Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:22, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует перестройки не только форм и методов хозяйствования, но и мышления всех категорий трудящихся, участвующих в процессе управления хозяйством. Значение этой проблемы выходит и в теоретическом, и в практическом аспектах на первый план не только потому, что свыше 70% всех трудящихся объединены в производственные коллективы, где создается примерно 90% национального дохода, но и достаточно сложным положением производственных коллективов в нынешнем состоянии экономики.
Введение……………………………………………………………………….……..4
1 Теоретические основы управления персоналом………………………………..5
1.1Сущность управления персоналом…………………………………………….5
1.2 Эволюция концепций управления персоналом.……………….....................7
1.3Методологические подходы оценки эффективности управления персоналом……………………………….…………………………........................10
2Современное состояние управления персоналом в исследуемой организации………………………………………….…….......................................15
2.1Организационно - экономическая характеристика организации и перспективы её развития……………………………………………..…………….15
2.2 Структура персонала и его оценка…………………………………………….19
2.3 Оценка системы управления персоналом ……………………………………22
2.3.1 Методы оценки персонала…………………………………………………...22
2.3.2 Развитие персонала…………………………………………………………...24
3Пути решения проблем в управлении персоналом в организации………………………………………….……………………………...27
3.1Разработка кадровой стратегии и кадровой политики организации………...27
3.2Совершенствование методов оценки персонала……………………………...30
Заключение…………………………………………………………………….……34
Список использованных источников……………………………………….……..36
Существуют следующие методы управление персоналом: административные, экономические, социальные — и большое количество конкретных, частных методов. Так, административные методы, для которых характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления, включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм ответственности).
Экономические методы — это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.
Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации) [5, c. 349]
Таким
образом, управления персоналом — сложный
динамический процесс, составляющие которого
также подвержены постоянному реформированию
вследствие изменения внешней и внутренней
среды функционирования предприятия,
условий, в которых работники принимают
решения, корректировки текущих целей,
задач и методов их достижения. Если стратегические
задачи, стоящие перед предприятием и
отдельными работниками, менее подвержены
изменениям, то тактические подходы к
их решению постоянно варьируют, что и
обусловлено объективными причинами и
условиями рыночных отношений [8, c. 52].
1.2 Эволюция концепций
управления персоналом
В теории и практике менеджмента на протяжении XX века использовался целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления персоналом, изменения общественных взглядов. Этапы развития концепции управления персоналом выделены ниже в таблице 1.1 [11, c.8].
Таблица 1.1 - Этапы развития концепции управления персоналом (человеческими ресурсами)
Период | Основной объект управления | Доминирующие потребности занятых | Ведущие направления управленческой деятельностью |
1 | 2 | 3 | 4 |
До 1900 г | Технология производства | Интересы занятых практически не учитывались | Дисциплинарные системы |
1900-1910 гг | Безопасность и благополучие занятх | Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы | Программы безопасноти, организации труда |
1910-1920 гг | Задачи повышения эффективности | Повышение заработков
на основе более высокой |
Мотивация и обучение, стимулирование высокой производительности |
1920-1930 гг | Индивидуальные особенности человека | Учёт индивидуальных особенностей при проектировании работ | Психологические тесты, опросы, учёт предложений работников при проектировании работ |
1930-1940 гг | Профсоюзы, социальное партнёрство | Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями | Программа взаимодействия и сотрудничества на производстве |
1940-1950 гг |
Экономические гарантии и социальная поддержка |
Гарантии экономической и социальной безопасности |
Программы пенсионного обеспечения, охрана здоровья |
Окончание таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | 4 |
1950-1960 гг | Человеческие отношения | Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины | Подготовка управленческих кадров с учётом изменения их роли на производстве |
1960-1970 гг | Сотрудничество, развитие и углебление партнёрства | Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений | Отработка процедур совместного участияв управлении, разделение ответственности |
1970-1980 гг | Перемена труда | Соответствие содержания работы изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия в работе | Чередование работ, объединение задач, функций, коллективные формы организации труда |
1980-1990 гг | Движение кадров | Надёжная гарантия занятости в период экономического спада | Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие в поисках работы |
1990-наст время | Кардинальные изменения в составе рабочей силы, дефицит квалифицированных кадров | Расширение возможностей к адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства | Стратегическое планирование человеческих ресурсов, расширение гарантий занятости, программы переподготовки, гибкие формы вознаграждений, участие в доходах, компьютеризация |
Примечание – Источник: [1].
Проблемы управления людьми в условиях ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов известны с глубокой древности, в частности, вопросы разделения и кооперации труда, мотивации, трудовой дисциплины.
До промышленной революции организации не были крупными, и управление персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя, чаще всего ее владельца. Промышленное развитие кардинальным образом изменило характер деятельности организаций благодаря значительному увеличению занятых на производстве, применению машин и оборудования, усилению недовольства людей условиями труда. Как видно из таблицы, существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в развитых странах в 20—30 гг. нашего века. Этому способствовали такие факторы, как внедрение «научного управления» (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер), создание профессиональных союзов и мощное профсоюзное движение, активное вмешательство государства в отношения между работниками и работодателями.
Распространение идей «научного управления», универсальных методов управления и организации труда позволили значительно повысить эффективность производства.
Заключение коллективных договоров между профсоюзами и работодателями превратилось в общепринятую практику.
Вмешательство государства привело к созданию систем социального страхования, компенсаций по безработице, установлению минимальной заработной платы, ограничению и сокращению продолжительности рабочего дня.
В годы второй мировой войны решались вопросы подбора и подготовки кадров, профессионального обучения, а после ее окончания — повышения профессиональной квалификации и переподготовки управленческих кадров. В период 50—60 гг. развитие теорий и моделей мотивации труда оказали значительное влияние на практику управления.
Для 70—80 гг. характерным являлось утверждение гуманистического подхода к управлению людьми, а именно: обогащение труда, планирование и развитие карьеры, внутриорганизационные коммуникации, привлечение рабочих к управлению. При этом перед организациями вставали новые задачи: привести в соответствие уровень квалификации работников с жесткими требованиями современной экономики (где, как известно, базовые навыки устаревают каждые пять лет), обеспечить гарантии занятости, внедрить гибкие формы вознаграждения и др.
Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии со стратегическими задачами организации.
На современном этапе развития экономики большинство стран мира проблемы работы с персоналом относят к числу важнейших. Наиболее актуальными из них являются: формирование методов и процедур отбора кадров; научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале; замещение и выдвижение молодых и способных работников; обоснованность и объективность кадровых решений. Поэтому так важно учитывать тенденции развития мировой экономики и их влияние на процессы управления персоналом, которые отражаются в практике крупных компаний, при построении систем управления [6, c. 117].
Многочисленные исследования и опросы руководителей наиболее известных в мире компаний позволяют прийти к заключению, что эффективность любой организации зависит от трех важнейших факторов:
—
благоприятной деловой
—
оптимальной стратегии
— качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов.
Глобальные изменения, происходящие в экономической сфере, — это прежде всего интернационализация экономики и технического прогресса, отраслевых сдвигов от сельского хозяйства к промышленности, а затем к услугам и развитию информационных технологий; усиление конкуренции и одновременно сотрудничества; демографические и образовательные изменения на рынке труда. Эти и другие крупномасштабные изменения в свою очередь привели к кардинальным изменениям в организационных структурах и практике управления на предприятиях.
Наиболее важными и всеобщими признаками таких изменений, по заключению международной организации труда (МОТ), являются следующие:
• Организация и ее среда становятся все более ориентированными на рынок, на более жесткий контроль издержек производства.
•
Организационная структура
• «Горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», иерархическое, что повышает роль таких ценностей как кооперация, инициатива, риск, независимость, предвидение.
• Обновление, творчество, долгосрочная ориентация становятся необходимыми компонентами практики управления.
•
Стиль управления, система ценностей
и квалификационно-
•
Люди и талант — наиболее ценные
ресурсы организации. Управление человеческими
ресурсами становится ее стратегической
задачей. Развитие человеческого потенциала
превращается в статью инвестиций, а не
затрат, как это было в традиционных, централизованных
и бюрократических организациях[11, c. 10-12].
1.3 Методологические
подходы оценки эффективности
управления персоналом
В своей работе с кадрами руководство предприятия ориентируется в первую очередь на эффективность требуемых материальных и финансовых затрат и организационных усилий. Такая постановка вопроса для предприятия, функционирующего в условиях самофинансирования, представляется вполне оправданной.
Поэтому теория и методология управления персоналом должна уделять большое внимание проблеме оценки эффективности управления персоналом, имеющей важное теоретическое и практическое значение.
Эффективность означает результативность. Экономическая эффективность — это получение больших результатов при тех же затратах или снижение затрат при получении того же результата. Следовательно, обращаясь к проблеме эффективности управления персоналом, необходимо прежде всего выяснить, что представляют собой затраты и что следует понимать под экономическим эффектом [8, c. 270].
Эффект может найти свое выражение в виде:
— увеличения выпуска продукции вследствие роста производительности труда, повышения ее качества, сортности;
— удовлетворенности трудом, особенно если работа с кадрами строилась на учете социальных моментов в трудовых отношениях (здесь эффект также может проявиться в повышении производительности труда, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива);
— относительной экономии средств при сокращении сроков обучения благодаря подбору профессионально ориентированных работников (эффект выражается экономией средств, необходимых для достижения определенного состояния трудового потенциала) [8, c. 280].
Существуют три главных подхода к оценке эффективности управления персоналом.
Подход первый: достижение конечного результата. Общий экономический эффект можно рассматривать как результат только производственной деятельности или как результат всей хозяйственной деятельности предприятия. В первом случае экономическим эффектом является произведенная продукция в натуральном или денежном выражении (валовая, товарная, чистая продукция). Во втором принимается во внимание не только производство продукции, но и ее сбыт, реализация (объем реализованной продукции, прибыль). Продукция должна быть выражена в текущих (действующих) ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами.
Таким образом, повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.