Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:36, дипломная работа
Цель исследования ― выяснить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации и определить основные тенденции развития форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и содержание процесса профессионализации;
выявить особенности процесса профессионализации в системе государственной службы Российской Федерации;
исследовать развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях.
стр.
Введение …………………………………………………….. 3
Глава i
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ………………......................
6
Глава ii
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………
21
Глава iii
РАЗВИТИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………….
37
Заключение ………………………………………………….
52
Список использованных источников и литературы ………………………………………………………
54
Профессиональная
подготовка кадров для гражданской
службы осуществляется в образовательных
учреждениях высшего профессионального
и среднего профессионального образования
в соответствии с федеральным законом.
Координация подготовки кадров гражданской
службы осуществляется соответствующим
органом по управлению государственной
службой.
Ответственность за организацию и проведение
профессиональной подготовки гражданских
государственных служащих, обновление
их теоретических и практических знаний,
умений и навыков в соответствии с постоянно
повышающимися требованиями государственных
образовательных стандартов возлагается
на руководителей государственных органов
.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы с периодичностью не реже одного раза в три года. Она осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Стажировка
является как самостоятельным видом
дополнительного
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется в отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы. Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом законодательством.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.
Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.
Под
профессиональной переподготовкой
государственных служащих понимается
получение дополнительных к базовому
высшему образованию новых знаний, позволяющих
присвоить служащему новую специализацию
и (или) квалификацию. Профессиональная
переподготовка госслужащих осуществляется
на основе договоров, заключаемых государственными
органами с соответствующими образовательными
учреждениями. Формы и методы профессиональной
переподготовки устанавливаются образовательным
учреждением, в котором осуществляется
обучение, в зависимости от сложности
образовательных программ и в соответствии
с потребностями государственных органов
на основании заключенных договоров.
В рамках профессиональной переподготовки
возможно получение государственным служащим
новой специальности или квалификации
на базе имеющегося профессионального
образования.
На профессиональную переподготовку направляются, как правило, государственные служащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группы должностей, либо замещающие определенную государственную должность, но не имеющие соответствующего профессионального образования по специальности (специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности.
Конкретные сроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащего определяются руководителем государственного органа. На период профпереподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занижаемой должности.
Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий. Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего.
Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке. Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения. Повышение квалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.
Важным звеном в системе профессионализации персонала государственной службы является работа с контингентом впервые принятых на государственную службу. Здесь имеются свои особенности. Так, основными задачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, являются:
Профессиональная подготовка впервые принятых на государственную службу должна быть акцентирована на освоении таких знаний, как:
Для определения недостающих знаний у государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, руководителям государственных органов рекомендуется изучать материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирования, анкетирования и другие формы определения уровня знаний.
Глава iii
РАЗВИТИЕ
ФОРМ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИЙ
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ
РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Профессионализация кадров государственной службы относится к числу важнейших государственных задач, поскольку обусловливает характер и содержание институциональных трансформаций, а значит и стабильное развитие общества. Кардинальные изменения на уровне социально-стратификационной дифференциации российского общества с необходимостью требуют осмысления и анализа профессионализации управленческих кадров как социального процесса, которая непосредственно связана с институциализацией менеджмента, повышением требований к качеству государственного управления.
Профессионализация как социальное явление отражает новые подходы в области кадровой политики. Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Профессионализация означает пригодность и готовность индивида к выполнению той или иной профессиональной роли.
Поскольку развитие профессиональной деятельности и овладение человеком профессий сопряжено с наличием специфических изменений в самом человеке, то признаки явления профессионализации обнаруживаются как на уровне индивида, личности, овладевающей или овладевшей профессией, так и на уровне профессионального социума.
Анализ современной кадровой политики в Российской Федерации показывает, что одним из приоритетных направлений является профессионализация государственного управления, осуществляемая посредством обеспечения квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами государственной службы. Особое значение здесь приобретает кадровое обеспечение реформирования системы государственной службы Российской Федерации.
Совершенствование профессионального мастерства осуществляется путем непрерывного профессионального развития государственных служащих, а также их ротацию, оценку результатов служебной деятельности через аттестации и квалификационные экзамены. Росту профессионального мастерства должен способствовать и институт кадрового резерва, формируемый на конкурсной основе.
В качестве основных путей и приоритетных направлений профессионализации государственных управленческих кадров в России выступают:
Требования к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) для государственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.
Для
решения данных проблем требуется
реализация со стороны государства комплекса
мер правового, организационного, финансово-экономического
и учебно-методического характера. Но,
прежде всего, в учебных планах и программах
вузов, занимающихся подготовкой государственных
служащих, необходимо ввести и утвердить
в качестве новой комплексной учебной
дисциплины предмет «государственное
управление» как основной предмет, включающий
и интегрирующий в себя элементы различных
управленческих и социально-экономических
знаний. Эти знания по итогам государственной
аттестации должны быть взяты на вооружение
нашими чиновниками не просто в качестве
абстрактных сведений, а в виде установок
на свою профессиональную служебную деятельность.
Насущным вопросом также является расширение
правового статуса государственных служащих,
их прав и ответственности в части повышения
своей квалификации. Поскольку повышение
квалификации включено в круг служебных
обязанностей руководителей и специалистов,
для этих категорий работников данная
обязанность носит правовой характер.
Следовательно, ее невыполнение при определенных
условиях может повлечь за собой неблагоприятные
для работника юридические последствия.
В то же время успешно и добросовестно
исполняющим должностные обязанности
государственным служащим должна быть
предоставлена возможность выбора формы
профессионального развития. Отказ государственного
служащего без уважительных причин от
повышения профессионального уровня следует
рассматривать как нарушение служебной
дисциплины, сопровождающееся соответствующими
правовыми последствиями вплоть до освобождения
от должности.
Важным показателем профессионализма государственных гражданских служащих является их профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность представляет собой особый показатель, характеризующий уровень профессионального мастерства, сопровождаемого определенным ценностным, значимым и мотивационным смыслом. Изучение профессиональной компетентности ведет к повышению деятельности государственной гражданской службы.10
В этом отношении интересно мнение специалистов-практиков в области разработки и применения методов активизации профессионального потенциала персонала государственной службы: «…профессионализация государственной службы и профессионализация подготовки государственных служащих является ключевым аспектом национальной безопасности».11
Информация о работе Процесс профессионализации персонала государственной службы