Принципы построения организационных структур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие организации как структуры 5
1.1. Понятие организационной структуры предприятия 8
1.2. Организация как «имплицитная» модель 10
1.3. Организация как система (эмпирическая модель) 11
1.4. Элементы внутренней среды организации 13
Глава 2. Характеристика бюрократических организационных структур управления
27
2.1. Линейные структуры 28
2.2. Функциональные структуры 29
2.3. Линейно-функциональные структуры 30
2.4. Линейно-штабные структуры 31
2.5. Девизиональные структуры 32
Глава 3. Характеристика органических (адаптивных) организационных структур управления
36
3.1. Проектные структуры 38
3.2. Матричные структуры 39
3.3. Бригадные (командные) структуры 40
3.4. Характеристика структуры управления на примере компьютерной фирмы Sunrise
3.4.1. Цели и задачи предприятия 41
3.4.2. Масштаб деятельности предприятия 42
3.4.3. Миссия и имидж предприятия 43
3.4.4. Стратегия и тактика управления предприятием 44
3.4.5. Уровень организационной культуры 47
3.4.6. Компоненты организационной структуры 50
3.4.8. Структура и функции аппарата управления предприятия 51
3.4.8. Характеристика отделов и служб 53
Заключение 55
Список используемых источников и литературы 57

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

    Все большее количество организаций  начинают свои презентации   и  рекламные кампании с представления   собственной миссии — утверждения, раскрывающего смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: «Наша цель сделать мир меньше».   (телекоммуникационная компания), «Вместе с нами в будущее». (компьютерная техника), «Нормальная техника — для удобной жизни». (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия — это представление о стратегических целях, и в этом смысле — о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации. 24

    Для описания цели организации важен  такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться  к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется «видение» (от англ. vision — предвидение).25

    Структура – это элемент без которого не может существовать ни одна организация, — ее структура. Этим понятием описывается внутреннее строение организации, ее «морфология» или «архитектоника», наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.  В литературе и управленческой практике выделены основных три типа организационной структуры:

    1) линейная;

    2) функциональная;

    3) адаптивная.

    1. Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, — строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием.26

    Выделяются  два подтипа линейной организационной структуры: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

    Преимущества  линейных организационных структур:

    1) четкая система взаимных связей;

    2) быстрота реакции в ответ на  прямые приказания;

    3) согласованность действий исполнителей;

    4) оперативность в принятии решений;

    5) ясно выраженная личная ответственность  руководителя за принятые решения.

    Основная  проблема организационных структур этого типа —  ограниченность количества подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.27

    Диапазон  контроля определяется количеством  связей в подразделении (организации). Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

    Типы  связей:

     прямые единичные между подчиненными;

    • перекрестные между подчиненными;

    • прямые между руководителем и  любой комбинацией подчиненных.28

    

    Рис. 2. Типы связей

 

    Чем больше количество связей и чем они  более неформальны, тем уже должен быть диапазон контроля для сохранения эффективного управления над структурой. Поэтому при реализации сложных видов деятельности, требующих от сотрудников большого числа согласования, уточнений, консультаций со стороны руководителя, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура.

    2. Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями (Рис. 3) 

Производственные  подразделения 

 
 
 
 

 

 
 
 

    Рис. 3. Функциональная организационная структура 

    Часто функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций.29

    Преимущества  функциональных организационных структур:

    1) более глубокая проработка решений  по функциональным направлениям;

    2) высокая компетентность специалистов, отвечающих за (наполнение функций;

    3) высвобождение линейных менеджеров  от части задач, решаемых функциональными руководителями.

    Одним из вариантов функциональной структуры  — дивизионная (департаментная), которая может быть построена по продуктному, региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.30

    К основным проблемам функциональных организационных структур можно  отнести ориентацию на реализацию в  основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее.

    Особого внимания заслуживают адаптивные организационные структуры, отличающиеся гибкостью, способностью достаточно оперативно изменяться в соответствии с требованиями внешней среды. Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все преимущества линейных и функциональных структур, успешно функционировать и развиваться в постоянно изменяющемся мире.31

    3. Адаптивная организационная структурагибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры  способны,  используя  все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

    Выделяются  следующие типы адаптивных организационные  структур:

    1) проектнаявременная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;

    2) матричнаяфункционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.32

    По  вертикали строится управление по отдельным  сферам деятельности организации, по горизонтали  осуществляется управление проектами. Для матричной структуры (Рис. 4) характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

 
 
 

 
 
 
 

Рис. 4. Матричная организационная структура

 

    Преимущества  матричной организационной структуры:

    • активизация деятельности руководителей  благодаря созданию программных подразделений и резкому увеличению контактов с функциональными подразделениями;

    •   гибкое использование кадрового  потенциала организации.

    Недостатки  структуры такого типа заключаются  в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.

    Очень часто «базисной» характеристикой организации, определяющей ее differentia specifica, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, корреспондирующие с целями деятельности организации. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство.33

    Первый  уровень — дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное.

    Второй  уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации. Начался  он с производства первого стрелкового  оружия — мушкетов и был призван  удешевить производство за счет взаимозаменяемости отдельных элементов. Следствием этого явилось развитие специализации в производстве. Специализации «подверглись» как отдельные исполнители, так и подразделения, и фирмы, включенные в технологический процесс.34

    Следующий уровень был связан с появлением конвейерных сборочных линий начала XX в. В первых конвейерных линиях рабочий не имел своего собственного рабочего места и следовал за изделием. Так продолжалось до тех пор, пока не был изобретен движущийся конвейер, в котором предусматривалось отдельное рабочее место для каждого исполнителя, мимо которого продвигались сами предметы труда. Введение движущихся конвейеров Генри Фордом позволило в десять раз уменьшить себестоимость производства машин.35

    Известные сегодня производственные и управленческие технологии в конечном итоге могут быть рассмотрены под углом зрения предполагаемой в их основе доминирующей формы организации совместной деятельности исполнителей, что существенно влияет (через отбор людей, обладающих особыми «групповыми» или «технологическими» свойствами) на характер организации.

    Под типом совместной деятельности или  формой организации совместной деятельности в социальной психологии принято  понимать способ взаимодействия между  участниками группового решения  задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.36

    1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (Рис. 5.). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

    

Рис. 5. Совместно-взаимодействующий тип деятельности

 

    2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе (Рис. 6.). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.37

    Типичный  пример совместно-последовательного  типа взаимодействия — конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда. 
 

    

Рис. 6. Совместно-последовательный тип деятельности

 

    Так, например, при изготовлении досок  вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем Кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

    3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (Рис. 7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами. 

Информация о работе Принципы построения организационных структур предприятия