Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью курсовой работы, является детальный анализ выбранной темы, исследование и характеристика аспектов проблемы управления персоналом и связанных с этим вопросов
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
Подбор материалов из различных источников с целью получении максимально разнообразной информации, способствующей наиболее широкому взгляду на поставленную тему.
Изучение специализированной литературы, которая наиболее полно и чётко описывает необходимые вопросы.
Оценить, выбрать подходящие материалы и на их базе построить курсовую работу, наилучшим образом раскрывающую данную тему.
Введение………………………………………………………………………2
1. Персонал как объект управления………………………………………3
2. Управление персоналом как функция процесса управления………5
2.1. Определение понятия управления и функции управления……………5
2.2. Методы и основные подходы к управлению персоналом....................7
2.3. Психофизиология трудовых процессов
и социология труда……………………………………..………………..11
3. Обучение и развитие персонала……………………………………......13
3.1. Обучение, переподготовка
и повышение квалификации персонала………………………………..13
3.2. Организация системы обучения персонала……………………………17
4. Мотивация и стимулирование труда персонала……………………..21
4.1. Мотивация рационального поведения
и трудовой деятельности персонала……………………………………21
4.2. Классификация и характеристика теорий управления………………..28
4.3. Разработка программ стимулирования труда………………………….30
5. Конфликты в организации……………………………………………...34
5.1. Сущность конфликта и его типы……………………………………….34
5.2. Методы разрешения конфликтов……………………………………….39
Заключение.………………………………………………………………….42
Список использованных источников………
Стимулы
могут быть материальными и
К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д.) и не денежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.). Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные [11, 140].
Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
Стимулирование
базируется на определенных
принципах.
К формам материального стимулирования относится денежное вознаграждение за труд и дополнительные стимулы.
Основной формой трудового вознаграждения является заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Среди форм материального стимулирования в современных условиях кроме заработной платы можно отнести бонусы. Они заменяют во многих случаях итоговое вознаграждение за год, так называемую тринадцатую зарплату. Выплате данного вида вознаграждения предшествует оценка или аттестация персонала. В некоторых организациях бонусы составляют 20% дохода сотрудника в год . Существуют бонусы за отсутствие прогулов, за выслугу лет, за заслуги перед компанией. Возрастает значение таких стимулов, как участие в прибылях и в акционерном капитале.
Заработная плата - это компенсация трудового вклада работников в деятельность организации. Поэтому основная функция заработной платы - это мотивирование работников к эффективному труду. Заработная плата является мотивирующим фактором, если она однозначно связана с результатами выполненной работы, например сдельная форма оплаты труда рабочих, и, кроме того, если она реально, а не символически, увеличивает доход работника.
Задачи
организации системы оплаты труда
в фирме состоят в
Управление коллективом будет наиболее эффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться, и они не будут разочарованы результатами своей работы. Руководитель должен быть и тонким психологом, должен прекрасно разбираться в истинных мотивах и потребностях своих столь разных сотрудников. Абсолютного удовлетворения потребностей каждого члена коллектива достичь практически невозможно, однако управляющий обязан уделять мотивации своих сотрудников постоянное и должное внимание.
Искусство руководителя особенно наглядно проявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признании результатов своего труда.
Каждый
член коллектива имеет право получить
возможность не только обеспечить свое
материальное благополучие, но и реализовать
свои профессиональные знания, полностью
проявить свои индивидуальные способности.
Реализация этого права является лучшей
формой социальной мотивации [2, 160].
4.2. Классификация
и характеристика теорий
В
связи с развитием и
Содержательные
– основываются на том, что существуют
внутренние побуждения (потребности),
которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями этой группы
являются:
Теория потребностей Абрахама Маслоу.
Маслоу
– один из крупных ученых в области
мотивации и психологии. В соответствии
с его теорией существует пять
групп потребностей:
Эта теория, известная как «пирамида потребностей», говорит как те или иные потребности побуждают к действиям. Основными идеями являются следующие:
Теория существования, связи и роста Клейтона Альдерфера.
Альдерфер
считает, что потребности человека могут
быть объединены в отдельные три группы:
Принципиальное
отличие от теории потребностей состоит
в том, что по Альдерферу, движение
от потребности к потребности
идет не только в верх, но и вниз.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
Эта теория определяет два
фактора:
Теория
МакКлеланда устанавливает
Процессуальные
– теории мотивации определяют не только
потребности, но и являются также функцией
восприятия и ожидания человека, связанных
с ситуацией и возможных последствий выбранного
типа поведения.
Теория ожидания Виктора Врума.
Теория ожидания базируется на том,
что активная потребность не единственное
необходимое условие мотивации человека
к достижению определенной цели. Человек
должен надеяться на то, что выбранный
им тип поведения приведет к удовлетворению
или приобретению желаемого.
Теория справедливости Адамса.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной
вывод состоит в том, что пока
люди не начнут считать, что они получают
справедливое вознаграждение, они будут
уменьшать интенсивность труда.
Модель мотивации Портера-Лоурера.
Л.
Портер и Э. Лоурер разработали комплексную
теорию мотивации, включающую элементы
теории ожидания и теории справедливости.
В их работе фигурирует пять переменных:
Согласно
теории, достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником
Каждая
из теорий имеет что - то особенное,
отличительное, но несмотря на принципиальные
различия, все теории имеют общее,
позволяющее установить определённые
параллели между ними. Сравнивая
классификации всех теорий, можно
отметить, что выделенные в различных
работах группы потребностей и механизмов
в определённой мере дополняют друг
друга.
4.3. Разработка программ
стимулирования труда
Как уже говорилось выше, одним из основных, применяемых в большинстве организаций, способов достижения эффективной мотивации труда является материальное и нематериальное стимулирование. Материальное стимулирование относится к экономическим методам управления персоналом.
Основным способом является оплата труда работников, начисляемая и выплачиваемая различными способами.
Важным фактором для определения базовой оплаты труда является его оценка.
Существуют тарифные и бестарифные модели базовой оплаты труда.
Тарифные определяют базовую оплату по принятой на централизованных или локальных уровнях системе тарифных соглашений. Бестарифные - представляют собой индивидуальные разработки отдельных фирм [5, 168].
В
структуру вознаграждения работников
организации, компенсирующего их трудовой
вклад, могут входить следующие
компоненты:
Первые три компонента имеют фиксированный характер, определяемый трудовым договором, остальные - переменный, т.к. зависят от возможностей и мотивационной политики фирмы.
Формы оплаты труда.
Информация о работе Проблемы управления персоналом автотранспортного предприятия и пути их решения