Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………….. 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая EEE.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

    Правовое  положение филиала определяется Уставом РУПП «Могилёвхлебпром» и положением о филиале «Кричевский хлебозавод».

    Филиал  не является юридическим лицом, но  имеет право на текущий  и иные счёта, открываемые в банковских учреждениях. Самостоятельно ведёт  расчёты с финансовыми, налоговыми органами и распоряжается закреплённым за ним имуществом в пределах прав, предоставляемых законодательством  и Предприятием.

    Источниками формирования имущества РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод»является:

    - имущество, переданное унитарному  предприятию учредителем;

    - доходы, полученные от реализации  продукции, выполнения работ и  оказания  услуг;

    - от ценных бумаг;

    - капитальные вложения и дотации  из государственного бюджета;

    - безвозмездные и благотворительные  взносы, пожертвование от юридических  и физических лиц;

    - иные источники, не запрещенные  законодательством.

    Уставный  фонд РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод» сформирован полностью путём переоценки имущества предприятия. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счёт дополнительной передачи имущества, так и за счёт имеющихся активов.

    Целью деятельности филиала «Кричевский хлебозавод» РУПП «Могилёвхлебпром» является организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества, а также производство товаров в необходимых объёмах, ассортименте и качестве.

    Предметом деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.

    «Кричевский хлебозавод» осуществляет следующие виды деятельности:

    - производство хлеба и хлебобулочных  изделий;

    - производство мучных кондитерских  изделий;

    - производство сухарей и печенья;

    - розничная торговля хлебобулочных  изделий;

    - розничная торговля табачных  изделий; 

    - розничная торговля молочными  продуктами, яйцами, пищевыми маслами  и   жирами;

    - транспортно-экспедиционные услуги.

    Согласно штатного расписания Кричевского хлебозавода на предприятии по состоянию на 01.03.2008г. работает 340 работников, в том числе торговых – 56. Из них 47 сотрудников имеют высшее образование, 104 – средне-специальное, 117 – профессионально-техническое, 72 – среднее.

    В настоящее время на хлебозаводе  производственную деятельность осуществляют три основных производства: хлебобулочное, сухарное и кондитерское. Основным производственным подразделением предприятия  является участок по производству хлеба, хлебобулочных изделий, который вырабатывает около 37т изделий в сутки (хлеба формовые, заварные, батоны, мелкоштучные изделия; всего свыше 40 наименований). Сухарный участок имеет суточную  производительность 2 т и выпускает 9 наименований сухарных изделий.

    Кричевский хлебозавод имеет фирменную торговлю, которая представлена четырьмя магазинами, один из которых находится на территории хлебозавода, и  пятью ларьками.

    Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги по свободно-отпускным ценам (тарифам), а в случаях, предусмотренных законодательством, – по ценам и тарифам, регулируемым государством. Через собственную торговую сеть реализуется около 13% хлебобулочной и 40% кондитерской продукции. Собственная продукция в товарообороте составляет 60,6%. Ежедневно в реализации представлены свыше 50 наименований хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.  Главным рынком сбыта является г.Кричев (около 60%), а также Чериковский, Чаусский районы. На рисунках 1, 2 представлена структура рынка сбыта продукции Кричевского хлебозавода. 

 

    Рисунок 1 – Структура рынка сбыта 2008 года хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых на Кричевском хлебозаводе

    Примечание  – Источник: собственная  разработка 

    Рисунок 2 – Структура рынка сбыта 2008года мучных кондитерских изделий, выпускаемых на Кричевским хлебозаводе

    Примечание  – Источник: собственная  разработка 

    Из  структуры рынка сбыта видно, что хлебозавод занимает на рынке  достаточно устойчивое положение и  занимаемая им доля на рынке по хлебу  и хлебобулочным изделиям составляет 14 % и по кондитерским изделиям – 41 %.  В настоящее время предприятие  ведёт работу по расширению ассортимента и улучшению качества продукции, а также по продвижению своей  продукции на рынок сбыта.

    2.2 Оценка конкурентоспособности продукции 
 

    Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

    В рамках коммерческой деятельности для  любого самостоятельного предприятия  ключевыми факторами успеха в  конкурентной борьбе являются:

    - завоевание устойчивого финансового  положения на рынке; 

    - наличие передовой технологии; умение  проводить и эффективно использовать  маркетинговые исследования;

    - способность к маневрированию  за счет изменения качественных  и ценовых характеристик реализуемого  товара;

    - наличие собственной сети снабжения  и сбыта,  обслуживаемых опытными специалистами;

    - реализация действенной рекламы  и системы связи с общественностью; 

    - анализ слабых и сильных сторон  основных фирм-конкурентов на  основе объективной информации.

    Рентабельность  собственной деятельности предприятия – основное условие коммерческого успеха. Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности.

    Оценка  конкурентоспособности товара  складывается из трёх этапов:

    - анализа рынка и выбора наиболее  конкурентоспособного товара-образца  в качестве базы для сравнения  и определения уровня конкурентоспособности  товара;

    - определение набора сравниваемых  параметров товаров;

    - расчёт интегрального показателя  конкурентоспособности товара.

    Для РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод» основными предприятиями-конкурентами, выпускающими и реализующими хлебную продукцию, являются ОСП «ОРС ст. Кричев-2» УП «КриДорОрс» Белорусской железной дороги, ООО «Кричевавтотранс, КТП УП «Кричев - Сервис».

      Для анализа конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба, производимого на РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод», необходимо отобрать образцы хлеба, конкурирующие между собой.

    Образцы приобретены в магазине ОАО «Каравай», расположенном в г. Кричев  по ул.Ленина,  и в магазине ОАО «Меркурий», расположенном по ул. Комсомольская, 22.

    На  момент совершения закупки для проведения исследований были выбраны по наиболее схожим показателям (вес, состав, форма  и др.) изделия следующих производителей:

    - ржано-пшеничный хлеб «Купеческий», массой 0,6 кг, производитель РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод»;

    - ржано-пшеничный хлеб «Гостинец», массой 0,6 кг, производитель ОСП «ОРС ст. Кричев-2» УП «КриДорОрс» Белорусской железной дороги;

    - ржано-пшеничный хлеб «Студенческий», массой 0,6 кг, производитель ООО «Кричевавтотранс.

    Для оценки конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба были  проведены маркетинговые исследования, а именно опрос с составлением анкеты. В анкетировании приняло участие 30 человек в возрасте от 18 до 70 лет. После проведения маркетинговых исследований и обработки данных были получены следующие результаты:

    - покупатели употребляют хлеб  каждый день, при этом предпочтение  отдают ржано-пшеничному и диетическому  хлебам производства Кричевского хлебозавода;

    - при покупке хлеба потребителей  привлекает внешний вид и цвет  хлеба, вкус и запах хлеба,  а также наличие упаковки;

    - потребители оценивают качество  хлеба по вкусу и запаху, состоянию  мякиша, внешнему виду, а также  по состоянию поверхности хлеба;

    - приобретая хлеб, покупатели руководствуются  критериями: качество и цена, наличие упаковки;

    - качество хлеба, выпускаемого на Кричевском хлебозаводе, оценено как хорошее;

    - покупатели предпочитают приобретать хлеб в упаковке;

    - цены на хлеб потребителей устраивают, а ассортимент – не совсем;

    - большинство покупателей считают,  что Кричевскому хлебозаводу необходимо дальнейшее совершенствование и расширение ассортимента.

    На  основании маркетингового исследования, собранной информации, а также  с учетом требований ГОСТ 639-95 «Хлеба Белорусские. Общие технические  условия» о товаре сформулируем перечень конкурентоспособных потребительских  свойств, которые являются наиболее важными при покупке данной продукции:

    1) вкус и запах;

    2) состояние мякиша (пористость, пропечённость);

    3) внешний вид, цвет хлеба;

    4) состояние поверхности (наличие  глянца, крупных подрывов);

    5) упаковка.

    Пяти  экспертам было предложено определить весомость каждого потребительского свойства и провести балльную оценку по этим свойствам отобранных образцов.

    Коэффициент весомости (Mi) для каждого потребительского свойства рассчитывается по формуле: 

                                                          ,                         (7)                         

    где Хij – оценка i-го свойства j-го эксперта;

            m – количество экспертов;

      n – количество свойств.

    Расчет  групповых показателей конкурентоспособности  для исследуемых образцов проводится по следующей формуле 

                            

,  (8)                  

    где Мi – вес i-го свойства в общем наборе потребительских свойств;

      Пi – средняя оценка i-го показателя;

    n – число параметров, участвующих в оценке.

    Данные  по определению коэффициентов весомости представлены в таблице 1.

    Данные  таблицы 1 показывают, что наиболее значимым показателем для потребителей является вкус и запах. На втором месте  идет состояние мякиша (пористость и пропечённость), на третьем –  внешний вид, цвет изделия, затем  идут состояние поверхности хлеба  и упаковка. 

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности продукции на материалах РУПП «МОГИЛЁВХЛЕБПРОМ»