Предмет и содержание управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая - планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками – [персоналом или кадрами] - до 80% своего рабочего времени.

Одной из основных социальных потребностей общества в переходной экономике является совершенствование систем управления всех уровней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качественное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3

I. Теоретическая часть.

1. Персонал как объект управления в организации……………… 5

2. Эволюция подходов к управлению персоналом…………….. 9

2.1. экономический подход……………..


2.2. органический подход……………….


2.3. гуманистический подход……………


3. Особенности современного этапа……………………………… 12


4. Основные вехи истории управления персоналом…………….. 16


5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина…... 18


5.1. полидисциплинарные истоки………. 18


5.2. “содержание труда”………………


6. Человек в традиционном и современном производственном процессе.

“Универсальная” концепция…………………………… 21


7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных

российских условиях………………………………. 26


8. Специфика российского опыта. Зарождение…………………. 28

8.1. Схема 1…………………………. …………. …… 29

8.2. Вековые константы национального характера... 32

II. Практическая часть.

Пример 1…………………………………………………………… 35

Пример 2…………………………………………………………. 36

Заключение……………………………………………………… 38

Список использованной литературы…………………… 40

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.82 Кб (Скачать)

    3 Кричевский РЛ. Если Вы руководитель: элементы психологии менеджмента  в повседневной работе. – М., 1996. 210с.

    4 Пугачев В.П. Руководство персоналом  организации. - М., 1998. 26с. 

    Под экономической эффективностью понимают достижение с минимальными затратами на персонал целей организации – экономических результатов, стабильности высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся внешней среде.

    Под социальной эффективностью понимают удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.)1.

    Желательно, чтобы экономическая и социальная эффективность дополняли друг друга.

    Однако, понятие «экономическая эффективность» ориентировано на коммерческие структуры. В отношении некоммерческих структур (государственные, муниципальные организации), не ставящих задачи получения максимальной прибыли, вводится понятие «деловая эффективность». Под «деловой эффективностью» понимается «достижение деловых целей любой организации с минимальным расходованием ресурсов» 2.

    Субъектами  управления персоналом являются должностные  лица, непосредственно занятые этим видом деятельности, а именно: руководители всех уровней, службы персонала, органы трудовых коллективов общественных организаций, действующих на предприятии.

    К внешним факторам, которые имеют  влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:

    - государство (принимает законы, регулирующие  сферу трудовых отношений);

    - ассоциация предпринимателей (вырабатывает  рекомендации в области

    управления);

    - профсоюзы (занимаются вопросами  организации труда)

    - собственники предприятий (устанавливают  свои «правила игры»). 

    _______________________________________________________ 

    1 Мappa Р., Шмидта Г. Управление персоналом в условиях социальной

    рыночной  экономики. - М., 1997. 85-86,90с.

    2 Пугачев В.П. Руководство персоналом  организации. - М., 1998. 28с. 
 

    2. Эволюция подходов к управлению  персоналом. 

    Суть  управления персоналом легче понять, проследив эволюцию взглядов на персонал, на принципы, функции и методы работы с ним.

    Любое социальное управление неразрывно связано  с управлением людьми, поэтому управление персоналом неразрывно связано с историей управления. Однако до начала XX века управление персоналом происходило не на основе науки, а на основе опыта, традиций, здравого смысла. С начала XX века управление персоналом стало выделяться в специфическую функцию социального управления, однако вплоть до середины XX века деятельность кадровых служб предприятий и организаций имела вспомогательный характер. Работа с персоналом означала организацию найма и достижение договоренности с работником о заработной плате. Это объяснялось индустриальным характером труда, требующим его жесткого разделения, узкой специализации работников, функциональной поляризации исполнителей и управляющих, довольно ограниченным уровнем образования и культурного развития работника.

    Только  с 60-х годов XX века стали появляться идеи о развитии систем по работе с персоналом. Теория и практика управления персоналом формировалась по мере развития производительных сил и социально-общественных отношений в передовых странах мира (прежде всего, в США, Великобритании, Германии и Франции).

    В теории и практике управления человеческой стороной организаций можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению 1. 

    2.1. Экономический подход. 

    Экономический подход детерминировал взгляд на человека, его место в

    организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению, к которому возможно использование человеческих ресурсов. 

    ________________________________________________________ 

    ' Коргова М.А. Руководитель.Команда.Персонал.Основы управления и

    взаимодействия. – Пятигорск, 2001. – 222с. 
 

    2.2.Органический  подход. 

    Органический  подход к управлению породил две  основные метафоры. Первая - организация как личность, где каждый человек – самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению, к какому активному субъекту – партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека.

    Вторая  метафора - мозг - сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями - коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей. 

    2.3. гуманистического подхода. 

    В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода - управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.

    Среди факторов повышения роли персонала  в современном производстве выделяют:  

    Во-первых, принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новой техники, технологии и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял процесс автоматизации (с середины XX в.) и компьютеризации (с 80-х годов XX в.)производства, освободивший работников от однообразных, монотонных,неинтеллектуальных операций, оставив им неалгоритмизируемые, творческие, высокоинтеллектуальные виды деятельности. 

    ________________________________________________________ 

    ' Пугачев В.П. Руководство персоналом  организации. - М., 1998. 10-19с. 

    Во-вторых, изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Усложнение труда, повышение роли знаний и навыков в трудовом процессе, современная техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможность и необходимость жесткого контроля. Требуется самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина.

    В-третьих, изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Это требует высокого общего и профессионального образования персонала, развития у него способности к творчеству и постоянному обновлению. Именно качество персонала становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе.

    В-четвертых, изменение форм организации труда  на предприятии. К числу таких изменений относится широкое использование коллективных форм организации труда.

          В-пятых, повышение  образовательного и культурного  уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Современный работник не довольствуется послушанием, обезличенным механическим усердием, а стремится найти в трудовой деятельности смысл жизни, стать активным соучастником и даже сохозяином производства.

    В-шестых, развитие демократии на производстве и в обществе, которое ведет через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, готовность к партисипации и т.п., и через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве.

    В-седьмых, ростом цены рабочей силы.

    Таким образом, если сотрудник дорого стоит, его трудно уволить, трудно найти ему достойную замену; если содержание труда требует все более высокой квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы работника и высший контроль за ним затруднен, то все это повышает значимость персонала в современном производстве и одновременно науки о его эффективном использовании.

    Отражением  резкого возрастания роли персонала  в современном производстве явилась теория человеческого капитала, которая обосновывает особое место работника среди различных видов капитала, используемых на производстве, например, финансовый капитал, физический и др.

    Человеческий  капитал - это знания, навыки и профессиональные способности работника. Понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе. 

    3. Особенности современного этапа. 

    Говоря  о современном этапе эволюции управления персоналом, всё чаще говорят о переходе от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.

    Для управления человеческими ресурсами  характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения ее целей. Сотрудники - важнейший ресурс организации, который необходимо сохранять, развивать и использовать в конкурентной борьбе. От персонала зависит эффективное использование всех других ресурсов. 

    Интегрирование  управления персоналом в общую стратегию  организации - важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами.

    Современные тенденции в эволюции управления человеческими ресурсами, кроме обозначенных выше, таковы:

    - переход от фрагментарной служебной  кадровой деятельности к интеграции функций руководства и кадровых функций;

    - профессионализация функции управления  человеческими ресурсами;

    - интернационализация функции управления  человеческими ресурсами;

    - возрастание в управлении человеческими  ресурсами удельного веса

    функции углубления социального партнерства  и регулирования трудовых отношений;

    - переход от повышения квалификации  к развитию человеческих ресурсов. 

    Что касается России, то на протяжении десятилетий  в нашей стране господствовал технократический подход к управлению. Во главу угла ставились планы, бюджеты, структуры и т.п.

    Идеологизированная кадровая политика была прерогативой государственных и партийных органов. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности.

    В настоящее время, с переходом  к рынку, положение меняется. Практика показывает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении любых целей. Главный потенциал любого предприятия – это персонал. Управление людьми имеет важнейшее значение для всех без исключения организаций.

    Большинство экспертов согласны с утверждением, что существует пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство и контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно называют процессом управления.

    Между тем, сила инерции велика. Далеко не все руководители предприятий осознали необходимость отказа от традиционной кадровой политики (основанной на авторитарных принципах, административных методах) и перехода к политике управления человеческими ресурсами.

    В наше время каждая организация нуждается  в подразделении, которое занимается управлением персоналом. Название и структура этого подразделения могут быть различны (служба по управлению персоналом, отдел по человеческим ресурсам, отдел по работе с кадрами и т.п.). Современным кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только

Информация о работе Предмет и содержание управление персоналом