Понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:20, реферат

Описание работы

Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы -
привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность
смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность
бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и
тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству.
Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на
будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он
немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и
реализовать все задуманное.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие менеджмента, сущность и этапы развития.
1. Эволюция менеджмента.
2. Подход к управлению на основе выделения различных
школ.
3. Функции менеджмента.
1.3.1. Планирование
1. Стратегическое планирование
а. Сущность стратегии.
б. Планирование и успех организации.
в. Цели организации.
2. Реализация стратегического плана .
3. Оценка стратегического плана .
1.3.2. Организация .
1. Организация взаимодействия и полномочия .
2. Построение организаций .
1.3.3. Мотивация .
1. Содержательные теории мотивации .
2. Процессуальные теории мотивации .
1.3.4. Контроль .
1. Процесс контроля .
2. Поведенческие аспекты контроля .
3. Характеристики эффективного контроля . . . .
Глава 2 . Научное исследование: менеджмент США и Японии,
опыт РФ.
2.1 Особенности управления развитием производства в фирмах
США и Японии.
2.2 Менеджмент в РФ.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Список литературы . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Понятие менеджмента.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

функции бизнеса, теоретики –  «классики»  были  уверены  в  том,  что  могут

определить  лучший  способ  разделения  организации  на  подразделения   или

рабочие   группы.   Традиционно   такими   функциями   считались    финансы,

производство и  маркетинг. С этим было тесно связано  и  определение  основных

функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в  том,

что  он  рассмотрел  управление  как  универсальный  процесс,  состоящий  из

нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование и организация.

      Вторая категория классических  принципов касалась построения  структуры

организации  и  управления  работниками.  Примером  может  служить   принцип

единогласия, согласно которому человек должен  получать  приказы  только  от

одного начальника и подчиняться только ему одному. 

      Школа человеческих отношений  (1930 – 1950).

      Поведенческие науки (1950- по настоящее время)

      Школа научного управления и   классическая  школа  появились   на  свет,

когда психология находилась в зачаточном состоянии. Многие в начале 20  века

серьезно  ставили   под   сомнение   тогда   новую   фрейдовскую   концепцию

подсознательного. Более того, поскольку те, кто  интересовался  психологией,

редко интересовался  управлением,  существовавшие  тогда  скудные  знания  о

человеческом  сознании  были  никак  не  связаны   с   проблемами   трудовой

деятельности.   Следовательно,   хотя   авторы   научного    управления    и

классического подхода  признавали значение человеческого  фактора,  дискуссии

их ограничивались такими аспектами как  справедливая  оплата,  экономическое

стимулирование  и установление формальных функциональных отношений.  Движение

за человеческое отношения зародилось  в  ответ  на  неспособность  полностью

осознать   человеческий   фактор   как   основной   элемент    эффективности

организации. Поскольку  оно возникло как реакция на недостатки  классического

подхода, школа  человеческих  отношений  иногда  называется  неоклассической

школой.

       Движение за человеческие отношения.  Двух ученых – Мери Паркер  Фоллет

и Элтона Мэйо можно  назвать самыми крупными авторитетами  в  развитии  школы

человеческих отношений в управлении. Именно мисс  Фоллет  была  первой,  кто

определил менеджмент как «обеспечение выполнения  работы  с  помощью  других

лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые  проводились

на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление  в  теории

управления. Мэйо обнаружил,  что  четко  разработанные  рабочие  операции  и

хорошая заработная плата  не  всегда  вели  к  повышению  производительности

трудв, как считали  школы  научного  управления.  Силы,  возникающие  в  ходе

взаимодействия  между людьми, могли  превзойти  усилия  руководителя.  Иногда

работники реагировали  гораздо сильнее  на  давление  со  стороны  коллег  по

группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более  поздние

исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и  другими  психологами,  помогли

понять  причины  этого  явления.  Мотивами  поступков  людей,   предполагает

Маслоу, являются в основном, не экономические силы, как  считали  сторонники

и последователи  школы научного управления, а различные потребности,  которые

могут быть лишь  частично и косвенно удовлетворены  с помощью денег.

      Основываясь  на  этих  выводах,  исследователи  психологической   школы

полагали,  что,  если  руководство  проявляет   большую   заботу   о   своих

работниках, то и  уровень  удовлетворенности  работников  должен  возрастать,

что  будет  вести  к  увеличению   производительности.   Они   рекомендовали

использовать приемы управления человеческими отношениями,  включающие  более

эффективные   действия   непосредственных   начальников,   консультации    с

работниками и  предоставление  им  более  широких  возможностей  общения  на

работе. 

      Развитие поведенческих наук. Развитие  таких  наук,  как  психология  и

социология и  совершенствование методов  исследования  после  второй  мировой

войны сделало  изучение поведения на рабочем месте  в большей  степени  строго

научным.  Среди  наиболее  крупных  фигур  болеепозднего  периода   развития

поведенческого  –бихевиористкого  -направления  можно  упомянуть,  в  первую

очередь, Криса  Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа  МакГрегора  и  Фредерика

Герцберга. Эти  и другие исследователи изучали  различные аспекты  социального

взаимодействия, мотивации, характера власти  и  авторитета,  организационной

структуры, коммуникации  в  организациях,  лидерства,  изменение  содержания

работы и качества трудовой жизни.

      Школа поведенческих наук  значительно   отошла  от  школы  человеческих

отношений,   сосредоточившейся   прежде   всего   на   методах   налаживания

межличностных отношений. Новый подход стремился к  большей  степени  оказать

помощь работнику  в  осознании  своих  собственных  возможностей  на  основе

применения  концепций  поведенческих  наук   к   построению   и   управлению

организациями.  Основной  целью  этой  школы  было  повышение  эффективности

организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

      Поведенческий подход стал настолько  популярен, что он почти   полностью

охватил всю область  управления в 60-е годы. Как и более ранние  школы,  этот

подход  отстаивал  «единственный  наилучший  путь»  решения   управленческих

проблем. Его главный  постулат в  том,  что  правильное  применение  науки  о

поведении  всегда   будет   способствовать   повышению   эффективности   как

отдельного работника, так и организации в целом. Итак,  несмотря  на  многие

важные положительные  результаты  бихевиористкий  подход  иногда  оказывался

несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали  его

приверженцы. 

      Наука управления или количественный подход       (1950 – по  настоящее

время)

      Математика, статистика, инженерные  науки  и  связанные  сними   области

знания внесли существенный вклад  в  теорию  управления.  Их  влияние  можно

проследить в  применении Фредериком У. Тейлором научного метода  при  анализе

работы. Но до второй мировой войны количественные  методы  использовались  в

управлении недостаточно.

      Исследование операций и модели. По своей сути, исследование операций -

это  применение  методов  научного  исследования  к операционным  проблемам

организации. После  постановки проблемы группа специалистов  по  исследованию

операций разрабатывают  модель ситуации.

      После создания модели, переменным  задаются  количественные  значения.

Это позволяет объективно сравнить и описать каждую  переменную  и  отношения

между  ними.  Ключевой  характеристикой  науки  управления  является  замена

словесных  рассуждений  и  описательного  анализа  моделями,   символами   и

количественными значениями. Вероятно,  самый  крупный  толчок  к  применению

количественных  методов в управлении  дало  развитие  компьютеров.  Компьютер

позволил  исследователям  операций  конструировать   математические   модели

возрастающей сложности, которые наиболее близко  приближаются  к  реальности

и, следовательно, являются более точными. 

      Влияние количественного подхода.  Влияние науки управления или

количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние

бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо  большее число

руководителей ежедневно  сталкивается с проблемой человеческих отношений,

человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом

исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у  очень немногих

руководителей было образование достаточное, для понимания и применения

сложных количественных методов. Однако, в настоящее время  положение быстро

меняется, так как  все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных

методов и применения компьютеров. 

      1.3 Функции менеджмента

       В  упрощенном  понимании,  менеджмент   -   это   умение   добиваться

поставленных целей,  используя  труд,  интеллект,  мотивы  поведения  других

людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция,  вид  деятельности  по

руководству людьми в самых  разнообразных  организациях.  Менеджмент  -  это

также область  человеческого знания,  помогающего  осуществить  эту  функцию.

Наконец, менеджмент как  собирательное  от  менеджеров  -  это  определенная

категория  людей,  социальный  слой  тех,   кто   осуществляет   работу   по

управлению.

       А управление  рассматривается   как  процесс,  потому  что   работа  по

достижению  целей  с  помощью  других  -  это  не  какое-то   единовременное

действие,  а  серия  непрерывных  взаимосвязанных  действий.  Эти  действия,

каждое из которых  само по себе является процессом, очень  важны  для  успеха

организации. Их называют управленческими  функциями.  Каждая  управленческая

функция тоже представляет собой процесс, потому что также  состоит  из  серии

взаимосвязанных действий. Процесс  управления  является  общей  суммой  всех

функций.

       Процесс управления (менеджмент) имеет  четыре взаимосвязанные функции:

планирование, организация, мотивация и контроль. 
 
 

    планирование         организация           мотивация            контроль 
 
 

       планирование.

       Функция планирования предполагает  решение о том, какими  должны  быть

цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы  достичь  этих

целей. 

       Стратегическое  планирование  представляет  собой  набор действий  и

решений,   предпринятых   руководством,   которые   ведут    к    разработке

специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы  помочь  организации

Информация о работе Понятие менеджмента