Принципы построения организационных структур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие организации как структуры 5
1.1. Понятие организационной структуры предприятия 8
1.2. Организация как «имплицитная» модель 10
1.3. Организация как система (эмпирическая модель) 11
1.4. Элементы внутренней среды организации 13
Глава 2. Характеристика бюрократических организационных структур управления
27
2.1. Линейные структуры 28
2.2. Функциональные структуры 29
2.3. Линейно-функциональные структуры 30
2.4. Линейно-штабные структуры 31
2.5. Девизиональные структуры 32
Глава 3. Характеристика органических (адаптивных) организационных структур управления
36
3.1. Проектные структуры 38
3.2. Матричные структуры 39
3.3. Бригадные (командные) структуры 40
3.4. Характеристика структуры управления на примере компьютерной фирмы Sunrise
3.4.1. Цели и задачи предприятия 41
3.4.2. Масштаб деятельности предприятия 42
3.4.3. Миссия и имидж предприятия 43
3.4.4. Стратегия и тактика управления предприятием 44
3.4.5. Уровень организационной культуры 47
3.4.6. Компоненты организационной структуры 50
3.4.8. Структура и функции аппарата управления предприятия 51
3.4.8. Характеристика отделов и служб 53
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 57

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 441.50 Кб (Скачать)
  • объекты и предметы внимания, оценки, контроля менеджеров;
  • реакция руководства ни критические ситуации и кризисы;
  • критерии определения вознаграждений и статусов;
  • критерии принятия на работу, продвижения и увольнения;
  • формирование организационных символов и традиций.
 

    Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

     В отделении на постоянной основе занято 74 человека. Процентное соотношение  мужчин и женщин представлено (Рис. 12). 

    

Рис. 12. Диаграмма процентного содержания мужчин и женщин в организации 

    Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 
  • принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; 
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; 
  • принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; 
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

     Организационная структура управления, построенная  в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).

     Основы  линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

     Результаты  работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих  целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения  работников. При этом конечный результат  – эффективность и качество работы организации в целом, – становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

    Преимущества  линейных структур:

  • четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

    Недостатки  линейной структуры:

  • в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие;
  • большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
 
 
 

    3.4.6. Компоненты организационной структуры.

     

     

      

      

      

      

    

    

    

      

    

      

    

    

       

      

    Рис. 13. Организационная структура «Sunrise». 
 

    3.4.8. Структура и функции аппарата управления предприятия.

      Процесс управления производством на предприятии осуществляется коллективом работников, организованных в аппарат управления. Важнейшей характеристикой аппарата управления является его структура. Структура управления — это организационная фор ма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформулированных исходя из целей функционирования предприятия.

     Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а не сколькими структурными подразделениями.

     Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия  зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства, сложность продукции, технологических процессов и оборудования, уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).

     Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями  и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную  структуру.

     Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

     Базой для построения организационной  структуры управления предприятием является организационная структура производства.

Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между  подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур управления производством. Все эти  виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

     Линейная  структура управления.

     Сущность  линейной (иерархической) структуры  управления состоит в том, что  управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

     Данный  тип организационной структуры  управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий  с несложным производством при  отсутствии у них разветвленных  кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участок; отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирм; однородной и несложной технологии.

функциональная  структура управления.

     Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

     Традиционные  функциональные блоки предприятия  — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области  деятельности, или функции, которые  имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

     Если  размер всей организации или данного  отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

     К преимуществам функциональной структуры  можно отнести то, что она стимулирует  деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

    Учредитель филиала.

    В августе 2009 года был закрыт последний  магазин, принадлежавший сети «Санрайз», однако работавшие по франчайзинговой схеме региональные фирмы продолжили существование, осенью часть таких магазинов была подвергнута ребрендингу. Руководитель филиала занимается всеми вопросами по ведению коммерческой деятельности предприятия.

    Директор  корпоративного отдела.

    Осуществляет решение административных вопросов в деятельности подразделения организации, ведение документации и информационное обеспечение.

    Зам. директора корпоративного отдела, Стерший  менеджер, Менеджер по работе с клиентами.

    Основными обязанностями менеджеров по работе с клиентами являются ведение  и расширение клиентской базы, поддержание  и развитие деловых отношений  с заказчиками, курируют проекты, осуществляют презентации и продажу услуг компании, консультируют покупателей. Работа по безналичному счёту для корпоративных продаж фирмам. 
 Зам. директора по работе с персоналом осуществляет решение административных вопросов в деятельности подразделения организации, ведение документации и информационное обеспечение. Продажу розничного товара клиентам, состояние торгового зала.
 

    3.4.9. Характеристика отделов и служб.

             Администратор и заместитель администратора осуществляет решение административных вопросов в деятельности подразделений организаций, ведение документации и информационное обеспечение.

                  Основными обязанностями  менеджеров по работе с клиентами  являются ведение и расширение клиентской базы, поддержание и развитие деловых  отношений с заказчиками, курируют проекты, осуществляют презентации и продажу услуг компании, консультируют потребителей.

                  Сотрудник, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования, размещает POS-материалы. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.

Информация о работе Принципы построения организационных структур предприятия