Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью курсовой работы, является детальный анализ выбранной темы, исследование и характеристика аспектов проблемы управления персоналом и связанных с этим вопросов
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
Подбор материалов из различных источников с целью получении максимально разнообразной информации, способствующей наиболее широкому взгляду на поставленную тему.
Изучение специализированной литературы, которая наиболее полно и чётко описывает необходимые вопросы.
Оценить, выбрать подходящие материалы и на их базе построить курсовую работу, наилучшим образом раскрывающую данную тему.
Введение………………………………………………………………………2
1. Персонал как объект управления………………………………………3
2. Управление персоналом как функция процесса управления………5
2.1. Определение понятия управления и функции управления……………5
2.2. Методы и основные подходы к управлению персоналом....................7
2.3. Психофизиология трудовых процессов
и социология труда……………………………………..………………..11
3. Обучение и развитие персонала……………………………………......13
3.1. Обучение, переподготовка
и повышение квалификации персонала………………………………..13
3.2. Организация системы обучения персонала……………………………17
4. Мотивация и стимулирование труда персонала……………………..21
4.1. Мотивация рационального поведения
и трудовой деятельности персонала……………………………………21
4.2. Классификация и характеристика теорий управления………………..28
4.3. Разработка программ стимулирования труда………………………….30
5. Конфликты в организации……………………………………………...34
5.1. Сущность конфликта и его типы……………………………………….34
5.2. Методы разрешения конфликтов……………………………………….39
Заключение.………………………………………………………………….42
Список использованных источников………
Новая форма оплаты труда - это мультиквалификационная заработная плата. Уровень оплаты определяется знаниями и умениями работников, разнообразием их профессиональных навыков. В ее основе - средняя почасовая оплата труда, которая может быть увеличена в соответствии с повышением квалификации работником как при выполнении основных обязанностей, так и при освоении других видов деятельности. Для осуществления этой формы необходимо предоставить работникам возможности для подготовки и повышения квалификации, а также определить методы объективной оценки уровня их квалификации. Выделяют следующие системы оплаты труда.
1. Повременная форма оплаты труда. Используется на тех предприятиях, где трудно измерить и контролировать качество и количество труда или где производительность труда далека от критической. Преимуществами системы являются простота, легкость реализации, легкость начисления, обеспечение хороших отношений между работниками. Базируется на тарифных ставках и разрядах работников. Недостатками являются низкий уровень стимулирования, терпимость к плохим производственным показателям.
2.
Сдельная форма оплаты труда.
Используется для
Преимуществами являются непосредственная связь вознаграждения с результатами труда, стимулирование к высокой производительности труда, дух соревнования между работниками. Недостатками являются возможность возникновения конфликтных ситуаций и недовольства, если не будет гарантирован минимальный доход, удовлетворяющий материальные потребности всех работников коллектива.
3. Ставка + надбавка за высокие индивидуальные результаты (в виде премий, комиссионных и т.п.). Используется на тех предприятиях, где результаты труда можно измерить, деньги являются мотиватором, система оплаты труда принимается работниками и понятна им. Преимуществами системы является высокий уровень мотивации труда, так как результаты труда непосредственно связаны с вознаграждением, система способствует росту производства. Недостатками является сложность в использовании, возможность возникновения конфликтов, не способствует росту групповой отдачи.
4. Ставка + надбавка на группу (за высокие показатели работы бригады, цеха, отдела).Используется в условиях, где трудно определить индивидуальные показатели и где хороший социально-психологический климат в рабочих группах. Преимуществами является хорошая мотивация труда при условии, что связь между затраченными усилиями и надбавкой воспринимается на индивидуальном уровне. Недостатками являются сложности в использовании из-за неравных индивидуальных усилий, что может вызвать некритичность к слабым показателям.
5.
Ставка + надбавка по результатам
работы всей фирмы (на основе
общекорпоративного критерия). Используется
в условиях хорошего психологического
климата в отношениях
6.
Премиальная надбавка в
7. Участие в прибылях в соответствии с оценками финансовых показателей фирмы. Используется на тех фирмах, где публикуются показатели финансовой деятельности и имеется участие работников в делах фирмы. Преимущества: обеспечивает причастность работников к делам фирмы, вознаграждение оказывается связанным с конъюнктурой рынка. Недостатки: не существует четкой связи между вознаграждением и индивидуальным вкладом работника, вознаграждение зависит от факторов, на которые работники не могут влиять (факторы внешней среды) [7, 177].
Каждая система оплаты труда имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Это означает, что выбор нельзя рассматривать изолированно от остальных направлений работы с персоналом. Это касается построения работ (работа в группах или на индивидуальном уровне), обучения, подготовки кадров, профессионального продвижения персонала фирмы и других.
Основные
принципы, использующиеся для усиления
мотивирующей функции оплаты труда:
Для
усиления мотивации работников фирмы
выбранной системой оплаты труда предлагается
произвести следующие шаги.
Исследование мотивации труда на одном из коммерческих предприятий, являющимся по роду своей деятельности автозаправочным и авторемонтным комплексом, проведенное автором, выявило, что на предприятии применяется прямая повременная система оплаты труда и групповое вознаграждение.
Основная
заработная плата рассчитывается по
следующей формуле:
Зп
= Ом x Tф / Tн,
где Зп - прямая повременная оплата труда за период;
Ом - размер месячного оклада;
Tф - фактически отработанное время, дней;
Tн
- нормативное время работы, дней.
Основным элементом в механизме оплаты труда на предприятии является размер месячного оклада.
Главное,
что наиболее близко связывает интересы
работника с работодателем, - это
заработная плата. Во-первых, система
оплаты труда стимулирует персонал
к повышению своей квалификации.
Каждый работник периодически проходит
аттестацию качества труда, от которой
зависит величина заработной платы.
Во-вторых, данная модель трудовых
отношений содержит требования
к персоналу по соблюдению мер
промышленной безопасности - одно из важнейших
элементов системы трудовых отношений,
которые также связаны с
Сравнительно новым способом управления персоналом на предприятиях в нашей стране является партисипативное управление. Оно предусматривает объединение мотивационного вознаграждения с участием в управлении производством.
Это программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы. В отличие от большинства систем оплаты труда, построенных на учете индивидуального вклада работников фирмы, партисипативное управление базируется на признании взаимных интересов всех членов фирмы, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.
Наиболее
распространенными формами
Участие работников в управлении - это программа мотивирования их путем предоставления возможности участвовать в обсуждении и принятии решений по деятельности фирмы. Схемы такого участия осуществляются на разных организационных уровнях. На уровне рабочих групп участие в управлении осуществляется посредством обсуждения и выработки решений членами этих групп в рамках представленных полномочий (кружки качества в Японии). На других более высоких организационных уровнях используется принцип представительства, в ряде стран закрепленный законодательно. В Германии работники включаются в наблюдательные советы и правления. Участие в профсоюзной деятельности позволяет определять социальную и кадровую политику предприятия.
Использование схем участия в управлении может вызывать такие проблемы, как издержки на координацию и распределение работы (обсуждения, собрания); "размывание" ответственности в ходе коллективной выработки решений; изоляция группы от других рабочих групп, вызывающая конфликты и сбои в работе фирмы. Помимо этого работникам трудно связать собственные трудовые усилия с результатами деятельности фирмы[6, 204].
Преимуществами
партисипативного управления являются:
преодоление отчужденности
5.
Конфликты в организации.
5.1.
Сущность конфликта и его типы.
Указанные выше проблемы не являются единственными, а часто и не самыми сложными. Чем острее конкуренция в той среде, где действует организация, чем крупнее сама организация (а следовательно, больше штат ее сотрудников), чем выше квалификация персонала, тем острее проблема конфликтов.
Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта.
1. Конфликт — это столкновение..., противоречие..., борьба..., противодействие... (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности.., несовместимости.., противостояния... — с точностью до формулировки у различных авторов. Вот что говорит в предисловии к своей книге "Конфликтология" В.И. Андреев: "... без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора, без умения вести переговоры человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире".
В силу такого подхода В. И. Андреев и определяет
• конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.
Антагонистический характер конфликта можно считать характеристическим признаком других моделей;
• конфликт — столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений;
• конфликт социальный — попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;
• конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
2. Конфликт — это система отношений..., процесс развития взаимодействия..., заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).
Сторонники
первого подхода описывают
Информация о работе Проблемы управления персоналом автотранспортного предприятия и пути их решения