Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Управление конкурентоспособностью предприятия 7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 16
2.2 Анализ эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 20
2.3 Анализ недостатков,снижающие конкурентоспособность ООО«Интерьер»………………………………………………………………….30
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

управление конкурентоспособностью искандаров.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 3

15. Менеджер по рекламе и дизайну 1 6800 1 6800 0    
16. Контролер-кассир 0   1 6800 1 4300  
17. Продавец-консультант 5 6800 0   0    
18. Продавец-консультант 1 кат. 0   2 8300 0    
19. Продавец-консультант 2 кат. 0   3 7300 3 4500  
20. Продавец-консультант 3 кат. 0   2 6800 0    
21. Старший продавец-косультант 2 7800 0   0    
22. Инспектор отдела кадров 1 6800 1 6800 0    
23. Экспедитор 2 7000 3 7000 1 4300  
24. Сборщик мебели 5 6800 6 6800 4 4300  
25. Охранник 2 7000 2 7000 2 4300  
26. Охранник-контролер 2 8000 2 8000 1 4300  
27. Электрик 0,5 6800 0,5 6800   0,5 4300  
28. Сантехник 0,5 6800 0,5 6800 0,5 4300  
29. Уборщица 3 6800 3 6800 2 43000  

Источник: штатное расписание ООО «Интерьер» за 2008-2010 гг.

     По  данным таблицы 3 следует отметить, что в 2009 году по сравнению с  2008 годом численность работников возросла на 6 человек, тарифные ставки остались на том же уровне, появились новые должности   (администратор, начальник службы логистики и сервиса, контролер-кассир и продавцы-консультанты 1,2,3 категории) в штатном расписании.      

Таблица 4- Численность персонала, месячный фонд заработной платы и среднемесячная зарплата на 1 работника за 2008-2010 гг. в ООО «Интерьер»

Итого  
2008 год
По отношению  к 2009г.  
2009 год
По отношению  к 2008г.  
2010 год
По отношению  к 2009г.
Численность персонала 34 чел. 100% 40 чел. 117,6% 25 чел. 62,5%
Месячный  фонд заработной платы 279200 р. 100% 330300 р. 118,3% 114500 р.          45%   
Среднемесячная  заработная плата на 1 работника   8212 р. 100%    8257 р. 100,5%    4580 р.          55%

     По  таблице можно сделать следующий  вывод: по сравнению с 2008 г. в 2009г. численность работников выросла на 17,6%, а среднемесячная заработная плата на одного работника осталась практически на том же уровне. Увеличение количества работников связано с расширением деятельности предприятия и увеличением площади. Если сравнивать данные численности персонала и заработной платы 2009г. и 2010 г., то заметим снижение. Таким образом, количество работников сократилось на 15 человек (на 37,5%), а среднемесячная заработная плата на одного работника  снизилась на 45%. Такие сильные изменения связаны с высокой конкуренцией и уменьшением уровня доходов и покупательной способностью граждан.

     Проанализируем  динамику реализованной продукции предприятия (см. таблицу 5).

Таблица 5 -Анализ объема реализации продукции ООО «Интерьер» за 2008-2010 гг.

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год
Объем реализации продукции, тыс.руб.  
25 301,39
 
40 239,23
 
13 285,21
Рост (+), снижение

(-), тыс.руб.

 
---
 
14 937,84
 
-26 954,02
Темп  роста , % ---     159,04   -33
Темп  прироста,% ---       59,04 ---

Источник: Форма №2 «Отчет о прибыли и убытках» ООО «Интерьер-офис» за 2008-2010 гг.

     Объем реализации продукции ООО «Интерьер» в 2009 году возрос на 14937,84 тыс. руб. или более чем в 1,5 раза (на 59,04%). В 2010 году объем реализации продукции по сравнению с 2009 годом снизился на 26954,02 тыс. руб. или более чем в 3 раза (на 33%). ООО «Интерьер» осуществляет бесплатное послепродажное обслуживание (см. таблицу 6).

Таблица 6-Анализ покупателей, воспользовавшихся послепродажным обслуживанием ООО «Интерьер»

 
Вид
1 полугодие  2010 года 2 полугодие  2010 года
Всего

покупателей

Воспользовавшихся услугой Всего Воспользовавшихся услугой
Сборка  
653 чел.
493 чел.  
711 чел.
596 чел.
Монтаж 365 чел. 498 чел.
Ремонт    5 чел.    2 чел.

     Источник: месячные отчеты о продажах, отчеты о дополнительных услугах за 1, 2 полугодие 2010г. ООО «Интерьер»

     По  таблице, можем заметить, что большая  часть покупателей пользуется бесплатными дополнительными услугами (сборкой и монтажом), ремонтом воспользовалось за год всего 7 человек. 

    2.2 Анализ эффективности управления  конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 

     Для оценки эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» проведем метод SWOT-анализа. Для наиболее объективных результатов анализа будем использовать мнения 73 экспертов с помощью анкетирования. Экспертами будут выступать персонал, поставщики и посетители магазина. Охарактеризуем каждую группу.

     Посетители - жители города Набережные Челны (мужчины  и женщины) в возрасте 18-70 лет, а  также представители организаций.                                                                                                                                                                                                                                                Персонал – все работники предприятия ООО «Интерьер».

     Каждому эксперту была предложена анкета со списком  параметров (см. Приложение А). На анкеты отвечали 73 эксперта, из них: 14 поставщиков (ведущие менеджеры ООО «Интерьер»), 23 работника ООО «Интерьер», 36 посетителей ООО «Интерьер». Результаты ответов показаны на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5- Сильные стороны ООО «Интерьер» по результатам анкетирования экспертов

     На рисунке 5 можем увидеть сильные стороны ООО «Интерьер». Большинство экспертов из всех групп оценили параметры № 1, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 17, 18 как преимущества (сильные стороны) ООО «Интерьер». №1 - Известность на рынке офисной мебели;

№5 - площадь  выставочных залов;

№6 –  квалифицированный персонал;

№8 –  благоприятный морально-психологический климат в коллективе,;

№10 - фабричная мебель;

№11 - гарантия на мебель;

№14 -  широкий выбор товара на заказ;

№17 - послепродажное обслуживание (сборка, монтаж, ремонт);

№18 - низкие цены на аналогичную продукцию по сравнению с фирмами-конкурентами.

     Таким образом, следует отметить, что самая сильная сторона ООО «Интерьер» - это продукция, которую реализует предприятие. Вся мебель фабричная и имеет гарантийный срок не менее 1 года. Также сильными сторонами являются большой ассортимент мебели под заказ, известность на рынке офисной мебели и низкие цены на аналогичную продукцию по сравнению с фирмами-конкурентами, квалифицированный персонал и площадь выставочного зала. Послепродажное обслуживание (сборка, монтаж, ремонт) и психологический климат в коллективе, по мнению больше половины экспертов тоже являются сильными сторонами ООО «Интерьер». Данные сильные стороны позволяют предприятию ООО «Интерьер» быть конкурентоспособным и непрерывно вести свою деятельность.

       Рассмотрим слабые стороны ООО «Интерьер» на рисунке 6.

     На  рисунке 6 можно увидеть  слабые стороны  ООО «Интерьер». Большинство экспертов  всех групп оценили параметры  № 2, 3, 7, 12, 13, 15, 16, 19, 20 как недостатки (слабые стороны) ООО «Интерьер».

№2 - известность  на рынке домашней мебели;

№3 -  рекламные акции;

№7 - численность  работников;

№12 - наличие  новинок;

№13 -  наличие товара на складе;

№15 - проведение ярмарок и выставок;

№16 - доставка продукции клиенту;

№19 - система  скидок;

 №20 - способы оплаты.

Рисунок 6 -Слабые стороны ООО «Интерьер» по результатам анкетирования экспертов

     Проанализировав данные рисунка 6, можно сделать вывод, что самыми слабыми сторонами ООО «Интерьер», которые снижают его конкурентоспособность в наибольшей степени, являются: отсутствие ярмарок и выставок, рекламы, отсутствие товара на складе, отсутствие товаров-новинок, малая известность на рынке домашней мебели. Также влияние на снижение конкурентоспособности оказывают несвоевременная доставка клиентам, нехватка персонала (87% ответов персонала), неотлаженная система скидок и способы оплаты товара.

Таблица 7- Сильные и слабые стороны ООО «Интерьер»

Сильные стороны Слабые стороны
Известность на рынке офисной мебели Мало известен на рынке домашней мебели
Квалифицированный персонал Отсутствие  рекламы
Фабричная мебель Отсутствие  новинок
Качественная  мебель Нет складской  программы
Широкий выбор мебели под заказ Не проводятся ярмарки и выставки
Низкие  цены по сравнению с конкурентами  

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)