Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы выступает совершенствование принципов управления предприятием.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. Рассмотреть сущность понятий «управление» и «менеджмент».
2. Рассмотреть основные категории менеджмента.
3. Рассмотреть основные принципы управления предприятием.
4. Привести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Красный пищевик»;
5. Проанализировать цели управления предприятия;
Введение………………………………………………………………….….…….…3
1 Принципы управления предприятием……………………………………………5
1.1 Понятие, сущность и содержание «управление» и «менеджмент»…..………5
1.2 Основные категории менеджмента ……………………………………...…….7
1.3 Основные принципы управления предприятием….…………………………..9
2.1 Организационно-экономическая характеристика, цели ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.2 Анализ целей на предприятии…………………………………………………22
3 Рекомендации по совершенствованию системы принципов управления предприятием и пути их реализации………………………………...……………26
Заключение……………………………………...……………………………..……31
Список использованных источников…………….………
- поиск партнеров заинтересованных в данном виде продукции и заключения контрактов в странах ближнего и дальнего зарубежья;
- предоставление партнерам пакета различных скидок в условиях платежа и поставки.
Успешное выполнение поставленной цели - завоевание новых рынков сбыта продукции; продвижение новых видов продукции на рынке кондитерских изделий, требует решения таких задач, как:
анализ продукции конкурентов, запросов потребителей, и соответствия международным требованиям;
создание продукции более высокого качества отличного от других за счет использования только натурального сырья и оригинальной упаковки;
создание дополнительных потребительских свойств продукции;
применение в упаковке современных материалов отвечающих международным требованиям;
увеличение сроков годности выпускаемой продукции;
разработка печатных изданий с информацией о продукции;
проведение рекламных кампаний по продвижению продукции на новые рынки сбыта;
участие предприятия в различных специализированных выставках;
проведение предприятием выставок-дегустаций;
Решение поставленных задач и проблем приведет к увеличению прибыли предприятия. Для работ по таким направлениям и был создан на предприятии отдел маркетинга.
Предприятие направляет свои усилия на запросы покупателей, увеличение объемов выпуска и реализации продукции, за счет более современной и красочной упаковки, отвечающей европейским стандартам. Рекламная стратегия компании будет направлена на доведении информации о полезных свойствах продукции до конечного потребителя и обновлению бренда предприятия и в воду новых торговых марок. Предприятие всегда будет стремиться использовать только натуральное сырье для производства кондитерских изделий и закупки его на более выгодных условиях с целью минимизации издержек на производство кондитерских изделий. Основными рынками сбыта кондитерских изделий являются рынки России и Республики Беларусь.
При достижении поставленных целей необходимо учитывать возможности предприятия. Необходимо определить перспективы развития деятельности предприятия по следующим направлениям: совершенствование свойств и качества продукции; улучшение упаковки; работа с потребителями (информационная); исследование конкурентов; предоставление информации широкой аудитории.
Планируется увеличение доли экспорта продукции за счет активной стратегии сбыта, открытия представительств и восстановления базы клиентов.
В 2011 году освоение новых видов продукции будет производиться только с учетом спроса и требований рынка.
В общем по предприятию с целью расширения ассортимента будет освоено не менее 10 новых видов кондитерских изделий.
Для расширения ассортимента драже планируется разработать рецептуры и внедрить в производство драже с корпусами из сушеных и вяленых плодов и ягод, драже с желейными корпусами. В производстве желейных мармеладов на пектине выбрано новое направление – традиционные мармелады будут выпускаться в нетрадиционном виде, т.е. будут иметь форму персонажей народных сказок и, кроме этого, не обсыпанные сахаром, а глянцованные специальным составом.
В 2011 году на предприятии планируется продолжить работу по усовершенствованию выпуска продукции по классическим технологиям с использованием натурального сырья, на основе этого выпускаемая продукция обладает уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. В рецептуры пастиломармеладных изделий входит пектин, который является эффективным средством для повышения сопротивляемости организма человека неблагоприятным экологическим факторам, выводит токсичные вещества, ионы тяжелых металлов и радионуклидов. В рецептуры халвы и некоторых видов зефира входит экстракт солодкового корня, который также обладает радиопротекторными свойствами. Некоторые виды выпускаемой продукции обогащаются витаминами.
Основной упор в инвестиционных вложениях делается на решение вопросов обеспечения безусловного выполнения выпуска планируемых объемов продукции предприятия, интенсификации производственных процессов, уменьшения теплоэнергетических затрат, решения вопроса с увеличением мощности предприятия по выпуску мармеладных изделий.
Планируемые мероприятия по техническому перевооружению будут осуществляться:
- за счет собственных средств ;
- за счет кредитов банков ;
- за счет инновационного фонда концерна.
Основными мероприятиями планируемыми к осуществлению за счет собственных средств являются:
- замена изношенного воздушного компрессора на более производительный и менее энергоемкий;
- замена изношенного грузового лифта в мармеладном участке;
- внедрение системы учета расхода топлива на автомобильном транспорте;
- переход на современную методику оперативной печати ярлыков и наклеек на продукцию предприятия.
В целях улучшения условий труда запланирована реконструкция бытовых помещений в административно-бытовом корпусе предприятия.
В плане экономии топливно-энергетических ресурсов будет выполнен ряд мероприятий по котельной, замене вентиляторов сушилок зефира на менее энергоемкие и др.
Дальнейшее развитие автоматизированной системы учета и финансовых операций предусматривает:
- приобретение новых компьютеров и расширение локальной вычислительной сети;
- приобретение новых программ и обновление существующих;
- приобретение лицензионной антивирусной программы.
3 Рекомендации по совершенствования системы принципов управления предприятием и пути их реализации
Одним из важнейших факторов успешного функционирования предприятия в рыночных условиях, является четко отлаженная, свободно адаптирующая к различным изменениям организационная структура управления.
В рыночных условиях функционирования предприятия структура управления должна:
отвечать требованиям производственной структуры и способствовать ее развитию в соответствии с изменяющимися условиями производства;
обеспечить выполнение всех объективно необходимых функций управления;
отвечать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей;
иметь минимальное, но достаточное количество ступеней управления;
усиливать все функции аппарата управления;
гарантировать высокую адаптивность, надежность, оперативность, качество, экономичность и эффективность управления.
В настоящее время существуют различные виды организационных структур управления, однако, до сих пор не существует такой рациональной структуры, которая бы одинаково подходила для всех типов организаций. Рациональная организационная структура предприятия не должна допускать дублирования одних и тех же функций на различных уровнях принятия того или иного решения.
Между всеми структурными элементами системы управления должны быть четко разграничены полномочия и сферы ответственности. Однако эти разграничения не должны основывать инициативу звеньев управления. Основными критериями рациональной структуры управления выступают:
- взаимодействие звеньев управления;
- концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах, но при условии частичной их самостоятельности, т.е. реальные возможности участия каждого звена в едином процессе управления;
- наименьшее число источников "приема" и "выхода" команд у каждого звена управления;
- способность структуры управления адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования предприятия.
Цель любой организационной структуры заключается в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей. Поскольку с течением времени, цели предприятия меняются, то необходимо проводить соответствующие изменения и в организационной структуре управления предприятием:
подразделения должны быть ориентированы на главенствующую систему (например, на рынок, вышестоящую организацию);
базовыми блоками должны быть группы специалистов и команды единоначальников;
надо стремиться к минимальному числу уровней управления;
каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.
Анализ существующей организационной структуры управления ОАО «Красный пищевик» показал, что она имеет ряд недостатков, таких как:
1) излишние ступени и звенья в управляющей системе;
2) двойственность подчинения и возможность получения для подчиненных противоположных указаний;
3) высокая степень централизации управления;
4) трудность в прохождении информации между отделами, службами.
По оптимальным научно обоснованным нормативом управляемости, количество структурных подразделений или подчиненных руководителей того и другого уровня управления на руководителя или специалиста не должно превышать 5-7 единиц.
В существующей системе управления имеет место дублирование функций и неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных обязанностей и ответственности ведущими специалистами. Так, главному инженеру подчинены 4 структурных подразделений, у зам. директора по коммерческим вопросам подчинены 8 подразделений, в подчинении директора 9 подразделений.
Для устранения данных недостатков в структуре управления ОАО «Красный пищевик» необходимо провести ряд мероприятий по ее совершенствованию. По моему мнению, при совершенствовании структуры управления необходимо следовать следующим принципам:
принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;
принцип четкого функционального разграничения. Каждое производственное и функциональное звено должно иметь ограниченные функции, не затрагивающие функции других подразделений на одном уровне управления;
принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Такое соответствие создает реальные условия для принятия и реализации оптимальных решений;
принцип гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды с наименьшими затратами, т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.
Помимо указанных принципов при совершенствовании структуры управления необходимо учитывать влияние внутренних и внешних факторов.
Для повышения эффективности функционирования организационной структуры управления ОАО «Красный пищевик» предлагается провести следующие мероприятия:
1. Создать информационно-аналитический отдел.
2. Ввести социологическую службу.
3. Сократить штат аппарата управления и общую численность административного персонала.
Рассмотрим более подробно предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы управления ОАО «Красный пищевик».
Предлагается вместо диспетчерской службы создать информационно-аналитический отдел. Он будет являться самостоятельным структурным подразделением и находится в подчинении у генерального директора завода.
Обязанности данного отдела будут заключаться в следующем:
- получать информацию от всех производственно-хозяйственных подразделений о ходе выполнения и фактическом состоянии работ, также выдавать информацию в любое время суток;
- осуществлять оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, сдачи готовой продукции, ритмичности и своевременной отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и реализации сырья;
- контролировать обеспеченность основного производства сырьем,