Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:36, дипломная работа
Цель исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях.
стр.
Введение …………………………………………………….. 3
Глава i
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................
6
Глава ii
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………
21
Глава iii
РАЗВИТИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….
37
Заключение ………………………………………………….
52
Список использованных источников и литературы ………………………………………………………
54
В условиях реформирования большинства подразделений федеральных государственных служб все больше внимания уделяется их качественному совершенствованию. Повышаются также и требования к личностным и профессиональным качествам самих государственных гражданских служащих. Вместе с тем у многих граждан на сегодня прочно сложился негативный образ деятельности как государственной службы в целом, так и непосредственно государственных служащих.
Необходимо отметить, что структура компетентности, перечень компетенций могут быть четко обозначены в тех сферах профессиональной деятельности, которые имеют обоснованную профессиограмму и психограмму. Применяемая в настоящее время единая профессиограмма государственного гражданского служащего на данный момент разработана недостаточно. Существует большой перечень требований, которые предъявляются к государственному гражданскому служащему, что является базовым уровнем к исполнению его профессиональных обязанностей и принятию ограничений, которые возможны в связи с прохождением данной службы. Однако структура компетентности до сих пор не имеет четкого определения.
Компетентностный подход к профессионализации государственных гражданских служащих позволяет проследить закономерности изменения в течение обучения и профессиональной деятельности как базовых, так и сопутствующих, но не менее значимых характеристик. Сложность определения компетентности у государственных гражданских служащих определяется тем, что система требований к государственной службе постоянно расширяется и усложняется, а это, в свою очередь, оказывает влияние на личностное переживание процесса профессионализации субъектом. Данная взаимосвязь может иметь как негативные, так и положительные последствия. Конечный результат может зависеть от осознания субъектом (государственным гражданским служащим) ответственности и необходимости повышения профессиональной компетентности, поднятия ее на более высокий уровень.
Формирование профессиональной компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее. Одними из характеристик профессиональной компетентности государственных гражданских служащих являются постоянный динамизм и незавершенность. В процессе их профессиональной деятельности постоянно приходится повышать профессиональные знания посредством использования новых моделей образования: дистанционного обучения, получения второго и последующего высшего образования, прохождения аттестаций и курсов повышения квалификации. Именно в процессе получения дополнительного образования предоставляется возможность развивать и совершенствовать структуру профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к знаниям и умениям, ее сущностной характеристикой является возможность мобилизации знаний и умений в нужный момент, когда возникает такая необходимость. Сложность также заключается в том, что в структуру общей компетентности входят и отдельные компетенции, которые разделяют на профессиональные, социальные, моральные, психологические. Все они, хотя и в разной степени, играют немаловажную роль в профессиональной деятельности управленца.
На
сегодняшний день реализация задачи
формирования и развития профессиональной
компетенции государственных
–
недостаточная выраженность в организационно-
–
сложившаяся система
–
отсутствие у определенного числа
государственных гражданских
Достижение высокого уровня профессиональной компетентности специалистов государственной гражданской службы возможно при создании системы формирования компетентности в рамках профессиональной подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих.
Принимая во внимание разнообразные подходы и толкования понятия «профессиональная компетентность», ее необходимо рассматривать как высокую степень служебного профессионализма, как одну из важнейших сторон профессиональной культуры государственного гражданского служащего. Профессиональная компетентность, является необходимой совокупностью управленческих, экономических, политических, этических, социально-психологических знаний и умений государственного гражданского служащего, включающей также его способность творчески мыслить, готовность пойти на риск и брать на себя ответственность, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия.
Компоненты
профессиональной компетентности государственных
гражданских служащих можно рассматривать
на общенаучном и социально-
Не менее значимыми являются и социально-психологические характеристики, входящие в систему профессиональной компетентности, проявляющиеся в умениях профессионального общения: это и способность к критике и самокритике, толерантность как наиболее важная характеристика личности в сложившихся общественных отношениях. В эту группу следует также отнести и умение работать в малом и большом коллективе. Следует также обратить внимание и на общечеловеческие ценности, этические, моральные нормы, с которыми возможно столкнуться в ходе профессиональной деятельности.
Современный уровень развития профессиональной компетентности специалистов показывает необходимость пересмотра процесса непрерывного образования и его переориентации на широкий процесс развития личности, ее целостного становления. Необходимым условием успешности данного процесса является психологическое сопровождение, базирующееся на организации профессиональной направленности процесса обучения, ориентации на профессиограмму как эталонную модель деятельности, структурирование системы управления процессом формирования профессиональной компетентности, определение основных функций и целей деятельности каждого структурного компонента системы.
Таким образом, обращение к структуре профессиональной компетентности государственного гражданского служащего дает возможность грамотно осваивать передовые управленческие, этические, экономические, социально-психологические знания и на основе этого умело координировать свои профессиональные усилия. Чем большее значение приобретет профессиональная компетентность деятельности государственных гражданских служащих, тем выше будут и количественные показатели профессиональной деятельности.
В настоящее время предлагаются к широкой дискуссии различные точки зрения на развитие процессов профессионализации персонала государственной службы. Например, В.А. Гамза, президент Института проблем безопасности, считает, что профессионализация чиновников имеет два аспекта: операционный и этический. При переподготовке кадров госслужащих следует акцентировать внимание на темах организационного проектирования (совершенствование документооборота и конторских технологий) и управления проектами. Для подготовки и профессионального развития служащих можно применять многообразные средства дистанционного обучения, образования на рабочих местах, методы компьютерного протоколирования учебной активности служащих, а также поэтапную накопительную систему пожизненного обучения, состыкованную с системой мотивирования и поощрения учебы. В то же время В.А. Гамза подчеркивает, что необходимо делать акцент и на этические стандарты поведения чиновников, которые должны быть очень подробными и четкими. В качестве образца он предлагает взять применяющиеся в США «Стандарты этического поведения служащих исполнительной ветви власти» (Standards of Ethical Conduct for Employees of the Executive Branch), переработав их в духе российской многонациональной культурной традиции. В этих стандартах следует уделить особое внимание организации и функционированию государственной службы в полиэтничной среде.12
В
основе оценки профессиональных качеств
и профессиональной компетенции
государственных гражданских
Необходимо заметить, что государственная служба представляет собой достаточно жестко регламентированную среду профессиональной деятельности. Это обуславливает и особенности применения методов и технологий оценки уровня профессионализма государственных служащих и его дальнейшего развития.
В оценке уровня профессионализма государственных служащих большое значение имеет аттестация. Аттестация в государственном органе организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Нормативно-правовые акты регулируют процесс прохождения государственными служащими аттестации, порядок создания и работы аттестационной комиссии, возможные итоги аттестации и их последующее воздействие на дальнейшее прохождение службы.
Аттестация гражданских служащих, замещающих государственную должность гражданской службы, вызвана необходимостью совершенствования деятельности по отбору, подбору, повышению квалификации и расстановке гражданских служащих, определения уровня их профессиональной подготовки. Аттестация гражданских служащих представляет собой механизм и технологию определения соответствия чиновника замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности, является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах государственной власти.
Аттестация – объективный способ определения соответствия работника занимаемой должности и уровня его профессионализма. Одной из основных целей проведения аттестации является выявление соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
Участие в аттестации - одна из важных обязанностей государственного служащего. Юридическая сторона положения государственных служащих состоит в том, что они обязаны в установленной организационно-правовой форме периодически аттестовывать свои профессиональные и личностные качества. Аттестация достаточно четко регулируется служебным правом и призвана эффективно воздействовать на процессы продвижении и перемещений работников по службе. Аттестация признается российским законодательством не только необходимым этапом прохождения государственной службы, но и стимулом повышения служащим своей профессиональной подготовки и мотивацией дальнейшего служебного роста.
Аттестацию можно рассматривать как одно из правовых средств изменения условий служебного контракта между гражданским служащим и государственным органом. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии - юридическая обязанность каждого гражданского служащего. Аттестация как правовой институт государственной службы включает:
К правовым вопросам аттестации относятся: порядок (технология) ее проведения, условия правомочности аттестационной комиссии, сроки проведения аттестации, права аттестуемого в случае несогласия с аттестационными выводами, финансовое обеспечение проведения аттестации, порядок определения ее результатов и их последствий для работников.
В соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. целью аттестации гражданских служащих является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана:
Информация о работе Процесс профессионализации персонала государственной службы