Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:04, дипломная работа
Задачами данной работы является:
- выявление роли отбора в принятии на должность ,
- изучение технологии отбора персонала ,
- анализ технологии отбора персонала .
Объектом исследования является ООО «Терморос» . Компания «Терморос»
Введение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. Основы организации процесса подбора и отбора персонала
1.1 Общая характеристика процессов набора и отбора персонала
1.2 Факторы, влияющие на процесс набора и отбора персонала
1.3 Методы отбора персонала предприятия
Глава 2. Организация процесса подбора и отбора персонала на предприятии
2.1 Выбор оптимального источника найма персонала
2.2 Этапы реализации процесса подбора и отбора персонала
2.3 Критерии качества подбора и отбора персонала
2.4 Планирование человеческих ресурсов как основа эффективности процесса отбора персонала
Глава 3. Повышение эффективности процесса подбора и отбора персонала
3.1. Правила проведения собеседования при подборе и отборе персонала
3.2. Поиск новых источников и совершенствование принципов подбора и отбора персонала
3.3. Зарубежная практика организации процесса подбора и отбора персонала
6
6
26
26
31
35
49
49
Заключение ………………………………………………………………….
79
Список литературы ……………….………………………………………
82
Приложения ……………………………………………………………….
· обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки.
Согласие приступить к работе | ||||||||||||
Подготовка к приему и оформление на работу | ||||||||||||
Вручение корпоративных сувениров и информационных материалов |
||||||||||||
Руководитель подразделения |
||||||||||||
HR-служба |
Общее обучение (адаптивный курс), информирование о нормах корпоративной культуры |
Кандидат | ||||||||||
Отбор кандидата и процесс принятия решения о приеме, ротация |
PR-отдел |
|||||||||||
Ознакомление с должностной инструкцией, вводное собеседование |
||||||||||||
Подготовка рабочего места, допуск к работе, информированность |
||||||||||||
Куратор |
Рис. 2.1.1. Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника и его информирование
В центре проблемы информационного обеспечения процесса адаптации лежит сбор и оценка показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные.
Таблица 2.1.1
Попроцессных подход к организации адаптации
№ |
Операции процесса |
Ответственный, срок выполнения |
Методы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Отбор кандидата, планирование ротации сотрудников |
HR-служба, руководитель подразделения |
Проводится в соответствии с принятыми правилами. При планировании ротации определяются работники, ротация которых необходима или желательна, и оценивается соответствие квалификации, практического опыта работников описаниям должностей, на которые возможны перемещения. Встречу кандидата, организацию необходимых собеседований и сопровождение кандидата на них осуществляет сотрудник HR-службы |
2 |
Принятие решения о найме нового работника, ротации сотрудника |
Руководитель самостоятельного подразделения |
Решение о найме нового работника либо ротации, принимается руководителем подразделения после прохождения процедур размещения заказа на подбор персонала, подбора кандидатов, отбора кандидата на занятие вакантной должности, проведенных в соответствии с принятыми в компании правилами, либо, в случае перемещения сотрудника, согласно плану ротации |
3 |
Назначение куратора нового сотрудника |
Руководитель подразделения, после принятия решения о найме сотрудника |
Куратором нового сотрудника становится его непосредственный руководитель либо опытный сотрудник подразделения |
4 |
Подготовка рабочего места нового работника |
Отделы АХО и АСУ, в течение 3 рабочих дней после подачи заявки |
Включает в себя подготовку рабочего места, оборудование его оргтехникой, регистрацию пользователя интрасети, включение работника в корпоративные справочники |
5 |
Подготовка кандидата к приему, перемещению |
Руководитель самостоятельного подразделения, HR-служба. После принятия решения о найме нового сотруд-ника |
Руководитель
подразделения производит ознакомление
работника с должностной |
6 |
Оформление кандидата на работу |
Отдел кадров не позднее 5 рабочих дней после приёма документов |
Прием документов,
проверка анкеты кандидата, оформление
приказа о приеме на работу или
перемещении и трудового |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Допуск к работе нового работника |
HR-служба, куратор Срок устанавли-вается в соответ-ствии с трудовым договором или приказом о пере-мещении на дру-гую должность |
Запрещается допуск работника к работе ранее даты подписания трудового договора работодателем или уполномоченным им лицом, если иное не установлено трудовым договором. Сотрудник HR-службы, ответственный за найм персонала, встречает нового работника и сопровождает его к руководителю о подразделения. Руководитель подразделения знакомит нового сотрудника с куратором. |
К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту; социально-психологическому; психофизиологическому.
Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Сбор и обработку
информации об уровне и длительности
адаптации целесообразно
Некоторые показатели успешности адаптации уже были перечислены, но об успехе профессиональной адаптации можно судить также на основании ряда других показателей:
· завершение ориентировочного этапа, этапа знакомства с рабочей ситуацией. Работник успешно адаптировался, если работа не вызывает у него чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной;
Таблица 2.1.2
Методы реализации процесса адаптации
№ |
Операции процесса |
Ответственный, срок выполнения |
Методы |
1 |
Вручение сувенирной продукции и информационных материалов о Компании. |
HR-служба, PR-отдел
в день выхода на работу |
Работнику вручается
«Справочное руководство Материалы разрабатываются HR-службой и PR-отделом |
2 |
Вводное собеседование |
Непосредственный руководитель
В течение первой недели после выхода на работу |
Проводится непосредственным руководителем нового работника, желательно в присутствии линейного руководителя. Проводится в свободной форме в рабочем порядке. |
3 |
Информирование об истории компании, о ее целях, миссии, приоритетах развития, проблемах текущего момента |
Куратор
в течение 5 рабочих дней после выхода нового сотрудника на работу. |
Куратор информирует сотрудника о видах деятельности компании, производимой продукции, оказываемых услугах, представляет необходимую информацию о руководстве компании и подразделений |
4 |
Информирование о политике компании в отношении персонала, о нормах корпоративной культуры |
HR-служба, PR-отдел, центр обучения |
HR-служба, Центр
обучения совместно с PR- |
5 |
Общее Обучение |
HR-служба, PR-отдел, центр обучения
В течение 2 недель после выхода на работу |
Центр обучения совместно с PR-отделом разрабатывает и организует общее обучение для новых работников |
· овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы;
· овладение своей профессиональной ролью. Работник демонстрирует рабочее поведение, отвечающее требованиям профессиональной деятельности и руководства;
· рабочие показатели работника устраивают
его непосредственных
руководителей;
· у работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой;
· работник удовлетворен выполняемой работой, и он считает оценку своего трудового вклада справедливой;
· успех в профессиональной деятельности связывается работником с достижением жизненного успеха.
Обратная связь осуществляется для:
· коррекции поведения сотрудника;
· дополнительного информирования;
· оптимизации процедуры наставничества;
· получение полезной информации, направленной на дальнейшее совершенствование процесса адаптации в целом, а также на возможные изменения в бизнес – процессах компании.
В качестве способов организации обратной связи могут выступать беседы с менеджером по персоналу, круглые столы с участием директора предприятия, анкеты и отзывы, заполняемые сотрудником, экзамены после прохождения обучающих программ. При этом после проведения общей оценки адаптируемого сотрудника руководство и специалист службы управления персоналом могут вынести решения:
· о продолжении адаптации;
· об увольнении работника как не прошедшего испытания;
· о переводе на другую должность;
· о зачислении на соответствующую должность и снятии испытательного срока.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Отметим, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, т.е. все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
Глава 3. Повышение эффективности процесса подбора и отбора персонала
3.1. Правила проведения интервью при подборе и отборе персонала
Минимальный набор действий на собеседовании с потенциальным соискателем включает три составляющих: телефонное интервью, первый (или формальный) этап собеседования и заключительные переговоры с лучшими кандидатами.
Сокращать
процедуру подбора не рекомендуется:
это могут делать только те работодатели,
которые либо подбирают
Первое,
что нужно учитывать при
Задача сотрудника, проводящего телефонное интервью, – свести число кандидатов к списку, включающему только тех, с кем имеет смысл проводить личную встречу. Проводить телефонное интервью рекомендуется в следующем порядке:
· Объясните причины своего звонка и назначьте точное время для телефонного интервью, если время, в которое вы позвонили, не подходит соискателю
· Спросите о зарплатных ожиданиях кандидата. Если его ожидания не соответствуют вашим, лучше сразу сказать об этом и вежливо закончить интервью
· Задайте от пяти до восьми вопросов поведенческого типа
· Тезисно опишите позицию
· Спросите, есть ли у кандидата какие-либо вопросы
· Обсудите вопросы логистики – возможные командировки, переезд
· Объясните дальнейшие шаги в процессе интервью
На
очное собеседование
Если на предыдущем этапе удалось найти двух или более подходящих кандидатов на вакансию, повторное интервью позволит сделать окончательный выбор.
· Задайте более развернутые вопросы поведенческого типа
· Постарайтесь выяснить как можно больше дополнительной информации
· Обсудите с кандидатом его мотивы, график работы и компенсационный пакет
· Закончив интервью, не забудьте сказать, когда будет принято окончательное решение
Прежде чем начинать собирать биографические данные соискателя из внешних источников, необходимо заручиться его письменным разрешением. Это делается для того, чтобы исключить возможные юридические проблемы в дальнейшем.
Получить правдивые рекомендации довольно сложно. Обычно соискатели в качестве контактных лиц предпочитают называть людей, которые рассказывают о них только хорошее. Если все же вам удалось получить негативный отзыв о кандидате, то это еще не означает, что этот человек плохо проявит себя в работе. В любом случае, следует дать возможность соискателю объяснить не самые лучшие моменты в своей биографии. Проверка рекомендаций должна быть проведена, по возможности, для всех кандидатов. Попросите каждого кандидата представить от четырех до шести референтов, с которыми можно связаться, – предыдущих работодателей, руководителей, лидеров или членов профессиональных ассоциаций, подчиненных и коллег. Составьте заранее список относящихся к работе вопросов для референтов, подразумевающих конкретные примеры достижений и особенностей поведения соискателя. Вот примерный перечень типовых вопросов:
Каковы сильные и слабые стороны кандидата?
Какие поступки кандидата смогли изменить вашу организацию?
Каковы были главные трудности, с которыми столкнулся кандидат?
Как он преодолел их?
Как он взаимодействует с коллегами?
Расскажите
мне о стиле руководства
Как бы вы сравнили работу кандидата с работой других сотрудников, занимающих похожие должности?
Если бы вам представилась возможность еще раз взять кандидата на работу, сделали бы это?
Итак, мы рассмотрели минимальный набор действий на собеседовании с потенциальным соискателем включает три составляющих: телефонное интервью, первый (или формальный) этап собеседования и заключительные переговоры с лучшими кандидатами. Эта схема должна быть соблюдена при приеме на работу в любой компании, независимо от ее размера.
Согласно
опросам руководителей
Информация о работе Пути повышения эффективности управления персонала