Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа
Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.
Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………….. 28
Приложение
Существует
множество определений
1.2
Факторы, критерии и
показатели конкурентоспособности
продукции.
Понятие «фактор» происходит от латинского «factor» - делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
В
настоящее время существует большое
количество классификаций факторов
конкурентоспособности
Внешние факторы:
1.
Уровень конкурентоспособности
страны (с увеличением этого
2.
Уровень конкурентоспособности
отрасли (с увеличением этого
показателя улучшаются все
3.
Уровень конкурентоспособности
региона (с увеличением этого
показателя улучшаются все
4.
Уровень конкурентоспособности
организации, выпускаемой
5.
Сила конкуренции на выходе
системы, среди ее конкурентов
(старых и новых) (увеличение силы
(интенсивности) конкуренции
6.
Сила конкуренции на входе
системы, среди поставщиков
7.
Сила конкуренции среди
8.
Появление новых потребностей (снижает
конкурентоспособность
9.
Уровень организации
10.
Активность контактных
Внутренние факторы:
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
2.
Рациональность
3.
Конкурентоспособность
4.
Прогрессивность
5.
Прогрессивность
6.
Научный уровень системы
7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность
труда оценивается по индексам интенсивности
производства (промышленного и
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
В
последние годы большое значение
в обеспечении
Среди
критериев, характеризующих
Число
критериев
Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Для
определения
В
основе оценки конкурентоспособности
товара лежит расчет и анализ комплексного
показателя. Если значение этого показателя
меньше единицы, то это позволяет
сделать вывод, что данная продукция
является не конкурентоспособной на
данном рынке при существующей конъюнктуре.
Значение комплексного показателя равное
единице говорит о том, что
продукция данного предприятия
является аналогичной по конкурентоспособности
с выбранной базой сравнения.
И значение комплексного показателя
большее единицы позволяет
Качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.
«Мягкие» параметры
Для
сопоставления величины различных
показателей, характеризующих
2
Анализ конкурентоспособности
продукции РУПП «Могилёвхлебпром»
«Кричевский хлебозавод»
2.1
Организационная характеристика
предприятия
«Кричевский хлебозавод» филиал РУПП «Могилёвхлебпром» расположен по адресу: г.Кричев, ул.Комсомольская, д. 67. Имеет следующие реквизиты: р/с 3016900090019 «Агропромбанк» г. Кричев, МФО 418, УНН 300583046, ОКПО 05542237. Кричевский хлебозавод образован в 1949 году, зарегистрирован решением Могилёвского областного комитета №452 от 1 ноября 1996 года в реестре общереспубликанской регистрации под № 29/18.
В состав РУПП «Могилёвхлебпром» входят следующие филиалы: Чаусский хлебозавод, Черековский хлебозавод, Кричевский хлебозавод, Краснопольский хлебозавод, Климовичский хлебозавод, Хотимский хлебозавод.
Филиалы и обособленное структурное подразделение РУПП «Могилёвхлебпром» не являются юридическими лицами и действуют на основании положений. Руководители филиалов и обособленного структурного подразделения назначаются генеральным директором унитарного предприятия.
Учредителем
данного предприятия является Комитет
по хлебопродуктам при Министерстве
сельского хозяйства и