Процесс профессионализации персонала государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях.

Содержание

стр.
Введение …………………………………………………….. 3
Глава i
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................


6
Глава ii
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………



21
Глава iii
РАЗВИТИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….




37

Заключение ………………………………………………….
52

Список использованных источников и литературы ………………………………………………………

54

Работа содержит 1 файл

Работа по профессионализации.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     По  сути дела личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности, и в принципе могут быть использованы применительно к любой профессии.

     Рассмотрение  профессионализации как двухстороннего процесса, с одной стороны, вхождение  человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой, как процесса активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития, позволило выделить три направления его исследования: содержательное, динамическое и институциональное.

     Содержательное  включает исследование двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта, и тесно связано с динамическим, которое описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое представлено социальными институтами и группами, последовательно включающимися в профессиональное развитие.

     Для выявления содержательных характеристик  процесса профессионализации необходимо, прежде всего, определить понятия «специалист», «профессионал», «профессионализация».

     «Специалист»  ― это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия «специалист» задает определенную структуру его действий - воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.

     «Профессионал»  ― характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей  организации. Ведущим критерием  для определения человека как  профессионала становится его деятельностный способ профессионального самопроявления. Профессионал есть результат самоактивности человека.

     «Профессионализация»  как психофизиологическая категория  отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути. Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.

     Категория «профессионализация» может быть применима  и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных исторических условий.

     В современных условиях интенсивного общественного развития исключительно важное значение для эволюции общества приобретают общественные отношения, возникающие по поводу приобретения той или иной профессии, обмена продуктами профессиональной деятельности и социально-культурного взаимодействия между различными профессиональными сферами. Профессионализация общества как усложнение профессиональной социальной структуры и интенсификация профессиональных отношений в обществе предполагает приоритет вопросов совершенствования профессиональных отношений и развития профессионального качества личности, т.е. непосредственно связана с интенсивностью и результативностью процессов профессионализации личности.

     Профессионализация  оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику общества. Профессиональная самореализация личности происходит в ходе активной трудовой деятельности, где фактор выбора профессии и «жизни в профессии» приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентации и образ жизни человека. Профессионализация российского общества на современном этапе его развития приводит к возрастанию роли профессионализма личности как  важнейшего критерия социальной стратификации, фактора социальной мобильности и социокультурной динамики.

 

Глава ii

ОСОБЕННОСТИ  ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

     Согласно  ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», государственной службой Российской Федерации является профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

     1) Российской Федерации;

     2) федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов; 

     3) субъектов Российской Федерации; 

     4) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

     5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий Федеральных государственных органов;

     6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

     Государственная служба представляет собой деятельность по исполнению в пределах полномочий и прерогатив органов государственной власти, она есть совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов, решению политических, экономических и социальных задач. Кроме того, Государственная служба ― это публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу. Такое понимание государственной службы накладывает особые требования к профессионализму государственного служащего. Она связана не только с исполнением им своих служебных обязанностей, но и знанием особенностей функционирования государственного органа, принципов и норм, на которых строится его организационная структура. Кроме того, государственная служба представляет собой профессию, которая имеет давнюю историю, связанную с осуществлением государственной власти, и концентрирует в себе опыт, традиции, общественные идеи и ценности, являющиеся основой культуры. Эта профессия представляет собой относительно самостоятельный и специализированный род деятельности, возникшей под воздействием общественного разделения труда.

     Государственная служба обеспечивает общественную и  государственную стабильность, согласовывает интересы социальных групп, в случае необходимости ею применяется государственная власть, что обуславливает ее публичный характер, направленность на обеспечение интересов граждан, социальных слоев, государства в целом. Государственная служба обеспечивает подготовку проектов государственных решений, осуществляет организацию их реализации, контроль процесса их осуществления, поддерживает связь между государством и обществом. Сложность решения поставленных перед ней задач, их многосторонность определяет то, что она должна исполняться компетентными и ответственными людьми, специалистами своего дела, владеющими комплексом специальных знаний и практических навыков и имеющими соответствующую подготовку и опыт работы.

     Профессионализация  кадров государственной службы относится  к числу важнейших государственных  задач, поскольку обусловливает характер и содержание институциональных трансформаций, а значит и стабильное развитие общества. Кардинальные изменения на уровне социально-стратификационной дифференциации российского общества с необходимостью требуют осмысления и анализа профессионализации управленческих кадров как социального процесса, которая непосредственно связана с институциализацией менеджмента, повышением требований к качеству государственного управления.

     Профессионализация  как социальное явление отражает новые подходы в области кадровой политики. По мнению В.А. Сулемова, «кадровая политика государства есть совокупность различных социальных функций; являясь эффективным инструментом государственного управления, важным фактором сохранения и укрепления целостности страны, социально-политической стабилизации общества, она одновременно выступает элементом саморегуляции жизнедеятельности населения, одним из средств самоуправления».

     Профессионализация  в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Профессионализация означает пригодность и готовность индивида к выполнению той или иной профессиональной роли. Поскольку развитие профессиональной деятельности и овладение человеком профессий сопряжено с наличием специфических изменений в самом человеке, то признаки явления профессионализации обнаруживаются как на уровне индивида, личности, овладевающей или овладевшей профессией, так и на уровне профессионального социума.

     Анализ  современной кадровой политики в  Российской Федерации показывает, что одним из приоритетных направлений является профессионализация управления, осуществляемая посредством обеспечения квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами государственной и муниципальной службы. Особое значение здесь приобретает кадровое обеспечение реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

     Федеральный закон «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» 2004 г. ввел новую категорию – «профессиональное мастерство государственных служащих». Эта категория дополняет основополагающий принцип гражданской службы «профессионализма и компетентности гражданских служащих». Совершенствование профессионального мастерства осуществляется путем непрерывного профессионального развития государственных служащих, а также их ротацию, оценку результатов служебной деятельности через аттестации и квалификационные экзамены. Росту профессионального мастерства должен способствовать и институт кадрового резерва, формируемый на конкурсной основе.

     В качестве основных путей и приоритетных направлений профессионализации государственных управленческих кадров в России выступают:

  • подготовка высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов в области управления с учетом потребностей организаций, региона и общества в целом;
  • непрерывное обучение и самообразование представителей верхнего профессионально-управленческого слоя среднего класса;
  • развитие внутриорганизационного обучения управленцев с применением инновационных методов;
  • формирование кадрового резерва и разработка методик обучения его представителей с целью введения их в управленческую должность.

     Профессионализация  кадрового потенциала и состава  государственного аппарата разных уровней - процесс сложный и длительный. Он должен быть управляем со стороны государства и не может развиваться автоматически или стихийно. Его эффективность зависит от многих факторов, и, прежде всего, от научно обоснованной государственной кадровой политики - стратегии государства, ориентированной на качественное кадровое обеспечение государственной службы и рассчитанной на длительную перспективу.

     Федеральным законом «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» закреплен  принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду «глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности». Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается прежде всего системой профессионального развития государственных служащих.

     Федеральным законом «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» на государственных  служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий. Им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.

Информация о работе Процесс профессионализации персонала государственной службы