Понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:20, реферат

Описание работы

Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы -
привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность
смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность
бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и
тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству.
Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на
будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он
немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и
реализовать все задуманное.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие менеджмента, сущность и этапы развития.
1. Эволюция менеджмента.
2. Подход к управлению на основе выделения различных
школ.
3. Функции менеджмента.
1.3.1. Планирование
1. Стратегическое планирование
а. Сущность стратегии.
б. Планирование и успех организации.
в. Цели организации.
2. Реализация стратегического плана .
3. Оценка стратегического плана .
1.3.2. Организация .
1. Организация взаимодействия и полномочия .
2. Построение организаций .
1.3.3. Мотивация .
1. Содержательные теории мотивации .
2. Процессуальные теории мотивации .
1.3.4. Контроль .
1. Процесс контроля .
2. Поведенческие аспекты контроля .
3. Характеристики эффективного контроля . . . .
Глава 2 . Научное исследование: менеджмент США и Японии,
опыт РФ.
2.1 Особенности управления развитием производства в фирмах
США и Японии.
2.2 Менеджмент в РФ.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Список литературы . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Понятие менеджмента.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

рынок. Прибыль  создает определенные  гарантии  дальнейшему  функционированию

фирмы, поскольку  только прибыль  и  её  накопления  на  предприятии  в  виде

различных  резервных  фондов  позволяет  ограничить  и   преодолеть   риски,

связанные с реализацией  товаров на рынке. Ситуация на рынке,  как известно,

постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях  и

формах финансирования, состояния хозяйственной конъюктуры в  отрасли  или  в

стране в целом, в условиях  торговли  на  мировых  товарных  рынках.  Отсюда

постоянное  наличие  рынка.  Целью  менеджмента  в  этих  условиях  является

постоянное преодоление  риска или рисковых ситуаций не  только  в  настоящем,

но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных  средств  и

предоставление  менеджерам определенной степени свободы  и  самостоятельности

в хозяйственной  деятельности в целях быстрого  реагирования  и  адаптации  к

применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента  входит:

      обеспечение  автоматизации   производства  и  переход  к  использованию

работников, обладающих высокой квалификацией;

      стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания на  них   лучших

условий труда  и установления более высокой  заработной платы;

      постоянный контроль за эффективностью  деятельности фирмы,  координация

работы всех подразделений  фирмы;

      постоянный поиск и освоение  новых рынков.

      К задачам, решаемым в менеджменте,  относятся также:

      определение конкретных целей  развития фирмы;

      выявление приоритетности целей,  их  очередности и последовательности

решений;

      разработка стратегии развития  фирмы – хозяйственных задач  и  путей  их

решения;

      выработка  системы  мероприятий   для  решения  намеченных  проблем  на

различные временные  периоды;

      определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

      установление контроля за выполнением  поставленных задач.

      Выполнение задач менеджмента  по регулированию организации,  координации

и контролю за  производительным  процессом  и  достижение  намеченных  целей

получают оценку на рынке.

      Задачи управления  непрерывно  усложняются  по  мере  роста   масштабов

производства, требующего обеспечение все  возрастающим  объемом  ресурсов  –

материальных, финансовых, трудовых и другие.

      Управление организацией в наше  динамичное  время  представляет  собой

сложную  работу,  которую  предстоит  узнать,  нельзя   выполнять   успешно,

руководствуясь  простыми сухими  заученными  формулами.  Руководитель  должен

сочетать  понимание  общих  истин  и  значимости  многочисленных   вариаций,

благодаря которым  ситуации отличается одна от другой. 
 
 

        1. Эволюция менеджмента.

      Выполнение  управленческих  функций   обязательно,   если   организация

собирается  добиться  успеха.   Практика   управления   также   стара,   как

организации, а  это означает, что  она  действительно  древняя.  На  глиняных

табличках,  датированных  третьим  тысячелетием  до  нашей   эры,   записаны

сведения о коммерческих сделках  и  законах  древней  Шумерии,  являя  собой

четкое   доказательство   существования   там   практики   управления.    По

археологическим раскопкам можно проследить и  более  древние  доказательства

существования организаций: Даже  доисторические  люди  жили  организованными

группами.

      Хотя само управление  старо  как  мир,  идея  управления  как  научной

дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова.  Управление

было признано  самостоятельной  областью  деятельности  только  в  двадцатом

веке. 

      Управление и организации до 1900 года.

      Древние организации. Свершения  крупных организаций  в   древности  ясно

указывают, что  они имели формальную  структуру,  в  которой  можно  выделить

уровни управления.  Висячие  сады  Вавилона,  инкский  город  Мачу  Пикчу  и

пирамиды Египта могли появиться на свет только  вследствие  координированных

организационных усилий. Задолго до рождения Христа  существовали  и  крупные

политические  организации.  Македония  при  Александре  Великом,  Персия,  а

позднее,  Рим,  простирались  от  Азии  до  Европы.   Руководителями   этих

организаций были короли и генералы.

      Шли годы, управление некоторыми  организациями  становилось   все  более

четким и более  сложным, а сами организации все  более сильными  и  все  более

устойчивыми.  Хорошим  примером  тому   может   служить   Римская   империя,

просуществовавшая сотни лет.

      Формы  почти  всех  видов   проявления  современного  управления  можно

проследить в  этих огромных процветавших организациях древности, но в  целом,

характер и структура  управления в  те  времена  отличались  от  сегодняшних.

Например, пропорция  между руководителями  и  неруководителями  была  гораздо

меньшей, было  меньше  руководителей  среднего  звена.  Прежние  организации

стремились иметь  малочисленную группу руководителей  высшего  звена,  которые

сами принимали  практически  все  важные  решения.  Очень  часто  руководство

осуществлялось  одним человеком.

      Таблица 1. Сравнение старой и  современной организации. 

|Старая организация              |Современная организация        |

|Малое количество  крупных        |Большое  количество чрезвычайно |

|организаций, отсутствие         |мощных крупных организаций,  как|

|гигантских организаций          |коммерческих, так и не         |

|                                |коммерческих.                  |

|Относительно  небольшое          |Большое количество             |

|количество руководителей,       |руководителей, большое         |

|практическое  отсутствие         |количество руководителей       |

|руководителей  среднего звена.   |среднего звена.                |

|Управленческая  работа зачастую  |Четко очерчены  управленческие  |

|не выделялась  и не отделялась от|группы, управленческая  работа  |

|неуправленческой  деятельности.  |четко воспринимается  и         |

|                                |отделяется от неуправленческой |

|                                |деятельности.                  |

|Занятие руководящих  постов в    |Занятие руководящих  постов в   |

|организации и  чаще всего по     |организации  чаще всего по праву|

|праву рождения или путем захвата|компетентности с соблюдением   |

|силой.                          |законности и порядка.          |

|Малое количество  людей,         |Большое  количество людей,      |

|способных принимать  важные для  |способных принимать  важные для |

|организации решения             |организации решения.           |

|Упор на приказ  и интуицию.      |Упор  на коллективную работу и  |

|                                |рациональность.                | 

      Были в истории примеры организаций,  которые управлялись  так  же,  как

организации управляются  в наше время. Ярким примером тому  является  римская

католическая  церковь.  Современные  военные  организации  тоже  во   многих

отношениях удивительно  похожи на организации древнего Рима. Но в целом,  как

показано на таблице 1, управление  и  организации  в  древности  значительно

отличались от современных. 

      Отсутствие интереса к управлению. Хотя организации существуют  столько

же, сколько и  мир, до 20 века вряд ли кто – нибудь задумался  над  тем,  как

управлять ими системно.  Людей  интересовало,  как,  используя  организации,

заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но  не  то,

как управлять  ими.

      Даже   прагматическое   проявление   преимуществ,    протекающих    из

эффективного управления организацией, едва ли вызывало  истинный  интерес  к

особым средствам  управления. В начале 20  века  Роберт  Оуэн  много  времени

посвятил проблемам  достижения целей организацией с  помощью других людей.  Он

предоставлял  рабочим  приличное   жилье,   улучшал   условия   их   работы,

разрабатывал системы  открытой и справедливой оценки работников и  с  помощью

дополнительных   выплат   за   хорошую    работу    развивал    материальную

заинтересованность.  Эти  реформы,  феноменально  новаторские   для   своего

времени,  явились  уникальным  прорывом  в  суть  человеческого   восприятия

действительности  и  роли  руководителя.  Люди  издалека  съезжались  на  его

фабрику в Нью–Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть  «этот  замечательный

социальный эксперимент». Но, несмотря на то что фабрика  была  исключительно

прибыльной, другие бизнесмены того времени видели  мало  здравого  смысла  в

реформах Оуэна. Насколько  известно,  ни  один  из  них  не  последовал  его

примеру. 

      Систематизированный взгляд на управление.

      Первый взрыв интереса к управлению  был отмечен  в  1911  году.  Именно

тогда  Фредерик  У.  Тейлор  опубликовал  свою  книгу   «Принципы   научного

управления», традиционно  считающуюся началом признания  управления  наукой и

самостоятельной областью исследования.  Но,  конечно,  понимание  того,  что

организацией  можно  управлять  систематизировано,  чтобы  более  эффективно

достигать ее целей, возникло  не  по  мановению  волшебной  палочки  в  один

момент. Концепция  развивалась  в  течение  длительного  времени,  начиная  с

середины 19  века  до  20  годов  нынешнего  века.  Основной  силой  которая

первоначально  подстегнула   интерес   к   управлению,   была   промышленная

революция, которая  началась в Англии. Но  идея того,  что управление  само

может внести существенный вклад в  развитие  и  успех  организации,  впервые

Информация о работе Понятие менеджмента