Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Управление конкурентоспособностью предприятия 7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 16
2.2 Анализ эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 20
2.3 Анализ недостатков,снижающие конкурентоспособность ООО«Интерьер»………………………………………………………………….30
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

управление конкурентоспособностью искандаров.doc

— 592.50 Кб (Скачать)
Управленческое  воздействие на функции управления предприятия  
Результат управленческого воздействия
Планирование Использование современных методов стратегического, долгосрочного, текущего планирования, рост обоснованности и надежности планов на основе различных методов прогнозирования, разработка обоснованных нормативов деятельности, привлечение сотрудников к процессу постановки целей, регулярная корректировка планов и т.д.
Организация Использование эффективных методов управления, рациональное распределение материально-технических  и людских ресурсов и др.
Мотивация Рост заинтересованности сотрудников в улучшении качества работы, творческий подход работников, участие персонала в процессе принятия решений, приверженность сотрудников данному предприятию и др.
Контроль Создание  комплексной системы учета, разработка системы показателей эффективности  деятельности предприятия и ее системы  управления, своевременная корректировка действий при обнаружении ошибок, развитие самоконтроля и ответственности каждого сотрудника и др.
Координация Применение  различных методов стратегического  и ситуационного анализа, проведение исследований, на основе которых обеспечивается бесперебойная работа  предприятия и др.

     По данным таблиц 1 и 2 возможно выделить концепцию системы управления конкурентоспособностью предприятия, рассмотрено влияние различных управленческих воздействий на внешнюю среду прямого и косвенного воздействия на организацию через потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, а также на функции управления предприятия, из которых складывается система управления конкурентоспособностью предприятия.

     В процессе выполнения функций управления конкурентоспособностью менеджерам приходится принимать большое количество решений: при планировании - постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач; при осуществлении функции организации - структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов. Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих мер, одним словом, направлен на рост заинтересованности персонала в улучшении качества работы. Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи, проведение исследований и т. п. Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.

     Сделаем вывод: управление конкурентоспособностью предприятия – последовательная реализация функций управления с целью формирования предприятию характеристик, обеспечивающих ей конкурентное преимущество по сравнению с фирмами-конкурентами. В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления. 

1.3 Методы оценки повышения конкурентоспособности предприятия  

      Анализ  деятельности предприятия по повышению  его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования  имеющегося потенциала (организационного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности, эффективности производственной деятельности. Следует подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной деятельности. Дело в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия [24, С.238].

     Вместе  с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты.

     Во-первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение  показателей конкурентоспособности  предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики;

     Во-вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла  продукта. Такой подход позволяет  своевременно принимать решения  об оптимальных изменениях товарного  ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;

     В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль [28, С.29].

      Рассмотрим  некоторые существующие методики оценки конкурентоспособности.

  1. Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>) [6, С.30], [27, С.202 ].

     В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

  1. Экспертные методы основаны на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Суть оценки с помощью экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. К экспертным методам относятся: метод «Дельфи», мозговой штурм, метод «дерево целей»,метод «снежного кома», метод «комиссий круглого стола» и другие [6, С.28].
  2. Метод на основе теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности организации, охватывает наиболее важные аспекты ее хозяйственной деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те организации, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Данный метод построен на анализе групп показателей конкурентоспособности организации, характеризующих эффективность производственной деятельности организации, финансовое положение организации, показатели конкурентоспособности товаров, эффективность организации сбыта и продвижение товара [6, С.30].
  3. Графический метод представляет собой сопоставление «многоугольников конкурентоспособности» фирм по нескольким критериям. Многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий. Накладывая один многоугольник на другой, можно выявить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга [5, С.37].
  4. Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Производятся расчеты группового показателя по нормативным, техническим, экономическим параметрам, расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации [8, С.289].
  5. SWOT-анализ - это метод, который в литературе относится к качественным методам, что, однако, не мешает использовать его для проведения количественного анализа [25, С.68]. Этот метод, по мнению автора, является наиболее целостным и удобным для использования, так как позволяет оценить конкурентоспособность системно с точки зрения взаимодействия внутренних и внешних факторов. Характеристика внутренних факторов выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а внешних – угрозы и возможности, существующие в окружающей среде. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 3, так называемой «матрицы SWOT-анализа».
       
      Сильные стороны вашего предприятия

      (Strengths)

       
      Возможности (Opportunities)
       
      Слабые  стороны вашего предприятия (Weaknesses)
       
      Угрозы

      (Threats)

Рисунок 3- Матрица SWOT-анализа

     По  мнению автора, с помощью метода SWOT-анализа можно сочетать в

одной методике преимущества количественной и качественной оценки, что является наиболее целостным и удобным для использования при оценке конкурентоспособности предприятия. Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Консультанты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации собственными силами руководства фирмы.

     Таким образом, проведенный теоретический  анализ показывает большой интерес  авторов к проблеме изучения конкурентоспособности  предприятия. Дадим основное определение конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия  - это его комплексная характеристика, характеризующая его возможность в любой момент времени быть прибыльным и конкурентоспособным. Система менеджмента конкурентоспособности предприятия заключается в последовательной реализации функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации с целью формирования предприятию конкурентных характеристик по сравнению с фирмами-конкурентами. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Интерьер», действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 [40].

     Место нахождения ООО «Интерьер-офис»: 423827, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Московский,138А.

     Основной  целью деятельности фирмы является получение прибыли. Фирма имеет только один магазин - собственное, построенное трех этажное здание. В связи с этим предприятие имеет кредиторскую задолженность.

     Видами  деятельности ООО «Интерьер» являются: оптово-розничная торговля офисной мебелью; розничная торговля домашней корпусной и мягкой мебелью; сдача в аренду помещений [41].

     Поставщиками  продукции для ООО «Интерьер» являются как отечественные производители, так и зарубежные. Они предлагают только качественную продукцию, имеющую сертификаты и гарантию.

     Фирма располагает своим автотранспортом, легковым и грузовым для доставки мебели клиентам.

     Основными конкурентами ООО «Интерьер», которые осуществляют торговлю домашней и офисной мебели, являются такие мебельные магазины как МК «Шатура», «Дом Мебели», «Алтын Ай».

     На 01.01.2011 г. на предприятии работает 25 человек. Тип организационной структуры (см.рис.4), существующей на данном предприятии, линейный, что означает планирование работ, и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя к производственным подразделениям [41].

Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Интерьер»

     Рассмотрим  динамику численности работников и  тарифных ставок на предприятии ООО «Интерьер» согласно штатного расписания за 2008-2010 гг. (см. табл.3.)

Таблица 4-Штатное расписание ООО «Интерьер» за 2008-2010 гг.

п/п

Должность 2008 год 2009 год 2010 год  
Кол-во Тарифная ставка, руб. Кол-во Тарифная ставка, руб. Кол-во Тарифная ставка, руб.  
1. Директор предприятия 1 18000 1 18000 1 6000  
2. Заместитель директора по эксплуатации здания 1 15000 1 15000 1 5500  
3. Заместитель директора  по сбыту 1 15000 1 15000 1 5500  
4. Главный бухгалтер 1 15000 1 15000 1 5500  
5. Заместитель главного бухгалтера 1 10000 1 12000 1 5000  
6. Бухгалтер 0   0   1 4500  
7. Администратор 0   1 8000 1 4500  
8. Администратор фирменного салона "Мебель черноземья" 1 8000 0   0    
9. Администратор салона офисной мебели 1 8000 0   0    
10. Начальник службы продаж 0   1 10000 0    
11. Начальник службы логистики и сервиса 0   1 8000 0    
12. Менеджер по прямым продажам 1 8000 3 8000 2 4300  
13. Юрисконсульт 1 6800 1 6800 0    
14. Заведующий  складом 1 7000 1 7000 1 4300  

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)