, что наибольший индекс конкурентоспособности  имеет хлеб «Купеческий» (0,987), затем  хлеб «Студенческий» (0,867) и хлеб «Гостинец»(0,843). 

    Рассчитаем  относительный уровень и интегральный показатель конкурентоспособности  оцениваемых образцов в сравнении  с образцом-конкурентом (базовый  образец) по формулам  

                                              

                                                         (9)    

                                         

                                                    (10) 

                                                   

    где К – относительный уровень  конкурентоспособности;

    Ки – интегральный показатель;

    Imnj – групповой показатель по потребительским свойствам для j-го товара;

    Imnj-k – групповой показатель по потребительским свойствам для товара-конкурента;

    Сj – цена товара.

    При показателе более единицы уровень  конкурентоспособности товара больше, чем у товара-конкурента, если показатель менее единицы, это говорит об обратном.

    Для того чтобы, показать относительный  уровень конкурентоспособности  хлеба, производства Кричевского хлебозавода за базовый образец примем ржано-пшеничный хлеб «Студенческий», производства ОАО «Кричевавтотранс», который по опросам продавцов магазина ОАО «Каравай» пользуется таким же спросом, как и хлеб «Купеческий». Полученные результаты представим в таблице 3. 

Таблица 3 – Оценка конкурентоспособности  исследуемых образцов ржано-пшеничного хлеба

Наименование  товара Цена в руб., Сj Групповой показатель конкурен-тоспособности, Im.n.j Уровень конкурен-тоспособности, К Интегральный  показатель, Ки
1 Хлеб  «Купеческий» 870 0,987 1,138 0,0011
2 Хлеб  «Студенческий» 630 0,867 - 0,0014
3 Хлеб  «Гостинец» 660 0,843 0,972 0,0013

    Примечание  – Источник: собственная  разработка 

    Установлена следующая шкала градации оценки уровня конкурентоспособности товара (К):

    1,0 – 0,99 – очень высокий уровень  конкурентоспособности;

    0,98 – 0,95 – высокий уровень конкурентоспособности;

    0,94 – 0,90 – хорошая конкурентоспособность;

    0.89 – 0.70 – удовлетворительная конкурентоспособность;

    0,69 – 0,10 – низкая конкурентоспособность.

    Из  таблицы 3 следует, что хлеб «Купеческий» имеет очень высокий  уровень конкурентоспособности, который равен 1,138, хлеб «Гостинец» имеет высокую конкурентоспособность, уровень конкурентоспособности которого равен 0,972. В связи с тем, что хлеб «Студенческий» и хлеб «Гостинец» не имеют упаковки, то и цена на хлеб ниже по сравнению с хлебом «Купеческий» и интегральный показатель конкурентоспособности, который учитывает цену товара  у данного хлеба, выше, чем у хлеба «Купеческий».

    Конкурентоспособность выпускаемой продукции – необходимое  условие успешного развития хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. При проведении анализа конкурентоспособности  продукции хлебозавода были выявлены наиболее значимые параметры, которые  предъявляет потребитель при  покупке хлеба [Приложение А]. Наиболее важным является вкус и запах хлеба, однако сейчас потребитель всё чаще предъявляет требования к наличию  упаковки хлеба. На основании рассчитанных показателей конкурентоспособности (относительный уровень и интегральный показатель), наиболее конкурентоспособным  хлебом является хлеб «Купеческий», так  как его относительный уровень  конкурентоспособности составляет 1,138. Исходя из расчёта интегрального  показателя конкурентоспособности, наиболее конкурентоспособными будут являться хлеба «Студенческий» и «Гостинец», однако, надо учесть тот факт, что  эти хлеба реализуются не упакованными, а, следовательно, на хлебах не имеется  маркировки, информирующей потребителей о составе, сроках хранения и т.д. Так как в наше время население  всё больше заботиться о своём  здоровье, это с отрицательной  стороны характеризует хлеба-конкуренты. Исходя из этого, наиболее конкурентоспособным  хлебом будет являться хлеб «Купеческий» производства Кричевского хлебозавода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции  РУПП «Могилёвхлебпром » «Кричевский хлебозавод» 
 

    3.1 Расширение ассортимента 
 

    Хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, являясь ценными питательными продуктами, тем не менее, не имеют  в своем составе оптимального соотношения белков и углеводов (1:6 вместо 1:4). Белковые вещества хлеба и хлебобулочных изделий не содержат в достаточном количестве незаменимых аминокислот – лизина, триптофана, треонина и метионина. В хлебе, особенно из муки высших сортов, недостаточно кальция и витаминов. Все это вызывает необходимость повышения его пищевой ценности и качества.

    Пищевая ценность хлеба может быть повышена за счет:

  1. использования муки из цельно смолотого зерна и применения в хлебопечении побочных продуктов получения муки (отрубей);
  2. применения добавок (молока и молочных продуктов; соевой, гороховой и других видов муки; белковых изолятов и концентратов; овощных и фруктовых добавок; плазмы крови и др.).

    Для повышения качества хлеба и хлебобулочных  изделий наряду с применением  добавок используются также улучшители, в свези с чем постоянно совершенствуются режим и способ их   получения.

    Одним из перспективных способов повышения  пищевой ценности хлеба и хлебобулочных  изделий является применение муки из цельно смолотого зерна, которая содержит белков на 5-8%, солей фосфора – в 3 раза, витамина В1 в 1,5 раза, РР – в 2 раза больше, чем мука низких выходов. Кроме того, мука из цельно смолотого зерна наряду с более высокой пищевой ценностью имеет пониженную калорийность, что очень важно   в современных условиях.

    Оправданным, с точки зрения повышения биологической  ценности, является применение зародыша, который аккумулирует в себе значительную часть биологически активных веществ. В нем в 3 раза больше белков и кальция, в 10 раз – жира, в 20 раз – тиамина, в 40 раз – рибофлавина и почти в 500 раз – токоферола, чем в пшеничной муке 1-го сорта. Добавка зародыша в количестве 5-15% широко практикуется в ряде зарубежных стран (Швеция, Германия, Чехия, Великобритания и др.), а также в России. Повышает биологическую ценность хлеба и добавка отрубей (до 15% к массе муки), придающая   изделиям   диетические свойства.

    При добавлении к пшеничной муке первого  сорта 25% муки из пшеничных зародышей  содержание белка в хлебе может  быть увеличено почти вдвое, а  содержание тиамина и рибофлавина  также повышается в значительной степени.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»