Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:22, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует перестройки не только форм и методов хозяйствования, но и мышления всех категорий трудящихся, участвующих в процессе управления хозяйством. Значение этой проблемы выходит и в теоретическом, и в практическом аспектах на первый план не только потому, что свыше 70% всех трудящихся объединены в производственные коллективы, где создается примерно 90% национального дохода, но и достаточно сложным положением производственных коллективов в нынешнем состоянии экономики.
Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Теоретические основы управления персоналом………………………………..5
1.1Сущность управления персоналом…………………………………………….5
1.2 Эволюция концепций управления персоналом.……………….....................7
1.3Методологические подходы оценки эффективности управления персоналом……………………………….…………………………........................10
2Современное состояние управления персоналом в исследуемой организации………………………………………….…….......................................15
2.1Организационно - экономическая характеристика организации и перспективы её развития……………………………………………..…………….15
2.2 Структура персонала и его оценка…………………………………………….19
2.3 Оценка системы управления персоналом ……………………………………22
2.3.1 Методы оценки персонала…………………………………………………...22
2.3.2 Развитие персонала…………………………………………………………...24
3Пути решения проблем в управлении персоналом в организации………………………………………….……………………………...27
3.1Разработка кадровой стратегии и кадровой политики организации………...27
3.2Совершенствование методов оценки персонала……………………………...30
Заключение…………………………………………………………………….……34
Список использованных источников……………………………………….……..36
Примечание – Источник: Бизнес – план ОАО» Гастелловское» на 2010 год
По состоянию на конец 2009 г. списочная численность работников ОАО «Гастелловское» составила 256 человек, в том числе персонал основной деятельности, занятый в сельскохозяйственном производстве составляет 238 человек (93 %), из него 191 рабочий (74,6 %), служащие – 47 человек, в том числе руководители – 21 человек (8,2 %) и специалисты – 20 человек (7,8 %), персонал не основной деятельности – 18 человек (7 %).
Таблица 2.6 - Образовательный уровень сотрудников на конец 2009 г.
Наименование показателя | Списочная численность работников | В том числе | ||||
персонал не осн. деят-ти | персонал осн. деят-ти | рабочие | ||||
руководители | специалисты | другие служащие | ||||
Всего работников | 256 | 18 | 21 | 20 | 6 | 191 |
в том числе имеют образование: | ||||||
высшее | 46 | 21 | 20 | 1 | 4 | |
среднее специальное | 50 | 11 | - | - | 2 | 37 |
среднее | 114 | - | - | - | 2 | 112 |
профессионально-техническое | 45 | 7 | - | - | 1 | 37 |
базовое | 1 | - | - | - | - | 1 |
Примечание – Источник: [2].
Из данных таблицы 2.6 можно сделать вывод о том, что руководящий и технический персонал ОАО «Гастелловское» является довольно квалифицированным и имеет или высшее (18%), или средне специальное образование (64%).
Сведения о трудовом стаже работников в целом по хозяйству по категориям приведены в табл. 2.7, из которой видно, что свыше 20 лет в хозяйстве стаж имеет 4,7 %, от 10 до 20 лет – 9,8 % и до 10 лет – 85,5 %. Это говорит о том, что в ОАО «Гастелловское» созданы привлекательные условия для труда работников, которыми они пользуются. Также следует заметить, что при оплате труда рабочих и специалистов идёт повышение за стаж работы на одном предприятии [13, c. 106]
Таблица 2.7 - Трудовой стаж работников на конец 2009 г.
Трудовой стаж на предприятии, лет | Категория работников, человек | Итого | |||
руководители | специалисты | другие служащие | рабочие | ||
До 10 лет | 10 | 15 | 18 | 176 | 219 |
От 10 до 20 | 11 | 4 | 4 | 6 | 25 |
Свыше 20 | - | 1 | 2 | 9 | 12 |
Итого | 21 | 20 | 24 | 191 | 256 |
Примечание – Источник: [3].
Подбор и выбор персонала – центральная задача отделов по работе с персоналом и руководителей подразделений.
Таблица 2.8 – Структура персонала по гендерному признаку и по возрасту
Структура персонала | Численность, чел | Удельный вес,% | ||
2009 г. | 2010 г.
(план) |
2009 г. | 2010 г.
(план) | |
По гендерному признаку | ||||
Мужчины | 153 | 152 | 60 | 59 |
Женщины | 103 | 103 | 40 | 41 |
Итого | 256 | 255 | 100 | 100 |
По возрасту | ||||
18-25 лет | 50 | 50 | 20 | 20 |
26-29 лет | 67 | 67 | 26 | 26 |
30-35 лет | 70 | 70 | 27 | 27 |
36-55 лет | 69 | 68 | 27 | 27 |
Итого | 256 | 255 | 100 | 100 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Гендерная классификация работников предприятия следующая: 60% мужчин и 40% женщин, средний возраст которых составляет от 30 до 35 лет.
Важно
отметить, что оплата труда всего персонала
в ОАО «Гастелловское» регулируется следующими
документами: штатным расписанием предприятия;
контрактами, заключенными с работниками;
коллективным договором на 2006–2009 гг.;
Положением об оплате труда.
2.3 Оценка системы управления персоналом
2.3.1 Методы оценки персонала
Оценка персонала всегда служит основой развития и одной из важнейших проблем кадровой политики на предприятии. Руководство предприятия должно ориентироваться на новые продукты, новые рынки, новые условия, новые приоритеты ценностей, оценивать свои возможности, а также возможности персонала, потому что для работы в настоящее время, для ориентации на нововведения нужны «новые сотрудники» [15, с. 175].
В
настоящее время человеческим ресурсам
уделяется все большее
Субъектами оценки в ОАО «Гастелловское» выступают руководители различных структурных подразделений, поскольку они осуществляют оценивание и принимают определенные решения в отношении работников, а также кадровая служба.
Оценка персонала является основой при приеме сотрудника на работу, повышении и внутренних перемещений персонала, материального и морального стимулирования, улучшения структуры аппарата, контроля персонала и применения санкций.
В ОАО «Гастелловское» оценка персонала прежде всего является критерием определения справедливой оплаты труда, оптимального использования сотрудников в соответствии с их знаниями и опытом, эффективного планирования повышения квалификации работников, выбора правильного сотрудника.
Также
следует отметить, что одной из
главных причин внедрения оценки
персонала в организации
При подборе кандидата на вакантную должность оценка необходима для установления соответствия умений и навыков кандидата (как профессиональных, так и личностных) должностным требованиям и корпоративной культуре компании.
В
ОАО «Гастелловское» набор
При выборе нового сотрудника используется метод интервьюирования, где руководителем отдела задаются вопросы респонденту (оцениваемому сотруднику). Специалист, проводящий интервью не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения интервьюера - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и характеристиками оцениваемого).
Зачастую кандидат проходит
Оценка работника в исследуемой организации служит трем основным целям:
1)
административной - повышение по
службе, понижение, перевод,
2) информационной - в результате оценки появляется возможность
информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности;
3)
мотивационной - результат оценки
представляет собой важное
В исследуемой организации, как и в других организациях, оценка персонала зависит от должностей, которые они занимают. На данном этапе здесь применяются самые простые методы: матричный метод, метод эталона, метод сравнения.
Суть матричного метода заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.
Вот пять основных критериев такой оценки в ОАО «Гастелловское»:
Метод эталона напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных работников данного направления. Это является стимулом для более активной работы сотрудников на предприятии.
Также важными критериями сравнения работающих на предприятии друг с другом являются: эффективность, соблюдение сроков, профессиональное мастерство, выработка в час, брак, дисциплина, частота ошибок.
Оценка персонала проводится нечасто, но систематически – раз в год. По её итогам принимаются решения по поводу работников: некоторые заканчивают свой трудовой договор с предприятием, часть персонала отправляется на повышение квалификации, часть становится примером в своём отделе, что даёт стимулы для своих реализации своих способностей других сотрудников.
2.3.2 Развитие персонала
Развитие персонала – это центральная деятельность менеджмента персонала. В экономически нестабильные периоды эта проблема иногда отодвигается на второй план, но именно в этих условиях развитие персонала создает предпосылки экономического роста предприятия.
Развитие персонала традиционно основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются предприятием. Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала сотрудников.