Принципы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы выступает совершенствование принципов управления предприятием.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. Рассмотреть сущность понятий «управление» и «менеджмент».
2. Рассмотреть основные категории менеджмента.
3. Рассмотреть основные принципы управления предприятием.
4. Привести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Красный пищевик»;
5. Проанализировать цели управления предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………….….…….…3
1 Принципы управления предприятием……………………………………………5
1.1 Понятие, сущность и содержание «управление» и «менеджмент»…..………5
1.2 Основные категории менеджмента ……………………………………...…….7
1.3 Основные принципы управления предприятием….…………………………..9
2.1 Организационно-экономическая характеристика, цели ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11
2.2 Анализ целей на предприятии…………………………………………………22
3 Рекомендации по совершенствованию системы принципов управления предприятием и пути их реализации………………………………...……………26
Заключение……………………………………...……………………………..……31
Список использованных источников…………….………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Принципы управления предприятием 1.doc

— 439.00 Кб (Скачать)


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАСТНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Принципы управления предприятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Заочное отделение

Специальность: Экономика и управление на предприятии

по дисциплине: Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….….…….…3

1 Принципы управления предприятием……………………………………………5

1.1    Понятие, сущность и содержание «управление» и «менеджмент»…..………5

1.2    Основные категории менеджмента ……………………………………...…….7

1.3 Основные принципы управления предприятием….…………………………..9

2.1 Организационно-экономическая характеристика, цели ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………………11

2.2 Анализ целей на предприятии…………………………………………………22

3 Рекомендации по совершенствованию системы принципов управления предприятием и пути их реализации………………………………...……………26

Заключение……………………………………...……………………………..……31

Список использованных источников…………….………………………..………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Создание руководителем оптимальной структуры, для корректной работы всей организации, обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед коллективом целей и задач. В зависимости от того, как сформирована ОСУ зависит участие в выполнении задач каждого непосредственного исполнителя. Поэтому создание ОСУ является наиболее важной частью работы руководителя организации.

Главным фактором формирования организационной структуры управления производством издавна было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизиональные и матричные. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.

Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя.

Таким образом, актуальность исследования принципов управления предприятием вполне очевидна.

Целью данной работы выступает совершенствование принципов управления предприятием.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. Рассмотреть сущность понятий «управление» и «менеджмент».

2. Рассмотреть основные категории менеджмента.

3. Рассмотреть основные принципы управления предприятием.

4. Привести организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Красный пищевик»;

5. Проанализировать цели управления предприятия;

6. Разработать рекомендации по совершенствованию системы принципов управления предприятием.

В качестве объекта исследования в рамках данной работы выступает ОАО «Красный пищевик».

В качестве предмета исследования в рамках данной работы выступают принципы управления предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Принципы управления предприятием

 

 

1.1 Понятие, сущность и содержание «управление» и «менеджмент»

 

 

 

Деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Особенностью управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. [2, с.11]

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

-                     среда (система управления);

-                     средства (механизм управления);

-                     действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

Менеджмент - это:

-  способ, манера общения с людьми;

-  власть и искусство управления;

-  особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

-  орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.[1, с. 240]

По мнению Короткова Э.М. [1, с. 240] менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению, - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены [1, с. 241]на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 - Подходы к определению сущности менеджмента

 

 

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

 

1.2 Основные категории менеджмента

 

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.[1, с. 242]

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления – могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта. [2, с. 15]

При этом различают следующие виды объекта управления: операция, проект, система.

Функциональные области деятельности объекта: маркетинг, производство, финансы, кадры, НИОКР.

Уровни объекта управления: рабочее место, участок, цех, производство, предприятие, объединение.

По признаку содержания различают менеджмент:

нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

Информация о работе Принципы управления предприятием