Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы выступает совершенствование принципов управления предприятием.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. Рассмотреть сущность понятий «управление» и «менеджмент».
2. Рассмотреть основные категории менеджмента.
3. Рассмотреть основные принципы управления предприятием.
4. Привести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Красный пищевик»;
5. Проанализировать цели управления предприятия;
Введение………………………………………………………………….….…….…3
1 Принципы управления предприятием……………………………………………5
1.1 Понятие, сущность и содержание «управление» и «менеджмент»…..………5
1.2 Основные категории менеджмента ……………………………………...…….7
1.3 Основные принципы управления предприятием….…………………………..9
2.1 Организационно-экономическая характеристика, цели ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.2 Анализ целей на предприятии…………………………………………………22
3 Рекомендации по совершенствованию системы принципов управления предприятием и пути их реализации………………………………...……………26
Заключение……………………………………...……………………………..……31
Список использованных источников…………….………
Производственной службой завода управляет начальник производственно-диспетчерского отдела, который обеспечивает:
- руководство работой производственных подразделений предприятия по изготовлению выпускаемой продукции высокого качества в установленные планом сроки и с учётом необходимых требований по её объёму, качеству и себестоимости;
- внедрение в производство методов и системы планирования и
организации производства.
Старший инспектор по кадрам осуществляет:
- работу по подбору, расстановке и использованию рабочих кадров и специалистов;
- создание кадрового резерва,
- организацию системы учета кадров.
Заместитель директора по общим вопросам, охране труда и технике безопасности обеспечивает соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, профилактические мероприятия по недопущению несчастных случаев на производстве, отвечает за организацию идеологической работы на предприятии.
В настоящее время, как видно из приложения Б, на предприятии существует линейно-функциональная организационная структура. При данной форме связей у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов, ячеек управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов), которые соответствуют определенной конкретной функции управления. Линейно-функциональная форма связи в структуре управления требует создания специальных советов, коллегий, в которых линейные руководители совместно с функциональными руководителями и экспертами могут согласовать свои действия и решения. Но и линейно-функциональной системе присущи недостатки: иногда наблюдаются искусственное расширение аппарата управления, его отрыв от производства, неоправданное увеличение расходов на управление. [7]
Важное место в организационной структуре предприятия занимает служба маркетинга, рисунок 2.1
Рисунок 2.1 - Структура отдела маркетинга
Примечание – Источник: собственная разработка.
В настоящее время целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Рекомендации отдела после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности. Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга.
Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности. Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и корректирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
- разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
- выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
- выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
- создание имиджа преуспевающего и надежного предприятия.
План повышения квалификации сотрудников в области маркетинга разрабатывает отдел маркетинга при согласовании с отделом кадров и бухгалтерией. Утверждает план директор. Организует и контролирует его выполнение начальник отдела маркетинга.
Программой мероприятий по стабилизации работы предприятия предусматривается дальнейшее совершенствование организации и автоматизации управления завода и внутризаводских подразделений с учетом требований рыночной экономики, которая включает: совершенствование методов планирования, учёта затрат на производство; внедрение и совершенствование системы материальной заинтересованности и ответственности работников внутризаводских подразделений за выполнение заданий; совершенствование системы бухгалтерского учёта.
ОАО «Красный пищевик» осуществляет следующие виды деятельности:
- переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки;
- производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий;
- производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары;
- розничная торговля кондитерскими изделиями;
- розничная торговля безалкогольными напитками;
- розничная торговля прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки;
- розничная торговля через палатки, ларьки и киоски;
- предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;
- деятельность автомобильного грузового транспорта;
- полиграфическая деятельность;
- проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей; розничная торговля (включая алкогольные напитки питание). [7]
Рабочие на ОАО «Красный пищевик» представлены основными профессиями: варщик, изготовитель мармеладно-пастилочных изделий, укладчик-упаковщик, рецептурщик, изготовитель драже, халвомес, вальцовщик сырья и полуфабрикатов, оператор линии в производстве пищевой продукции, контролер пищевой продукции, резчик пищевой продукции, приемщик сдатчик пищевой продукции, глазировщик, транспортировщик, изготовитель драже, машинист расфасовочно-упаковочной машины. Данные по кадровому обеспечению на предприятии представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Кадровое обеспечение на ОАО «Красный пищевик» за 2009-2010 гг., чел.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. |
Списочная численность рабочих, из них | 817 | 898 |
-руководители | 46 | 48 |
-специалисты и служащие | 69 | 71 |
-рабочие | 665 | 727 |
-непромышленный персонал | 37 | 52 |
Принято на работу | 125 | 138 |
Уволено | 91 | 61 |
Средний возраст работающих составляет: |
|
|
-до 18 лет | 2 | 2 |
-от 18 лет до 25 лет | 106 | 118 |
-от 26 лет до 30 лет | 149 | 152 |
- от 31 года до 40 лет | 200 | 227 |
- от 41год до 50 лет | 232 | 245 |
- от 51 года до 55 лет | 101 | 110 |
- от 56 лет до 60 лет | 31 | 37 |
- от 60 лет и старше | 4 | 7 |
Среди рабочих высшее образование имеют | 19 | 22 |
-средне-специальное | 109 | 118 |
-обучаются заочно | 36 | 42 |
-за счет средств предприятия | 1 | 6 |
Всего обучено | 148 | 162 |
Примечание – Источник: данные предприятия.
Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическими навыками (стажем по профессии, специальности). Значительную долю трудовых ресурсов составляют опытные работники со стажем работы более 10 лет. Из общего количества работающих на предприятии значительную часть составляют женщины в 2010 г. – 611 человек, а в 2009 г. – 598 человек, что составляет 68,2 % и 73,2 % соответственно. От общей численности работающих в 2010 г имеют высшее образование 11,5 %; средне-специальное – 16,5 %, профессионально-техническое – 36 %, среднее – 33,7 %, неполное среднее образование - 2,3 %; в 2009 г. имеют высшее образование 12,5 %; средне-специальное – 18,9 %, профессионально-техническое – 39 %, среднее – 28,5 %, неполное среднее образование - 1,1 %.
В работе по постепенной замене практиков на дипломированных специалистов используется индивидуальный подход к каждому человеку. Кадровое обеспечение и потребность в кадрах осуществляется по следующим направлениям: по заявке в орган по труду, занятости и социальной защите горисполкома; переподготовка руководителей и специалистов; обучение смежным профессиям; повышение категории инженерно-технических работников; должностные перемещение на более высокую должность.
Проведем анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «Красный пищевик» за 2008-2010 гг. согласно таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Красный пищевик» 2008-2010 гг, млн. р.
Показатели | Год | Темп изменения, %; отклонение (+,-) | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2010 г. к 2009 г. | 2010 г. к 2008 г. | |
1. Выручка от реализации | 47351 | 53800 | 70602 | 131,2 | 149,1 |
2. Объем производства продукции | 45337 | 53097 | 68561 | 129,1 | 151,2 |
3. Соотношение объема реализации к объему производства (стр. 1 : стр. 2) |
1,04 |
1,01 |
1,03 |
+0,02 |
-0,01 |
4. Себестоимость реализованной продукции 4.1 сумма 4.2 уровень, % |
41051 86,0 |
46693 86,78 |
61829 87,57 |
132,4 +0,79 |
150,6 +1,57 |
5. Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки 5.1 сумма уровень, % |
6917 14,60 |
7947 14,77 |
9677 13,70 |
121,8 -1,07 |
139,9 -0,9 |
6. Прибыль за отчетный период | 2786 | 2947 | 3859 | 130,9 | 138,5 |
7. Прибыль от реализации продукции | 4238 | 4776 | 5861 | 122,7 | 138,3 |
8. Рентабельность, %: итоговая реализации расходов |
5,88 8,95 10,32 |
5,47 8,87 10,22 |
5,46 8,30 9,47 |
-0,01 -0,57 -0,75 |
-0,42 -0,65 -0,85 |
Примечание – Источник: данные предприятия.
Таким образом, за исследуемый период 2008-2010 гг. наблюдается рост основных экономических показателей ОАО «Красный пищевик». Так, выручка от реализации продукции составила в 2010 г. 70602 млн. р., что на 31,2 % больше по сравнению с 2009 г. и на 49,1 % - по сравнению с 2008 г.
Наряду с ростом выручки от реализации прослеживается и рост объема производства продукции, который в 2010 г. составил 68561 млн. р., что больше на 29,1 % по сравнению с 2009 г. и на 51,2 % - по сравнению с 2008 г.
За анализируемый период 2008-2010 гг. наблюдается рост прибыли за отчетный период. Если данный показатель в 2008 г. составлял 2786 млн. р., то в 2010 г. увеличился на 38,5 %. Итоговая рентабельность колеблется на уровне 5,46-5,88 %, постепенно снижаясь.
Снижается и рентабельность реализованной продукции с 8,95 % в 2008 г. до 8,30 % в 2010 г.
Значительное влияние на сложившуюся ситуацию повлиял рост себестоимости реализованной продукции, уровень которой за период 2008-2010 гг. увеличивается с 86 % до 87,57 % к выручке от реализации.
Технико-экономические показатели ОАО «Красный пищевик» за 2007-2010 гг. представлены в приложении В, таблице В.1.
Объём товарной продукции в отпускных ценах за 2008 год составил – 45337 млн. р., в сопоставимых ценах – 44779 млн. р., за 2007 год – 45755 млн. р. Темп снижения в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в отпускных ценах составил 99,1%.
Объём товарной продукции в отпускных ценах за 2010 год составил – 68561 млн. р., в сопоставимых ценах – 64225 млн. р., за 2009 год – 53097 млн. р. Темп роста в 2010 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 129,1 %.
За 2010 год произведено продукции в количестве 15953 тонн, за 2009 год – 14476 тонн, за 2008 год – 14321 тонн, за 2007 – 15153 тонн.
Объем экспорта товаров, работ, услуг за 2010 г. составил 5120 тыс. долл. США, за 2009 г. – 4186,0 тыс. долл. США против 4292,0 тыс. долл. США в 2008 году и 4918,0 тыс. долл. США в 2007 году. Темп роста – 122,3% и 87,3 % соответственно.
Среднесписочная численность, как указано выше, за 2010 год составила 898 чел., за 2009 год – 817 чел, за 2008 год – 723 чел, 2007 год – 691 чел., т.е. наблюдается неуклонный рост численности работников предприятия.
ОАО «Красный пищевик» уже более 130 лет специализируется на производстве кондитерских изделий. Выпускается пастиломармеладные изделия, халва, ирис, драже, конфеты с желейными корпусами, белорусские сладости (арахис с пряностями). В ассортиментную линейку входят более 127 разновидностей, обладающих уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. Производственные мощности позволяют выпускать более 19 тысяч тонн кондитерских изделий в год.