Принципы построения организационных структур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие организации как структуры 5
1.1. Понятие организационной структуры предприятия 8
1.2. Организация как «имплицитная» модель 10
1.3. Организация как система (эмпирическая модель) 11
1.4. Элементы внутренней среды организации 13
Глава 2. Характеристика бюрократических организационных структур управления
27
2.1. Линейные структуры 28
2.2. Функциональные структуры 29
2.3. Линейно-функциональные структуры 30
2.4. Линейно-штабные структуры 31
2.5. Девизиональные структуры 32
Глава 3. Характеристика органических (адаптивных) организационных структур управления
36
3.1. Проектные структуры 38
3.2. Матричные структуры 39
3.3. Бригадные (командные) структуры 40
3.4. Характеристика структуры управления на примере компьютерной фирмы Sunrise
3.4.1. Цели и задачи предприятия 41
3.4.2. Масштаб деятельности предприятия 42
3.4.3. Миссия и имидж предприятия 43
3.4.4. Стратегия и тактика управления предприятием 44
3.4.5. Уровень организационной культуры 47
3.4.6. Компоненты организационной структуры 50
3.4.8. Структура и функции аппарата управления предприятия 51
3.4.8. Характеристика отделов и служб 53
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 57

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» 
 
 

Факультет менеджмента 
 
 
 
 

Турапин Александр Сергеевич 
 

Принципы  построения организационных структур предприятия. 
 

Курсовая работа

студента IV курса заочной формы обучения группы М - IV - А

по дисциплине «Управление персоналом» 
 
 
 
 
 
 

                       Проверил:

                    научный руководитель

                       Чудасова Л.А.

                       _________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Самара 2011 г.

С О Д Е Р Ж  А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Понятие организации как структуры 5
  1.1. Понятие организационной структуры предприятия 8
  1.2. Организация как «имплицитная» модель 10
  1.3. Организация как система (эмпирическая модель) 11
  1.4. Элементы  внутренней среды организации 13
Глава 2. Характеристика  бюрократических организационных  структур управления  
27
  2.1. Линейные  структуры 28
  2.2. Функциональные  структуры 29
  2.3. Линейно-функциональные структуры 30
  2.4. Линейно-штабные структуры 31
  2.5. Девизиональные  структуры 32
Глава 3. Характеристика  органических (адаптивных) организационных  структур управления  
36
  3.1. Проектные структуры 38
  3.2. Матричные структуры 39
  3.3. Бригадные (командные) структуры 40
  3.4. Характеристика структуры управления на примере компьютерной фирмы Sunrise  
    3.4.1. Цели и задачи предприятия 41
    3.4.2. Масштаб деятельности предприятия 42
    3.4.3. Миссия и  имидж предприятия 43
    3.4.4. Стратегия и  тактика управления предприятием 44
    3.4.5. Уровень организационной  культуры 47
    3.4.6. Компоненты  организационной структуры 50
    3.4.8. Структура и  функции аппарата управления предприятия 51
    3.4.8. Характеристика  отделов и служб 53
Заключение 55
Список  используемых источников и литературы 57

В В Е Д Е Н  И Е 

    В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации  хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

    Актуальность данной работы определяется тем, необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

    Объект  исследования управленческие отношения, возникающие в ходе формирования организационных структур управления организаций.

    Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

    Целью данной работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

    Задачи:

    1. Подобрать и изучить специальную литературу по выбранной теме.

    2. Рассмотреть сущность принципы построения организационных структур предприятия.

    3. Сформулировать выводы о проделанной  работе.

    Гипотеза: реконструкция отделов компьютерной фирмы «Sunrise» и частичная передача должностных обязанностей ниже стоящем руководителям.

    Данная  работа имеет выдержанную структуру: содержания, введения, три главы, заключение и списка используемых источников и  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие организации как структуры

    Современный уровень понимания менеджмента  предполагает, что объектом управленческой деятельности являются не люди, а организации. Поведение человека в сложной, многофункциональной, динамической системе, которую представляет собой организация, подчиняется особым законам. Без понимания этих законов невозможно эффективное управление. 
Понятие "организация" произошло от французского "organisation; organiser" — устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать.1 В современных науках этот термин рассматривается, как минимум, в трех значениях:

  1. строение (внутреннее устройство) чего-либо; обычно в этом значении термин употребляется в естественных науках (физике, химии, биологии и др.);
  2. совокупность людей и/или групп людей, объединенных для решения какой-либо задачи; в ряде социальных наук этим же термином называют обособленный социальный институт;
  3. определенная деятельность по налаживанию, устройству, упорядочению деятельности других (людей, групп, иных объектов управления).
  4. Мы же интегрируем два первых подхода и называем организацией определенным образом структурированную совокупность людей (персонал), реализующих свои индивидуальные цели и задачи в процессе группового взаимодействия через призму организационных интересов.

    Ключевым  моментом в этом случае становится определение индивидуальных интересов членов организации (через исследование актуальных уровней потребностей и мотивационной структуры деятельности) и организационных интересов (формализуемых и выражаемых в миссии, целях и задачах деятельности организации). Их совпадение или несовпадение, по нашему мнению, и влияют в конечном итоге на эффективность или неэффективность всей организационной системы.

    При рассмотрении какой-либо группы людей  как организации необходимо учитывать  социальность организационного механизма, что накладывает свой отпечаток на рассмотрение ряда аспектов организационной деятельности2:

    — целое  больше, чем сумма составляющих его  частей;

    — часть  больше, чем кусочек целого (поведение  человека определяется не только индивидуальной мотивацией, но и контекстом его включенности в организацию);

    — система  есть ее история (необходимо учитывать  не только сложившуюся ситуацию);

    — динамика развития организации, т. е. поведение  организации и ее членов, определяется в конечном счете организационной парадигмой, без изменения которой часто невозможно достичь реального эффекта нововведений.

    В условиях административной командной  экономики организация рассматривалась  в рамках механистического подхода, т. е. как закрытая самообеспечивающаяся система. Ситуация все более ожесточающейся рыночной конкуренции диктует необходимость нового понимания организации. 
Современные теории социальных технологий оперируют такой составляющей компонентой, как система. И в целом какое-либо социальное явление рассматривается в рамках системного подхода. Таким образом, механистический подход сменяется системным подходом, который описывает организацию: во-первых, как открытую систему, т. е. находящуюся в условиях многовариантного рыночного развития; 
во-вторых, как закрытую систему, т. е. имеющую закрепленную организационно-нормативную структуру, но существующую внутри открытой.

    Организация как субъект рыночных отношений  рассматривается в рамках маркетинговой  концепции, означающей управление организацией на основе внешних критериев рынка: т.н. факторов макро - и микросреды, рыночной конъюнктуры.3

    Макросреда  определяется факторами экономического, технического, социального, правового, политического и т. п. характера. Микросреда — поведением потребителей, действиями конкурентов, политикой поставщиков и посредников. Складывающееся на определенный момент соотношение между предложением и спросом, конкретные условия хозяйственной деятельности предприятия формируют конъюнктуру рынка.4

    Управление, учитывающее "внешние" факторы, предполагает создание в организации таких подсистем:5

  1. Подсистема восприятия внешней (рыночной) информации. Главной ее функцией является организация проведения рыночных исследований;
  2. Подсистема обработки полученной информации, предполагающая анализ результатов рыночных исследований и формирование конкретных выводов, необходимых для стратегического планирования развития организации;
  3. Подсистема ответного реагирования, включающая мероприятия на рынке, направленные на формирование положительного отношения к самой организации и ее конечным продуктам, услугам, а также мероприятия, регулирующие конкуренцию, т. е. создающие конкурентное преимущество.6

    Постоянное  поддержание системы, ориентированной  на внешние условия, создает возможность "нормального" выживания субъекта предпринимательской деятельности в рынке. Разумеется, что все вышесказанное будет справедливым лишь для организации, имеющей серьезный внутренний потенциал. Таким образом, для воссоздания полной картины организации необходимо рассмотреть ее как закрытую систему.

    Закрытая  система предполагает разграничение  организации на внутренние взаимозависимые  и взаимодополняющие системы, формирующие  в конечном итоге ее (организации) содержание.7

    При рассмотрении организации как открытой системы речь шла о маркетинговой концепции управления, т. е. именно маркетинг являлся главным инструментом, поддерживающим существование. Главным инструментом при рассмотрении организации как закрытой системы является стратегия. Именно стратегическое мастерство руководителей является важнейшим условием существования организации как закрытой системы, управление которой предполагает формирование следующих системных компонентов:

    1. Подсистема, в рамках которой взаимоувязаны такие элементы организации, как миссия, цели и стратегия. Эта подсистема носит характер надстройки;
    2. Содержательная (статическая) подсистема организации. Она описывается морфологией (структура "пустых мест" или организационная структура, состоящая из отделов и конкретных должностей) и функциональной закрепленностью (функциональная структура, характеризующая все выполняемые в рамках организации функции). Большое значение имеет соответствие строения и функций организации. Их несоответствие приводит к различным формам организационных патологий. Важнейшим показателем содержательной системы является организационная культура, описывающая ценности организации;
    3. Подсистема развития организации, формирующая, оценивающая, оптимизирующая критерии развития и роста. Необходимо отметить, что развитие организации во многом зависит от факторов внешней среды и результатов функционирования организации как открытой системы.

    1.1. Понятие организационной структуры предприятия

    Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.8

Информация о работе Принципы построения организационных структур предприятия