Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.
Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Определение и сущность конкурентоспособности предприятия 4
1.2 Управление конкурентоспособностью предприятия 7
1.3 Методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интерьер» 16
2.2 Анализ эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Интерьер» 20
2.3 Анализ недостатков,снижающие конкурентоспособность ООО«Интерьер»………………………………………………………………….30
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ИНТЕРЬЕР» ……………………………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

управление конкурентоспособностью искандаров.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ  СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

                           Специальность 061100 Менеджмент организации

                            Специализация  Производственный  менеджмент

                     

        Искандаров  Зямил Мусинович 
     

        КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)» 

  Дисциплина: Основы менеджмента 

  Форма аттестации: курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УФА 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.

      Содержательная  сущность конкурентоспособности не имеет общепринятого формального, а тем более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности чаще всего является товар, а не вся деятельность фирмы.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  в условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого предпринимателя выражается, прежде всего, в уровне прибыли. Это определяет эффективность деятельности и возможность дальнейшего существования. При этом предприниматель должен удовлетворять общественный спрос на товар (услугу) – и в этом случае банкротство ему не грозит. Поэтому сейчас решающим фактором коммерческого успеха предприятия является конкурентоспособность товара, а следовательно, конкурентоспособность и самого предприятия.

      В соответствии с этим, главная цель курсовой работы– разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Интерьер».

      Исходя  из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:

  1. изучить теоретические и методологические основы оценки конкурентоспособности фирмы;
  2. провести анализ конкурентоспособности ООО «Интерьер»;
  3. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Интерьер».

      Объектом  исследования является предприятие по реализации мебельной продукции ООО «Интерьер».

      Предмет исследования – управление конкурентоспособностью ООО «Интерьер».

     В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература по вопросам оценки и управления конкурентоспособности продукции и предприятия, документы бухгалтерско-финансовой отчетности торгового предприятия ООО «Интерьер» за 2008-2010 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИКО -МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  

    1. Определение и сущность конкурентоспособности  предприятия
 

     Повышение уровня конкурентоспособности предприятий  любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

     Прежде  всего, необходимо отметить, что различают  конкурентоспособность товаров, предприятий, отраслей и стран [13, С.48].

     Между уровнями конкурентоспособности страны, региона, отрасли, предприятия и продукции существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой [13, С.48].

     

     Рисунок 1- Схема взаимосвязи  конкурентоспособности на различных уровнях

     Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия».

     Можно выделить следующие основные отличия  между понятиями конкурентоспособности  товара и предприятия:

     1) оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и.т.д);

     2) признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

     3) товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий.

     Если  рассматривать конкурентоспособность  предприятия как относительную  категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.

     Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.

     Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности  предприятия адаптироваться к постоянно  меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

     Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность  бескризисного функционирования.

     Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный  показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя [9, С.117].

     С учетом всего вышеперечисленного можно  сделать следующий вывод: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.  

    1. Управление  конкурентоспособностью предприятия
 

     Любое предприятие для поддержания  своего существования, реализации корпоративных  целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [39, С.129].

     Управление  конкурентоспособностью предприятия – управленческая деятельность, связанная с осуществлением планирования, организации, мотивации, контроля и координации деятельности организации с целью получения прибыли для развития самого предприятия и качественного обслуживания клиентов в условиях конкурентной борьбы [23, С.197].Взаимодействие функций представлено на рисунке 2

                                                                

    Рисунок 2- Функции управления конкурентоспособностью

     В современных условиях управление конкурентоспособностью должно выступать принципом и средством интенсификации деятельности предприятия, причем основной целью данной деятельности является не просто рост прибыли и завоевание определенного потребительского сегмента рынка, а управление процессом формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации на рынке [14, С.132].

     Система управления конкурентоспособностью организации  должна формировать комплекс долгосрочных и краткосрочных управленческих воздействий на все подразделения и лица, взаимодействующие в сфере обеспечения конкурентоспособности предприятия и продукции на рынке, а также осуществить воздействия на интенсификацию усилий по достижению целей и запланированных результатов деятельности предприятия [18, С.308].

     Основными объектами управленческого воздействия являются потребители, посредники, конкуренты, поставщики, союзы и контактные аудитории. Результатами управленческих воздействий являются увеличение объемов реализации, увеличение лояльных клиентов, уменьшение издержек предприятия, развитие системы логистики, взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками, увеличение дли предприятия на рынке, внедрение международных стандартов обслуживания и т.д. 

Таблица 1-Внешние объекты косвенного управленческого воздействия системы управления конкурентоспособностью предприятия

Объект

управленческого

воздействия

Результат управленческого  воздействия
Потребители продукции      Увеличение  реализации продукции, повышение количества лояльных клиентов, выход на различные  потребительские сегменты рынка, индивидуализация и персонализация услуг, рост доли постоянных клиентов и т.д.
Посредники Рост эффективности  системы продаж, уменьшение издержек предприятия, повышение надежности и эффективности сотрудничества, расширение каналов сбыта продукции и т.д.
Конкуренты  Увеличение  доли предприятия на рынке, увеличение прибыли, улучшение качественных показателей  и результатов финансово-хозяйственной  деятельности, появление возможности  стратегического развития предприятия  и т.д.
Поставщики Развитие  системы логистики, улучшение снабжения, грамотная финансовая политика, удобная форма и условия доставки продукции, надежность сотрудничества, взаимовыгодные цены и условия оплаты и т.д.
Различного  рода

ассоциации  и союзы

Объединение организаций по интересам в целях влияния на разработку налогового и трудового законодательства; формирование новых предложений, внедрение международных стандартов обслуживания.
Контактные  аудитории Формирование  доброжелательных отношений с местным  населением, партнерских отношений с финансовыми властными структурами, взаимовыгодное сотрудничество государственными и муниципальными учреждениями и т.д.
 

     Основными функциями в системе управления являются планирование, организация, мотивация, контроль и координация, а результатами управленческого воздействия на них – использование современных методов планирования, привлечение сотрудников к процессу постановки целей, рациональное распределение ресурсов, рост заинтересованности персонала, применение различных методов анализа и т.д. 

Таблица 2-Управленческие воздействия на функции системы управления конкурентоспособностью предприятия

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия)