Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:36, дипломная работа
Цель исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях.
стр.
Введение …………………………………………………….. 3
Глава i
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................
6
Глава ii
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………
21
Глава iii
РАЗВИТИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….
37
Заключение ………………………………………………….
52
Список использованных источников и литературы ………………………………………………………
54
Профессионализация личности протекает в различных формах4:
Соотношение формирования, воспитания и самовоспитания в процессе профессионализации личности в каждом конкретном случае подвижно и неоднозначно. В то же время, очевидно, что центральным элементом первичной профессионализации является профессиональное воспитание и его важнейшая составная часть – профессиональное обучение. В ходе вторичной профессионализации большое значение приобретает профессиональное самовоспитание как направленность личности на творческое развитие собственных профессиональных умений и навыков.
В силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.
Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главнейшим этапом является профессиональное обучение, получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении. Главной целью профессионального обучения является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности.
Однако получение
Основной формой профессионализации личности на этапе вузовской подготовки является профессиональное воспитание как освоение профессионального опыта и формирование навыков к конкретному виду профессионального труда. Однако содержание профессионального воспитания не исчерпывается задачами практического освоения профессии. Получивший определенную профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли.
Для успешного выполнения функций субъекта профессиональных отношений индивид должен не только овладеть знаниями, навыками и умениями в условиях профессионального обучения, но и освоить культурное наследие общества, сделать его достоянием своего внутреннего мира. «Социальная философия вузовского образования заключается в передаче общечеловеческих ценностей в процессе обучения каждого индивида специальным профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Общество определяет форму профессиональной специализации обучающихся. Задача каждого индивида – осознанно реализовать свои социально-профессиональные и духовные приобретения в обществе. Задача институтов образования – подготовить будущего специалиста к самореализации посредством обучения его общечеловеческим ценностям, развившимся в ходе исторической эволюции общества».5
Таким образом, традиционное понимание профессионального воспитания как процесса формирования профессионально важных качеств должно быть переосмыслено в новых исторических условиях, когда неотъемлемой составляющей профессионализма является духовность и нравственность. Это особенно важно для процесса подготовки специалистов для государственной службы, где дефицит духовности и нравственности у лиц, замещающих государственные должности, приводит к нарушениям служебной этики и даже к должностным преступлениям.
Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.
В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит сформулированное Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии. Это положение в рамках различных теорий толковалось как соответствие: направленности личности объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности типам профессий; стремлений личности объективным условиям профессиональной деятельности; личных профессиональных мотивов социальным требованиям к профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных альтернатив ожидаемому успеху и т.д.6
Новая
парадигма профессионального
В современном обществе быстрыми темпами растет значимость профессионального образования. Увеличивается удельный вес лиц с профессиональным образованием на рынке труда. Динамика структуры наемных работников по уровню образования свидетельствует о том, что на переломе XX и XXI вв. происходил преимущественный рост доли лиц, имеющих профессиональное образование различного уровня7:
В то же время сократился контингент, обладающий непрофессиональным образованием – средним полным общим – в 1, 2 раза, основным общим – в 1, 02 раза.
Можно сделать вывод, что для настоящего времени характерна тенденция приобретения не просто образования, а профессионального образования – иногда вне зависимости от его уровня.
Успешное
окончание профессионального
Специфика вторичной профессионализации состоит в том, что, во-первых, этот процесс не является формализованным, он не ограничен ни временными, ни организационными рамками (единственным формальным моментом в ходе вторичной профессионализации являются разнообразные формы повышения квалификации, аттестации и т.д.); во-вторых, основной формой профессионализации на этом этапе становится профессиональное самовоспитание, соответственно, основным социальным агентом вторичной профессионализации является сам субъект профессиональной деятельности.
Агентами вторичной профессионализации являются также трудовые коллективы организаций, в которых трудится субъект. Профессиональная деятельность субъектов осуществляется, главным образом, в рамках организаций. Ведущие современные социологи отмечают, что одной из общественных функций деловых организаций является функция социализации, включающая в себя информационную, образовательную и воспитательную составляющие.8 Отметим также, что в функцию социализации следует включить ее профессиональную составляющую. Трудовые коллективы в целом не учат человека профессии и не ставят перед собой такую задачу, хотя возможен и подобный вариант, в том случае, если профессиональное образование не обеспечило личность необходимыми профессиональными навыками. Но их роль в деле становления профессионала достаточно велика. Именно под влиянием профессиональной среды происходит усвоение нравственной составляющей личности профессионала, формирование профессиональной морали субъекта. Нравственно-психологический климат в организации существенно влияет на динамику творческой активности субъекта, на устремленность личности к профессиональному росту.
Несмотря на определенное влияние, которое оказывают на профессиональное становление человека его коллеги и профессиональное окружение, основной формой профессионализации на этапе самостоятельной трудовой деятельности является самовоспитание и профессиональное самосовершенствование. Успешность профессионального самовоспитания зависит, главным образом, от активности личности, от ее стремления к совершенству, от желания достичь вершин в профессиональном мастерстве. Немалую роль в этом процессе играет также общая гуманистическая направленность и мировоззренческая подготовка специалиста, его способность к широкому и, вместе с тем, глубокому видению профессиональных и социальных проблем. Таким образом, становление профессионализма личности в ходе вторичной профессионализации опирается не только на профессиональные знания и умения личности, но и на заложенные в ходе первичной профессионализации духовно-нравственные и мировоззренческие основы.
Роль
общества и государства в
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии;
-
развитие новых форм занятости
-
достижение сбалансированности
между профессиональными
-
прогнозирование
-
обеспечение соответствия
Интересной
является концепция соотношения между
некомпетентностью и компетентностью,
принадлежащая Л. Питеру, автору знаменитого
принципа: «В иерархии каждый индивидуум
имеет тенденцию подниматься до своего
уровня некомпетентности».9 Для
концепции Питера характерны следующие
особенности. Профессионализм/
В
результате анализа различных
Профессионализм имеет широкий спектр проявлений начиная от дилетантства (то есть поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов (то есть гипертрофированным развитием профессионализма). В тех случаях, когда человек не способен преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Данный феномен начинается с дисгармонизации и деформации системы отношений, связанных с ними личностных смыслов субъекта, после чего этот процесс распространяется на индивидуально-психическое здоровье, трансформируя черты характера и нарушая социальное поведения человека в целом. Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Информация о работе Процесс профессионализации персонала государственной службы