Принятие стратегических и тактических управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является принятие стратегических и тактических управленческих решений. Исходя из определения объекта исследования, основная цель данной курсовой работы заключается в изучении теории принятия стратегических и тактических решений. В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:

◦изучить общую характеристику стратегических и тактических управленческих решений;
◦проанализировать принятие стратегических и тактических решений;
◦изучить задачи стратегического и тактического управления предприятием.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы принятия стратегических и тактических управленческих решений 5
1.Общая характеристика стратегического и тактического управления. 5
2.Роль и место принятия стратегического и тактического решения в процесс управления 7
3.Стратегическое и тактическое планирование и их взаимосвязь 10
4.Принятия стратегических и тактических управленческих решений 15
2.Принятия стратегических и тактических управленческих решений на современном предприятии 24
3.Задачи по влиянию на эффективность работы предприятия 27
Заключение 33

4.Расчётная часть 35
1.Задание 36
2.Выбор способа привлечения инвестиций на основе принципа недостаточного обоснования Лапласа 36
3.Выбор способа привлечения инвестиций на основе максиминого критерия Вальда 40
4.Выбор способа привлечения инвестиций на основе минимаксного критерия Сэвиджа 41
5.Выбор способа привлечения инвестиций на основе критерия обобщения максимина Гурвица 41
Выводы… … 45

Список используемой литературы 47

Работа содержит 1 файл

Принятие стратегических и тактических управленческих решений.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

    Перечисленные выше стратегические и тактические  задачи управления предприятием решаются параллельно и одновременно. Чем короче будет период их реализации, тем лучше для предприятия [9].

    Очень большую значимость несет в себе информационная база при принятии решений. Чтобы процесс информационного обеспечения управления работал эффективно, он должен быть поставлен на регулярную основу: должны быть источники, из которых постоянно черпается информация, должны быть процедуры обработки информации, должны быть процедуры распространения информация среди сотрудников компании. Запуск подобного процесса – задача сложная, но в будущем он окупается существенными выгодами: значительно повышается качество как тактических, так и стратегических решений.

    Эффективное согласование стратегии и тактики  возможно только при наличии качественной информационно-аналитической поддержки, которая обеспечит менеджеров всех уровней адекватной информацией о положении компании, ее внешнем и внутреннем окружении и о соответствии показателей работы компании стратегическим и тактическим задачам.

    Стратегические  решения направлены на то, чтобы  обеспечить компании долгосрочную благоприятную  стратегическую позицию. Другими словами, у компании есть стратегия, если она  знает, что и кому будет продавать  в ближайшие несколько лет.

    Тактические решения – это решения, направленные на координацию деятельности подразделений компаний в среднесрочной перспективе (обычно от квартала до года). Фактически, тактика – это решения о том, кто, что и в рамках какого бюджета должен делать в ближайшее время. На многих предприятиях тактические решения принимаются  каждым подразделением самостоятельно без всякой связи со стратегией. У каждого подразделения есть свои цели, которые они пытаются достичь без оглядки на остальных.

    Но, даже понимая сущность проблем в области стратегического и тактического управления, определив меры по их устранению, не стоит забывать о том, что принятие стратегических и тактических управленческих решений считается исключительно творческим процессом, в котором человеку отводится главенствующая роль, а качество решений напрямую определяется его квалификацией и опытом.  

Заключение 

    Таким образом, проблема принятия рациональных (а в идеале — оптимальных) управленческих решений стоит весьма остро. Здравого смысла, интуиции, опыта уже часто для этого не хватает. Просто административная хватка и чутье не гарантируют верных решений. Становятся необходимыми специальные знания и не только в той области, к которой относится принимаемое решение, но и в ряде других наук.

    Решение- это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

    2. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

    3. На характер принимаемых решений  огромное влияние оказывает степень  полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В  зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

    4. Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  комплексного, всестороннего их  анализа, т.е. участия группы  менеджеров и специалистов, что  приводит к расширению коллегиальных  форм принятия решений. 

    5. Принятие решения – не одномоментный  акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

    Факт  принятия одного решения является лишь составной частью эффективного процесса принятия решений. Каждый руководитель любого ранга должен чётко представлять свою долю в этом широком процессе.

    Каким бы хорошим ни казался руководитель, но если он не умеет принимать решений, то он не может долго оставаться на посту руководителя. Искусству принимать решения можно научиться и постоянно совершенствоваться. Однако, существует множество факторов, которые могут серьёзно мешать процессу принятия решений:

    1. Организационные неувязки, а также  ситуация, когда у руководителя  нет ясного представления о  разделении труда на предприятии,  о своих полномочиях и о  полномочиях своих подчиненных.  Ведь именно круг полномочий является основой для принятия решений;

    2. Для принятия решений нет достаточной  информации или же она находится  в такой форме, которая не  годится в качестве основания  для действий руководителя;

    3. Руководитель не видит необходимости  принятия решения или просто не способен его принимать. Причиной этому может быть страх перед риском, боязнь сделать ошибку или обыкновенная неопытность. Если организация не заботится о повышении ответственности руководителей по мере роста их компетентности, не создаёт условий для принятия ими самостоятельных решений, то в такой организации не будут расти и руководители, они попросту не научатся принимать грамотных и ответственных решений.

    4. Неясен сам процесс принятия  решений. Это значит, что у руководителя  нет полного представления о том., что в организации действительно делается, и на какой стадии рассмотрения находятся различные дела.

    Процесс управления предприятием состоит в  разработке, принятии и реализации стратегических и тактических управленческих решений, соответствующих, с одной стороны, рыночному спросу окружающего мира на конечные результаты работы предприятия, а с другой — производственным (организационным, техническим и технологическим), экономическим, финансовым и социальным возможностям управляемого объекта.

    Эффективность и качество принимаемых управленческих решений во многом зависят от глубины обоснованности, строгости разграничения и чёткости изложения стратегических и тактических задач, стоящих перед управленческой командой предприятия. Суть стратегического управления предприятием, в принципе, заключается в минимизации отклонений фактических значений наиболее важных параметров управления бизнесом от нормативных значений этих параметров. При решении тактических задач управления предприятием менеджеры минимизируют отклонения между соответствующими каждому этапу значениями факта и плана. Анализ литературы поражает скудностью и однообразием постановки и формулирования этих задач. Если рассматриваются стратегические задачи управления предприятием, то в их числе в первую очередь указывают: удерживание имеющихся и поиск новых рынков сбыта продукции, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, достижение запланированной рентабельности вложенных активов. Нетрудно заметить, что при такой постановке стратегических задач параметры долговременного управления предприятием не сформулированы. Чем, как, до какого предела следует управлять и удерживать — не понятно, так как количественные оценки параметров управления не указаны.

    Практически всеобщей тактической задачей управления предприятием провозглашается максимизация прибыли или минимизация расходов и максимизация доходов, либо максимизация уровня эффективности производства продукции, оцениваемого как отношение суммы доходов к сумме расходов предприятия. Наиболее «продвинутые» авторы к этой задаче присовокупляют задачу максимизации текущей рыночной стоимости предприятия, определяемой умножением общего количества выкупленных эмитированных акций этого предприятия на биржевой курс.

    Задача  максимизации прибыли предприятия, не увязываемая с фактическим  режимом использования его производственных возможностей, представляется лапидарной и малозначащей. На современном этапе развития экономических знаний становится очевидным, что максимизация прибыли предприятия в одном из промежуточных состояний его экономического развития обеспечивает получение локального, а отнюдь не глобального максимума финансовых результатов производственной деятельности. Совершенно ясно, что максимизация прибыли при объёмах производства продукции, работ и услуг предприятия в режимах, близких к точке безубыточности, и в режимах 50, 75 или 100%-ного использования производственных возможностей будет давать результаты, иногда на порядок отличающиеся друг от друга. Этим обстоятельством в значительной степени обусловлена объективная неизбежность взаимоувязывания задачи максимизации прибыли при управлении предприятием с режимом использования его производственной мощности. Достаточно долго так не делали, потому что не умели корректно и однозначно определять значения показателей номинальной нормативной производственной мощности (производственного потенциала), продуктивности и прибыльности предприятия. Сегодня эта задача решена [1; 2]. Появилась возможность уточнить и актуализировать круг стратегических и тактических задач управления предприятием, исходя из априорно принятых предположений, что у каждой такой задачи должна быть чётко сформулированный параметр (критерий) управления, имеющий точную количественную оценку и поддающийся эффективному контролю со стороны управленческой команды предприятия.

    Эти задачи по важности, влиянию на результаты и эффективность работы, а также  сроку существования предприятия могут быть расположены в следующем порядке: 1.   Конъюнктурно обоснованный выбор и периодическая корректировка под изменяющиеся условия сбыта, своевременное обновление и расширение номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, пользующихся постоянным рыночным спросом, при эффективной политике ценообразования и обеспечении высокого качества и минимизации брака. Ключевой параметр управления при решении этой задачи — коэффициент соотношения уровней коммерческого и производственного развития (коммерческой и производственной активности) предприятия. Нормативное значение параметра — 1. «Производи только то, что продаётся, если всё, что можно произвести, будет куплено». 2.   Поэтапный вывод предприятия на режим работы с полным использованием производственных возможностей (производственных ресурсов), максимизация прибыли в этом режиме и поддержание этого режима до начала затухания жизненного цикла предприятия. При выполнении этой стратегической задачи управления предприятием основные тактические задачи управленческой команды состоят в определении целесообразной скорости перехода к нормативному уровню экономического (в частности, производственного) развития предприятия. Количество этапов этого процесса должно быть научно, технически, экономически, конъюнктурно обоснованным и по возможности минимальным. В качестве параметра управления предприятием выбирается показатель достигнутого уровня производственного развития (отношение фактического объёма производства продукции, работ и услуг в отчётном периоде к нормативному показателю в том же периоде). Единица- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Расчетная часть

    В условиях рыночных отношений проблема оценки и учета экономического риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления.

    Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим.

    Следует отметить, что ситуация риска качественно  отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема.

    При принятии решений в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов обстановки неизвестны, могут быть использованы ряд критериев, выбор каждого из которых, наряду с характером решаемой задачи, поставленных целевых установок и ограничений, зависит также от склонности к риску лиц, принимающих решения.

    К числу классических критериев, которые  используются при принятии решений в условиях неопределенности, можно отнести:

  • принцип недостаточного обоснования Лапласса
  • максиминный критерий Вальда
  • минимаксный критерий Сэвиджа
  • критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимизма) Гурвица.

    Основное  различие между этими критериями определяется стратегией лица, принимающего решения. Критерий Лапласа основан на более оптимистичных предположениях, чем минимаксный критерий. Критерий Гурвица можно использовать при различных подходах – от наиболее оптимистичного до наиболее пессимистичного. Все эти критерии отражают субъективную оценку ситуации, в которой приходится принимать решение. При этом не существует общих правил применимости того или иного критерия, так как поведение лица, принимающего решение в условиях неопределенности, является наиболее важным фактором при выборе подходящего критерия. 

   4.1 Задание

   Таблица 2.1.1

   Инвестиционные  ресурсы (Kij), млн. руб.

   Способ  привлечения инвестиций    (Рi)    Состояние инвестиционного климата ( Li )
   L1    L2    L3    L4
   Р1    3,2    3,4    1,9    2,5
   Р2    3,6    3,2    3    2,2
   Р3    2,9    3,7    3,6    3,2
   Р4    3,3    2,7    2,9    2,8

Информация о работе Принятие стратегических и тактических управленческих решений