Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:07, курсовая работа
Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.
Введение………………………………………………………………………. 4
1. Роль и значение конкурентоспособности продукции в экономике организации.......……………………………………………………………… 6
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория……………………………………………………………………… 6
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………. 8
2 Анализ конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»…………………………………………………… 12
2.1 Организационная характеристика предприятия………………………… 12
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции…………………………… 15
3 Резервы повышения конкурентоспособности продукции РУПП «Могилёвхлебпром» «Кричевский хлебозавод»………………………….. 21
3.1 Расширение ассортимента………………………………………………… 21
3.2 Улучшение качества продукции………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………….. 28
Приложение
Правовое положение филиала определяется Уставом РУПП «Могилёвхлебпром» и положением о филиале «Кричевский хлебозавод».
Филиал
не является юридическим лицом, но
имеет право на текущий и иные
счёта, открываемые в банковских
учреждениях. Самостоятельно ведёт
расчёты с финансовыми, налоговыми
органами и распоряжается закреплённым
за ним имуществом в пределах прав,
предоставляемых
Источниками формирования имущества РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод»является:
-
имущество, переданное
- доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- от ценных бумаг;
-
капитальные вложения и
-
безвозмездные и
-
иные источники, не
Уставный фонд РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод» сформирован полностью путём переоценки имущества предприятия. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счёт дополнительной передачи имущества, так и за счёт имеющихся активов.
Целью деятельности филиала «Кричевский хлебозавод» РУПП «Могилёвхлебпром» является организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества, а также производство товаров в необходимых объёмах, ассортименте и качестве.
Предметом деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.
«Кричевский хлебозавод» осуществляет следующие виды деятельности:
-
производство хлеба и
-
производство мучных
-
производство сухарей и
-
розничная торговля
- розничная торговля табачных изделий;
- розничная торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами;
-
транспортно-экспедиционные
Согласно штатного расписания Кричевского хлебозавода на предприятии по состоянию на 01.03.2008г. работает 340 работников, в том числе торговых – 56. Из них 47 сотрудников имеют высшее образование, 104 – средне-специальное, 117 – профессионально-техническое, 72 – среднее.
В настоящее время на хлебозаводе производственную деятельность осуществляют три основных производства: хлебобулочное, сухарное и кондитерское. Основным производственным подразделением предприятия является участок по производству хлеба, хлебобулочных изделий, который вырабатывает около 37т изделий в сутки (хлеба формовые, заварные, батоны, мелкоштучные изделия; всего свыше 40 наименований). Сухарный участок имеет суточную производительность 2 т и выпускает 9 наименований сухарных изделий.
Кричевский хлебозавод имеет фирменную торговлю, которая представлена четырьмя магазинами, один из которых находится на территории хлебозавода, и пятью ларьками.
Предприятие
реализует свою продукцию, работы, услуги
по свободно-отпускным ценам (тарифам),
а в случаях, предусмотренных законодательством,
– по ценам и тарифам, регулируемым государством.
Через собственную торговую сеть реализуется
около 13% хлебобулочной и 40% кондитерской
продукции. Собственная продукция в товарообороте
составляет 60,6%. Ежедневно в реализации
представлены свыше 50 наименований хлеба,
хлебобулочных и кондитерских изделий.
Главным рынком сбыта является г.Кричев
(около 60%), а также Чериковский, Чаусский
районы. На рисунках 1, 2 представлена структура
рынка сбыта продукции Кричевского хлебозавода.
Рисунок 1 – Структура рынка сбыта 2008 года хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых на Кричевском хлебозаводе
Примечание
– Источник: собственная
разработка
Рисунок 2 – Структура рынка сбыта 2008года мучных кондитерских изделий, выпускаемых на Кричевским хлебозаводе
Примечание
– Источник: собственная
разработка
Из структуры рынка сбыта видно, что хлебозавод занимает на рынке достаточно устойчивое положение и занимаемая им доля на рынке по хлебу и хлебобулочным изделиям составляет 14 % и по кондитерским изделиям – 41 %. В настоящее время предприятие ведёт работу по расширению ассортимента и улучшению качества продукции, а также по продвижению своей продукции на рынок сбыта.
2.2
Оценка конкурентоспособности
продукции
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются:
-
завоевание устойчивого
-
наличие передовой технологии; умение
проводить и эффективно
-
способность к маневрированию
за счет изменения
-
наличие собственной сети
-
реализация действенной
-
анализ слабых и сильных
Рентабельность собственной деятельности предприятия – основное условие коммерческого успеха. Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности.
Оценка конкурентоспособности товара складывается из трёх этапов:
-
анализа рынка и выбора
-
определение набора
-
расчёт интегрального
Для РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод» основными предприятиями-конкурентами, выпускающими и реализующими хлебную продукцию, являются ОСП «ОРС ст. Кричев-2» УП «КриДорОрс» Белорусской железной дороги, ООО «Кричевавтотранс, КТП УП «Кричев - Сервис».
Для анализа конкурентоспособности ржано-пшеничного хлеба, производимого на РУПП «Могилёвхлебпром» филиал «Кричевский хлебозавод», необходимо отобрать образцы хлеба, конкурирующие между собой.
Образцы приобретены в магазине ОАО «Каравай», расположенном в г. Кричев по ул.Ленина, и в магазине ОАО «Меркурий», расположенном по ул. Комсомольская, 22.
На
момент совершения закупки для проведения
исследований были выбраны по наиболее
схожим показателям (вес, состав, форма
и др.) изделия следующих
-
ржано-пшеничный хлеб «
-
ржано-пшеничный хлеб «
-
ржано-пшеничный хлеб «
Для
оценки конкурентоспособности ржано-
-
покупатели употребляют хлеб
каждый день, при этом предпочтение
отдают ржано-пшеничному и
-
при покупке хлеба
-
потребители оценивают
- приобретая хлеб, покупатели руководствуются критериями: качество и цена, наличие упаковки;
- качество хлеба, выпускаемого на Кричевском хлебозаводе, оценено как хорошее;
- покупатели предпочитают приобретать хлеб в упаковке;
- цены на хлеб потребителей устраивают, а ассортимент – не совсем;
-
большинство покупателей
На
основании маркетингового исследования,
собранной информации, а также
с учетом требований ГОСТ 639-95 «Хлеба
Белорусские. Общие технические
условия» о товаре сформулируем перечень
конкурентоспособных
1) вкус и запах;
2) состояние мякиша (пористость, пропечённость);
3) внешний вид, цвет хлеба;
4)
состояние поверхности (
5) упаковка.
Пяти
экспертам было предложено определить
весомость каждого
Коэффициент
весомости (Mi) для каждого потребительского
свойства рассчитывается по формуле:
где Хij – оценка i-го свойства j-го эксперта;
m – количество экспертов;
n – количество свойств.
Расчет
групповых показателей
где Мi – вес i-го свойства в общем наборе потребительских свойств;
Пi – средняя оценка i-го показателя;
n – число параметров, участвующих в оценке.
Данные
по определению коэффициентов
Данные
таблицы 1 показывают, что наиболее
значимым показателем для потребителей
является вкус и запах. На втором месте
идет состояние мякиша (пористость
и пропечённость), на третьем –
внешний вид, цвет изделия, затем
идут состояние поверхности хлеба
и упаковка.