Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Управление конкурентоспособностью предприятия 7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 16
2.2 Анализ эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 20
2.3 Анализ недостатков,снижающие конкурентоспособность ООО«Интерьер»………………………………………………………………….30
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

управление конкурентоспособностью искандаров.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

     Второй  шаг SWOT-анализа – это своеобразная «разведка местности» - оценка рынка. Этот этап позволит оценить ситуацию вне ООО «Интерьер» и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

     Рассмотрим данные анкет на рисунке 7.

Рисунок 7- Результаты ответов экспертов, в%

     Итак, по рисунку 7 можем увидеть, что наибольшее количество голосов получили факторы № 1, 3, 4, 6, 8, 11, 15, 16, 17. К ним относятся факторы:

№1 –  новые виды продукции;

№3 –  сотрудничество с новыми поставщиками;

№4 –  улучшение уровня жизни населения;

№6 –  расширение сбытовой сети;

№8 –  увеличение рекламы на целевые аудитории;

№11 – новые конкуренты;

№15 –  повышение курса доллара, евро;

№16 –  потеря постоянных клиентов;

№17- слабость поставщиков.

     По  рисунку 7 можем определить какие рыночные возможности в лучшую сторону повлияют на конкурентоспособность и деятельность ООО «Интерьер» и какие угрозы могут в большей степени ухудшить деятельность предприятия.

       Таким образом, мы определим, что для ООО «Интерьер» является возможностями (1-10 факторы), а что – угрозами (11-20 факторы) (см. табл.8).

Таблица 8 -Возможности и угрозы для ООО «Интерьер»

Возможности Угрозы
Новые виды продукции Рост налоговых  пошлин
Сотрудничество  с новыми поставщиками Новые конкуренты
Улучшение уровня жизни населения Повышение курса доллара, евро
Увеличение  рекламы на целевые аудитории Потеря постоянных клиентов 
Расширение  сбытовой сети Слабость  поставщиков

Источник: анкеты опрошенных экспертов.

     Следующим шагом будет сопоставление сильных и слабых сторон ООО «Интерьер» с возможностями и угрозами рынка.

Таблица 9-Матрица SWOT-анализа

 
 
 
Возможности

1. Новые виды  продукции;

2. Сотрудничество  с новыми поставщиками;

3.Улучшение уровня жизни населения;

4. Увеличение  рекламы;

5. Расширение  сбытовой сети.

Угрозы

1. Рост налоговых пошлин;

2. Новые конкуренты;

3.  Повышение  курса доллара, евро;

4.Потеря постоянных  клиентов;

5. Слабость поставщиков;

Сильные стороны

1. Известность  на рынке офисной мебели;

2. Квалифицированный  персонал;

3. Фабричная  мебель;

4. Качество мебели;

5. Широкий выбор мебели под заказ;

6.Низкие цены  по сравнению с конкурентами

1. Сотрудничество  с новыми поставщиками позволит  приобрести новые виды продукции,  тем самым увеличит продажи.

2. Расширение  сбытовой сети за счет широкого  ассортимента мебели под заказ  и низких цен.

3. Проведение  рекламных акций, что тоже значительно увеличит продажи.

1.  Повышение  налоговых пошлин, курса доллара  (евро) , снижение доходов населения  все равно позволит нам держать  цены ниже ,чем у конкурентов.

2. Удержать покупателей  за счет гибкой ценовой политики и качественной мебели.

3. Известность  на рынке офисной мебели не  даст потерять постоянных клиентов.

Слабые  стороны

1. Малая известность на рынке домашней мебели;

2. Отсутствие  рекламы;

3. Отсутствие  новинок;

4. Нет складской  программы;

5.Отсутствие проведения ярмарок, выставок.

1. Из-за непопулярности  на рынке домашней мебели и  отсутствия складской программы  будет трудно расширить сбытовую  сеть.

2. Из-за отсутствия  рекламы продвижение новых видов  продукции будет затруднено.

1. Появление новых конкурентов на рынке домашней мебели может снизить продажи предприятия до минимума.

2. Потеря постоянных  клиентов из-за отсутствия складской  программы.

3.Рост налоговых пошлин сильно отразится на поставке мебели зарубежного производства.

     Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами ООО «Интерьер», можно сделать вывод, что при данных условиях предприятию будет выгодно, если фирма заключит договора на поставку мебели с новыми поставщиками, что увеличит объемы продаж и посодействует реализации продукции для разных слоев населения. Также для увеличения продаж необходимо провести рекламные акции. Опираясь на сильные стороны ООО «Интерьер» можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику, а также использовать только качественную продукцию во избежание потери постоянных клиентов и перехода их к конкурентам. Главной слабой стороной для реализации возможностей служит недостаток рекламных мероприятий, необходимых для расширения сбытовой сети, для продвижения новых видов продукции. Рекламные мероприятия играют главную роль в повышении конкурентоспособности предприятия. Наличие новинок у конкурентов приведет потере старых клиентов и к отсутствию новых. Основными угрозами, усугубленными слабыми сторонами для ООО «Интерьер» будут являться появление новых конкурентов, особенно на рынке домашней мебели, повышение курса доллара, евро и таможенных пошлин, что соответственно приведет к значительному уменьшению продаж мебели зарубежного производства и затруднит ее поставку. Постоянное отсутствие товара  на складе (отсутствие складской программы) может повлиять на потерю постоянных покупателей, что также существенно отразится на объемах реализации ООО «Интерьер».

     Следующий анализ конкурентоспособности будет  заключаться в сравнении ООО «Интерьер» с его основными конкурентами. Для этого мы будем использовать графический метод – построение многоугольников.

     Для определения основных конкурентов ООО «Интерьер» проведем опрос покупателей и сотрудников организации (см. Приложение В).

     В опросе участвовало 100 человек.  Из них: персонал – 25 человек; покупатели – 75 человек. Результаты представлены на рисунке 8.

Для оценки конкурентоспособности ООО «Интерьер» выберем 3 основных конкурента по наибольшему количеству ответов. Это магазины: «Дом мебели» (85 чел.),  МК «Шатура» (79 чел.), «Алтын ай» (71 чел.).

     Магазин «Дом мебели» - закрытое акционерное  общество, находится по адресу: пр. Московский, д.30/18. Занимается продажей домашней, офисной  мебелью и предметами интерьера. Также сдает в аренду помещения.

     Мебельная корпорация «Шатура» (2 магазина) находится по адресу: Сармановский тракт, 17/24; ул. Ш. Усманова, 41/10А. Занимается продажей

домашней  и офисной мебели, предметов интерьера.

       Гипермаркет мебели «Алтын ай»  находится по адресу: Сармановский  тракт, 18/38А. Занимается продажей офисной, домашней мебели и предметов интерьера.

          

Рисунок 8- Определение основных конкурентов ООО «Интерьер»

     Проведем  балльный (по 9-ти балльной шкале) сравнительный анализ показателей основных конкурентов с собственной деятельностью предприятия. Для получения данных также будем использовать анкетирование. Экспертами будут выступать:

     1. Посетители магазина – 25 человек;

     2. Персонал – 25 человек.

     Им  была предложена анкета с факторами  конкурентоспособности предприятия: продукт, цена, каналы сбыта и продвижение продукта на рынке, где требовалось проставить баллы от 0 до 9 (см. Приложение Г).

     0-самая низкая оценка параметра;

     9-самая  высокая оценка параметра.

      Проанализировав данные анкет, составим общую таблицу анализа конкурентоспособности ООО «Интерьер» с МК «Шатура», «Алтын Ай» и «Дом мебели» (см. таблицу 10). 
 

Таблица 10-Анализ конкурентоспособности основных конкурентов ООО «Интерьер» с собственной деятельностью предприятия

Факторы конкурентоспособности Балльная  оценка фирм
«Интерьер» МК «Шатура» «Алтын Ай» «Дом мебели»
1. Продукт
Сумма баллов 26,4 19,1 16,2 25,3
Средний балл   6,6   4,8     4,05     6,33
2. Цена
Сумма баллов 18,2 18,4 26,8 24,1
Средний балл     4,55   4,6   6,7     6,03
3. Каналы сбыта
Сумма баллов 19,1 22,3 23,4 24,2
Средний балл    4,78     5,58     5,85     6,05
4. Продвижение продукта  на рынке
     Сумма баллов   7,9 14,6 21,9 16,4
Средний балл     2,63     4,86    7,3     5,47
Общая сумма баллов: 71,6 74,4 88,3 90,0

     По  данным таблицы можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособным является магазин «Дом мебели» (90 баллов). Наименьшее число баллов у предприятия ООО «Интерьер» (71,6 баллов), но стоит отметить, что фактор «Продукт» набрал самое большое количество баллов (26,4) по сравнению с фирмами-конкурентами. Почти на том же уровне находится магазин МК «Шатура».

     По  средним значениям факторов конкурентоспособности  построим "многоугольник конкурентоспособности" для каждой фирмы (см. рисунок 9).

     Определим показатель уровня конкурентоспособности ООО «Интерьер» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многоугольника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многоугольника конкурентоспособности» предприятия ООО «Интерьер».

Рисунок 9- Многоугольники конкурентоспособности ООО «Интерьер» и его конкурентов

     Сделаем вывод: ООО «Интерьер» является самым неконкурентоспособным предприятием по сравнению с фирмами-конкурентами. Итак, фирма МК «Шатура» конкурентоспособнее ООО «Интерьер» в 1,21 раз, «Алтын ай» в 1,7 раз и «Дом мебели» в 1,75 раза.

     По рисунку 9 можно сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах ООО «Интерьер» по отношению к фирмам-конкурентам. Сильной стороной здесь является фактор «Продукт». По остальным факторам «Цена», «Каналы сбыта» и «Продвижение продукта на рынке» ООО «Интерьер» значительно проигрывает. Фактор цены тоже уступает перед фирмами-конкурентами, но если сравнить данные таблиц 13,14,15,16, то можем заметить, что параметр  «Прейскурантная» набрал больше всего баллов у ООО «Интерьер». Можем сделать вывод, цены у ООО «Интерьер» ниже, чем у фирм-конкурентов, но не развита система скидок и виды оплаты товара. Реклама и каналы сбыта являются слабыми сторонами ООО «Интерьер». Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

            

2.3 Анализ недостатков, снижающих конкурентоспособность ООО «Интерьер» 

     В ходе анализа управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» были выявлены следующие недостатки:

     1) отсутствие каких-либо рекламных мероприятий для продвижения ООО «Интерьер» на рынке мебели. Данный недостаток в большей мере связан с тем, что на предприятии отсутствует должность менеджера по продажам, который вел бы рекламную деятельность, а также занимался повышением конкурентоспособности ООО «Интерьер»;

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)