Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:55, курсовая работа
Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая - планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками – [персоналом или кадрами] - до 80% своего рабочего времени.
Одной из основных социальных потребностей общества в переходной экономике является совершенствование систем управления всех уровней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качественное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.
Введение………………………………………………………….. 3
I. Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации……………… 5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом…………….. 9
2.1. экономический подход……………..
2.2. органический подход……………….
2.3. гуманистический подход……………
3. Особенности современного этапа……………………………… 12
4. Основные вехи истории управления персоналом…………….. 16
5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина…... 18
5.1. полидисциплинарные истоки………. 18
5.2. “содержание труда”………………
6. Человек в традиционном и современном производственном процессе.
“Универсальная” концепция…………………………… 21
7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных
российских условиях………………………………. 26
8. Специфика российского опыта. Зарождение…………………. 28
8.1. Схема 1…………………………. …………. …… 29
8.2. Вековые константы национального характера... 32
II. Практическая часть.
Пример 1…………………………………………………………… 35
Пример 2…………………………………………………………. 36
Заключение……………………………………………………… 38
Список использованной литературы…………………… 40
Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь между интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию "максимального выжимания пота". На первый план выдвинулись функции обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все это повысило интеллектуальное содержание труда, значимость ответственности и самоконтроля работника.
Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация производства, произошедшая в 80-х годах в связи с миниатюризацией и удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами освободили работников от однообразных, монотонных операций по контролю за аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства позволяют передавать технике не только физические, но и сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности, связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида.
Для современного производства все более актуальным становится девиз
фирмы "Ай-Би-Эм" "Машина работает, человек думает". С таким уровнем развития производства несовместима низкая квалификация рабочей силы.
Напротив, от работника требуется постоянное накопление знаний и навыков, необходимое для освоения непрерывно обновляющихся видов продукции и технологий.
Компьютеризация не только повышает роль персонала в производственном процессе, но и порождает некоторые проблемы в области управления им.
Так,
внедрение компьютерных систем и
сетей нередко ведет к росту
надомного труда и индивидуализации труда
в целом, в значительной степени заменяет
межличностное взаимодействие общением
посредством электронной связи. Это, в
свою очередь, ослабляет чувство организационной
принадлежности и интерес к делам всего
предприятия, подрывает мотивационную
значимость корпоративной культуры. Нейтрализация
этих негативных факторов компьютеризации
- одна из новых задач управления персоналом.
6.
Человек в традиционном и
«Универсальная»
концепция.
Персонал включает всех работников организации, всех занятых на предприятии, исключая его собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций.
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает:
-
разработку методологии
-
систему управления персоналом,
которая предполагает
-
технологию управления
Основу
современной «универсальной»
В мире разработаны новые подходы к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работник, главное вне организации - потребители продуктов и услуг.
__________________________
' Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией.
–
М., 2000. 372с.
Необходимо повернуть сознание работающего - к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю.
Принципы управления персоналом - это основные правила, которым должен следовать руководитель и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом объективны, так как отражают требования объективно действующих экономических законов.
Общими принципами управления персоналом являются следующие принципы:
научности; системности; перспективности; оперативности; простоты и другие.
Частными принципами управления персоналом, применяемыми в отдельных предприятиях и организациях в различных странах мира (например, США или Японии, об управленческой структуре которой пойдет речь позже) являются следующие принципы: пожизненного найма; консенсуальное принятие решений;контроля исполнения заданий, основанного на доверии; воспитание через корпоративную культуру и т.д.
В отечественных организациях сложились следующие принципы управления персоналом: плановости; демократического централизма; первого лица, единства распорядительства; сочетание единоначалия и коллегиальности; централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов воздействия на сотрудников.
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов, применяемых в управлении персоналом. '
Административные
методы ориентированы на такие мотивы
поведения, как осознанная необходимость
дисциплины труда, чувство долга, стремление
человека трудиться в определенной организации,
культура трудовой деятельности.
__________________________
'
Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический
словарь. - М., 1998. 175с.
Административные методы - это методы прямого воздействия: любой регламентирующий административный акт подлежит обязательному исполнению, то есть санкции предполагаются за невыполнение распоряжений.
Эти методы соответствуют правовым нормам, действуют на определенном уровне управления, актам и распоряжениям вышестоящих органов.
Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников на использование механизма управления. Методы носят косвенный характер, занимают ведущее место в управленческой деятельности, являются фундаментом управляющего воздействия.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов управления (система взаимоотношений в коллективе, участие работников в управлении, формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование и т.д.).
Специфика
этих методов заключается в
Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.
Возможна более подробная классификация методов по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом.
В этом случае выделяют методы: планирования персонала; найма персонала; отбора персонала; мотивации трудовой деятельности; профориентации и трудовой адаптации; организации системы обучения; оценки персонала; управления деловой карьерой и др. (подробно они рассмотрены в Разделе IV).
Функции управления персоналом - основные направления деятельности, ориентированные на удовлетворение потребности организации в персонале.
В современной литературе существуют разнообразные перечни функций управления персоналом.
Так, например, Пугачев В.П. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделяет следующие функции:
-
планирование персонала,
-
определение способов
- маркетинг персонала;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу;
-
адаптация, обучение и
-
планирование карьеры,
продвижения роста работников;
- мотивация персонала;
- руководство персоналом;
-
управление расходами на
- организация рабочего места;
-
обеспечение оптимального
- высвобождение персонала;
- освобождение персонала;
- кадровое делопроизводство: сбор, хранение, учет анкетных данных,
стажа, повышения квалификации;
-
управление информацией —
- контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организация порядка;
- управление конфликтами;
-
правовое регулирование
-
налаживание партнерских
персонал;
-
планирование и развитие
-
социальное обеспечение
здоровья, охраны труда;
-
обеспечение репутации
Перечисленные
функции не исчерпывают всего
их перечня. Они дают представление
о содержании управления персоналом как
специфического вида деятельности и лежат
в основе систем управления персоналом.
__________________________
'
Пугачев В.П. Руководство
Система
управления персоналом организации
— система, в которой реализуются
функции по управлению персоналом организации.
Управление
трудовыми ресурсами
На основе этих подсистем формируются структуры управления персоналом.
Структура управления персоналом - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Структура службы управления персоналом определяется характером и размером организации, ее возможностями. В крупных организациях формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций управления персоналом.
Информация о работе Предмет и содержание управление персоналом