Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Управление конкурентоспособностью предприятия 7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 16
2.2 Анализ эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 20
2.3 Анализ недостатков,снижающие конкурентоспособность ООО«Интерьер»………………………………………………………………….30
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Управленческое воздействие на функции управления предприятия | Результат управленческого воздействия |
Планирование | Использование современных методов стратегического, долгосрочного, текущего планирования, рост обоснованности и надежности планов на основе различных методов прогнозирования, разработка обоснованных нормативов деятельности, привлечение сотрудников к процессу постановки целей, регулярная корректировка планов и т.д. |
Организация | Использование
эффективных методов |
Мотивация | Рост заинтересованности
сотрудников в улучшении |
Контроль | Создание
комплексной системы учета, разработка
системы показателей |
Координация | Применение
различных методов |
По данным таблиц 1 и 2 возможно выделить концепцию системы управления конкурентоспособностью предприятия, рассмотрено влияние различных управленческих воздействий на внешнюю среду прямого и косвенного воздействия на организацию через потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, а также на функции управления предприятия, из которых складывается система управления конкурентоспособностью предприятия.
В процессе выполнения функций управления конкурентоспособностью менеджерам приходится принимать большое количество решений: при планировании - постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач; при осуществлении функции организации - структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов. Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих мер, одним словом, направлен на рост заинтересованности персонала в улучшении качества работы. Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи, проведение исследований и т. п. Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Сделаем
вывод: управление конкурентоспособностью
предприятия – последовательная реализация
функций управления с целью формирования
предприятию характеристик, обеспечивающих
ей конкурентное преимущество по сравнению
с фирмами-конкурентами. В постоянном, гибком
реагировании на требования рынка всех
функций и заключается искусство менеджера,
которое может быть реализовано только
благодаря применению научных методов
управления.
1.3
Методы
оценки повышения конкурентоспособности
предприятия
Анализ
деятельности предприятия по повышению
его конкурентоспособности
Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты.
Во-первых,
оценка конкурентоспособности, т. е. определение
показателей
Во-вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;
В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль [28, С.29].
Рассмотрим некоторые существующие методики оценки конкурентоспособности.
В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
Сильные стороны вашего предприятия (Strengths) |
Возможности (Opportunities) |
Слабые стороны вашего предприятия (Weaknesses) |
Угрозы (Threats) |
Рисунок 3- Матрица SWOT-анализа
По мнению автора, с помощью метода SWOT-анализа можно сочетать в
одной методике преимущества количественной и качественной оценки, что является наиболее целостным и удобным для использования при оценке конкурентоспособности предприятия. Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Консультанты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации собственными силами руководства фирмы.
Таким
образом, проведенный теоретический
анализ показывает большой интерес
авторов к проблеме изучения конкурентоспособности
предприятия. Дадим основное определение
конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность
предприятия - это его комплексная
характеристика, характеризующая его
возможность в любой момент времени быть
прибыльным и конкурентоспособным. Система
менеджмента конкурентоспособности предприятия
заключается в последовательной реализации
функций планирования, организации, мотивации,
контроля и координации с целью формирования
предприятию конкурентных характеристик
по сравнению с фирмами-конкурентами.
Анализ литературных источников и методических
разработок, посвященных вопросам оценки
конкурентоспособности различного вида
и уровня, показал, что наиболее слабым
звеном в оценке конкурентоспособности
предприятия является отсутствие комплексности
и единства подходов к этой проблеме с
учетом специфических особенностей данной
категории. Существующие методы и научные
разработки по вопросам оценки конкурентоспособности
касаются в основном продукции и в меньшей
степени затрагивают деятельность предприятия.
2
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика ООО
«Интерьер»
Общество с ограниченной ответственностью «Интерьер», действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 [40].
Место нахождения ООО «Интерьер-офис»: 423827, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Московский,138А.
Основной целью деятельности фирмы является получение прибыли. Фирма имеет только один магазин - собственное, построенное трех этажное здание. В связи с этим предприятие имеет кредиторскую задолженность.
Видами деятельности ООО «Интерьер» являются: оптово-розничная торговля офисной мебелью; розничная торговля домашней корпусной и мягкой мебелью; сдача в аренду помещений [41].
Поставщиками продукции для ООО «Интерьер» являются как отечественные производители, так и зарубежные. Они предлагают только качественную продукцию, имеющую сертификаты и гарантию.
Фирма
располагает своим
Основными конкурентами ООО «Интерьер», которые осуществляют торговлю домашней и офисной мебели, являются такие мебельные магазины как МК «Шатура», «Дом Мебели», «Алтын Ай».
На 01.01.2011 г. на предприятии работает 25 человек. Тип организационной структуры (см.рис.4), существующей на данном предприятии, линейный, что означает планирование работ, и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя к производственным подразделениям [41].
Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Интерьер»
Рассмотрим динамику численности работников и тарифных ставок на предприятии ООО «Интерьер» согласно штатного расписания за 2008-2010 гг. (см. табл.3.)
Таблица 4-Штатное расписание ООО «Интерьер» за 2008-2010 гг.
№
п/п |
Должность | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
Кол-во | Тарифная ставка, руб. | Кол-во | Тарифная ставка, руб. | Кол-во | Тарифная ставка, руб. | |||
1. | Директор предприятия | 1 | 18000 | 1 | 18000 | 1 | 6000 | |
2. | Заместитель директора по эксплуатации здания | 1 | 15000 | 1 | 15000 | 1 | 5500 | |
3. | Заместитель директора по сбыту | 1 | 15000 | 1 | 15000 | 1 | 5500 | |
4. | Главный бухгалтер | 1 | 15000 | 1 | 15000 | 1 | 5500 | |
5. | Заместитель главного бухгалтера | 1 | 10000 | 1 | 12000 | 1 | 5000 | |
6. | Бухгалтер | 0 | 0 | 1 | 4500 | |||
7. | Администратор | 0 | 1 | 8000 | 1 | 4500 | ||
8. | Администратор фирменного салона "Мебель черноземья" | 1 | 8000 | 0 | 0 | |||
9. | Администратор салона офисной мебели | 1 | 8000 | 0 | 0 | |||
10. | Начальник службы продаж | 0 | 1 | 10000 | 0 | |||
11. | Начальник службы логистики и сервиса | 0 | 1 | 8000 | 0 | |||
12. | Менеджер по прямым продажам | 1 | 8000 | 3 | 8000 | 2 | 4300 | |
13. | Юрисконсульт | 1 | 6800 | 1 | 6800 | 0 | ||
14. | Заведующий складом | 1 | 7000 | 1 | 7000 | 1 | 4300 |
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)