Процесс профессионализации персонала государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях.

Содержание

стр.
Введение …………………………………………………….. 3
Глава i
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................


6
Глава ii
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………



21
Глава iii
РАЗВИТИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….




37

Заключение ………………………………………………….
52

Список использованных источников и литературы ………………………………………………………

54

Работа содержит 1 файл

Работа по профессионализации.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

  стр.
Введение  …………………………………………………….. 3
Глава i

ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ  И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................

 
 
6
Глава ii

ОСОБЕННОСТИ  ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………

 
 
 
21
Глава iii

РАЗВИТИЕ  ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….

 
 
 
 
37
 
Заключение  ………………………………………………….
 
52
 
Список  использованных  источников  и  литературы ………………………………………………………
 
 
54
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы работы.

     Анализ  хода российских реформ выявляет множество  проблем, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности человека: образование, труд, свободное время. Большинство этих проблем связано с поиском новых механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов. Формируются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, на первый план выходят вопросы социальной активности, гибкости, способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды. Структурные и функциональные общественные изменения предполагают реальное расширение индивидуальных свобод личности, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы.

     Вместе  с тем, сегодня государственное  управление в России находится в активной стадии развития, поиска и апробирования новых форм и методов. Этот чрезвычайно сложный и противоречивый процесс характеризуется недостатками системности и последовательности в проведении государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех проводимых в России реформ.

     В последние годы, на фоне экономической  и политической стабилизации российского общества, постепенно восполняется «вакуум» в области трудовой мотивации, который был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни российского общества 90-х годов. На первое место в трудовой мотивации личности в современной России выходит стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за повышение эффективности экономических процессов в обществе.

     Проблема  становления профессионала – это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития  будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.

     Высокий профессионализм кадров государственной  службы является одним из важнейших факторов эффективного осуществления социально-экономических и политических реформ в России. Закономерно поэтому и то внимание, которое уделяется проблеме профессионализма кадров государственной службы. Все это определяет актуальность темы данной квалификационной работы.

     Объект исследования ― персонал государственной службы Российской Федерации.

     Предмет исследования ― процесс профессионализации персонала в системе государственной службы в современных российских условиях.

     Цель  исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях 

     Задачи  исследования:

  • рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
  • выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
  • исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях. 

 

Глава i

ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ  И  СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЦЕССА  ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ 

     Научные теории современного общества, которые  начали складываться еще в первой половине ХХ века, в качестве непременного атрибута включают в себя вопросы профессионализации как компонента общественного развития. Так, еще Т. Парсонс уделял много внимания исследованию роли профессионалов в современном обществе ("Профессии и социальная структура" (1939), "Профессии" - статья для Международной энциклопедии социальных наук, "Американский университет" и др.).1 Становление профессионализма ― это накопление в социальной структуре общества нового качества, профессионализма, проявляющегося в различных сферах деятельности, в том числе и в системе государственного управления. По сути это ― профессионализация общества, обеспечивающая устойчивость процессов его дальнейшего развития.

     Категория «профессионализация» довольно часто  используется в современной научной литературе по проблемам профессий и профессиональной деятельности. В одних работах дается определение этого понятия, в других его предметный смысл вытекает из контекста. На основе анализа соответствующей литературы можно выделить следующие группы определений профессионализации:

     1. Педагогические определения: профессионализация как профессиональное обучение. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование.2

     2. Социологические деятельностные определения: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим процессом профессиональной деятельности.

     3. Социологические стратификационные  определения: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данных определение профессионализация понимается как «процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии».3

     4. Социально-экономические определения:  профессионализация как развитие  и реализация человеческих трудовых ресурсов  в ходе трудовой деятельности. В рамках данного подхода профессионализация понимается как условие развития человеческих трудовых ресурсов, как процесс включения (либо исключения) индивида в социально-экономическую практику через сферу занятости. Исследование экономической сущности профессионализации позволяет сделать вывод о ее противоречивом  характере, поскольку социально-экономические условия ведут к нарушению принципов свободы и добровольности профессионального выбора. В основе профессионализации также лежит противоречие между уровнем профессионального потенциала работника и характеристиками, предъявляемыми к этому потенциалу на рынке труда.

     Обобщая эти определения, можно сделать  вывод о том, что  профессионализация представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту. Одним словом, профессионализация есть становление и развитие профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:

  • становление профессионального самосознания,  развитие внутренних личностных структур индивида - психологический аспект профессионализации, отраженный в понятии «профессиональное развитие»;
  • формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм, становление личности как субъекта профессиональной деятельности – социальный аспект, отраженный в понятии «профессиональная социализация».

     Несмотря  на важность психологической составляющей становления человека-профессионала, профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности.  Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

     Профессионализация  личности в узком смысле – это  профессиональная социализация индивида, т.е. усвоение индивидом профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о «мире профессии». Профессиональная социализация – это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

     Как одно из направлений процесса общей  социализации личности, профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление. Поэтому, целесообразно рассматривать различные стадии этого процесса: первичную и вторичную профессионализацию.

     Первичная профессионализация ― это процесс  становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т.е. приобретение  специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным  образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация. Соответственно, показателем успешного прохождение этапа первичной профессионализации является окончание профессионального образования и получение профессиональной квалификации.

     Специфика первичной профессионализации состоит  в  том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного  и функционального участия в социальных процессах.

     Вторичная профессионализация имеет своей  целью превращение специалиста в профессионала, т.е. психологическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности  и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент. Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач.

     Таким образом, с одной стороны, процесс  профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса; с другой стороны -  профессионализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими-либо временными рамками.

     Профессионализация  личности представляет собой цельный, непрерывный процесс лишь в том случае, когда она осуществляется в рамках какого-либо одного вида профессиональной деятельности. Однако современное общество есть мобильная и динамичная система. Интенсификация производства, обусловленная компьютеризацией и автоматизацией, внедрением новых технологий приводит к изменению содержания профессиональных функций, к интеграции некоторых видов труда, их взаимообогащению, к возникновению новых профессий и отмиранию старых. Профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни.

Информация о работе Процесс профессионализации персонала государственной службы