Понятие и повышение качества трудовой жизни персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка и обоснование теоретико-методологических подходов, раскрывающих закономерности развития и экономическую природу качества трудовой жизни в современной России, определяющих механизм его формирования и регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-6 1. Теоретические основы качества трудовой жизни………...……7-30
1.1Научные исследования качества трудовой жизни…………………….…7-11 1.2Основные элементы качества трудовой жизни…………………...…….11-23
1.3 Условия обеспечивающие качество трудовой жизни……………….…23-25
1.4оценка качества трудовой жизни…………………………………….…..25-26
1.5 Факторы формирования и развития качества трудовой жизни…….…26-30
2.Мероприятия по улучшению качества трудовой жизни персонала в организации…………………………………………………..31-44
2.1.Оганизация и содержание труда как фактор мотивации…………….31-32
2.2 Реализация трудового потенциала……………………………………...32-34
2.3. Повышение качества трудовой жизни работника через формирование профессионально-личностного комфорта………………………………….34-37
2.3. Эффект эмоционального выгорания как последствие нарушения баланса факторов социально-психологической составляющей качества трудовой жизни………………………………………………………………………….37-40
2.4. Пути повышения качества трудовой жизни работников на предприятиях за счет развития гигиенических факторов…………………………………41-44
3. Основные положения трудовой жизни персонала на предприятии (ООО «Газпром межрегионгаз»)…………………………….………........45-67
3.1.Кадровая политика ООО «Газпром межрегионгаз»……...….………...45-53
3.2.Основные производственные работы персонала ООО «Газпром межрегионгаз»…………………………………………………………..……54-57
3.3.Особенности планирования и развития карьеры в ООО «Газпром межрегионгаз»………………………………………………………………..58-64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…65
Список использованной литературы………………….......……………..….66

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 190.92 Кб (Скачать)

4) обязательности профессионального  роста, что предполагает повышение  квалификации, рост профессионализма (мастерства), соответствующее планирование  и т.д.;

5) социально-психологического  комфорта и удовлетворенности,  что обеспечивается социальным  признанием, ростом материального  благополучия и т.п. (при повышении  в должности или квалификации  и т.д.);

6) объективности, что предполагает  исключение влияния субъективных  факторов со стороны руководителей,  планирующих и контролирующих  развитие карьеры.

Планирование карьеры  работника рекомендуется выполнять  руководителю предприятия или его  заместителю с привлечением непосредственного  руководителя работника и руководителя службы управления персоналом. В этом случае руководители, планирующие карьеру, обладают соответствующим кругозором; они знают перспективные планы развития предприятия и отрасли, имеют данные по планированию потребности в персонале и т.д. Все это обеспечивает составление грамотного и корректного плана карьеры работника, отвечающего потребностям предприятия и интересам самого работника.

Карьера работника, как длительный процесс, включает в себя целый ряд  взаимосвязанных элементов. Как  отмечалось выше, следует иметь в  виду, что карьера работника зависит  от заинтересованности в ней самого работника, а также предприятия, на котором он работает.

Таким образом, структура  карьеры работника  должна включать следующие подструктуры: личностную, ценностную и производственную.

- личностная подструктура: мотивация на карьеру, личностные  качества, самореализация (на базе  роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении  по службе и т.п., социальное  признание как свидетельство  одобрения окружением стремления  работника к развитию карьеры,  достижения целей карьеры   и т.д.;

- ценностная подструктура: социальная принадлежность (нередко  определяющая формы и пути  развития карьеры), общепринятые  социальные ценности (человеческое  достоинство, гражданский долг, материальное  благополучие, поведенческие нормы   и установки);

- производственная подструктура: расширение производства (согласно  планам развития, модернизации и  т.п.), внедрение новой техники  и технологии, переход на новые  экономические отношения, формируемые  развитием общества и страны  в целом, качество и эффективность  труда работника, подразделения,  предприятия; потребность предприятия  в развитии карьеры работника. 

Все подструктуры в развитии карьеры работника проявляются  в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры  работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, т.к. иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями.

Развитие карьеры работника  может происходить только тогда, когда сам работник и администрация  предприятия обеспечивают развитие всех элементов структуры карьеры  в целом.

 Процесс  развития карьеры проходит по  следующим этапам:

    • повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе непрерывного «фирменного» профессионального обучения (СНФПО);
    • зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности. В период нахождения в резерве работник обязательно проходит подготовку в СНФПО (повышение квалификации, переподготовка и стажировка) согласно индивидуальным планам;
    • назначение на более высокую должность (либо по результатам подготовки в резерве, либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
    • ротация работника внутри своего подразделения или предприятия, которую рекомендуется производить в целях расширения его кругозора. Обычно при этом изменяются должностные обязанности без изменения заработной платы, во всяком случае, без ее уменьшения.

Этапы карьеры работника  целесообразно планировать (в виде плана карьеры) с включением тех  периодов и в той последовательности, в которой это должно происходить  на практике. Очевидно, что развитие карьеры работника может включать несколько повышений квалификации, ряд новых назначений или ротаций  и т.д.

При планировании карьеры работника необходимо иметь  в виду, что, в конечном счете, решается два вида задач:

1. Задачи, которые ставит  перед собой работник - добиться  более высокого служебного положения,  обеспечить высокое материальное  благополучие, намного расширить  свой кругозор, профессиональный  рост, понять свой авторитет, добиться  уважения окружающих и др.

2. Задачи, которые стоят  перед организацией - выделить из  числа работников (особенно молодых)  компетентных, самостоятельных, отвечающим  необходимым требованиям и обладающих  целым рядом качеств специалистов и руководителей, и путем их постепенной подготовки и перемещений подготовить к назначению на высокие и ответственные должности.

Успешность карьеры обеспечивается только в том случае, если обе  стороны (работник и предприятие) заинтересованы в развитии карьеры.

В том случае, если у предприятия  возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов из своих  кадровых резервов, а кандидат имеет, как показали беседа и тестирование, мотивацию и личностные качества, отвечающие требованиям, составляется план карьеры работника.

В плане должны быть указаны следующие сведения:

    • общие анкетные данные;
    • заключение последней аттестационной (конкурсной) комиссии;
    • результаты последнего собеседования и оценки уровня профессионализма;
    • сведения о предшествующей подготовке в СНФПО, резерве кадров и т.п.
    • на какой срок составлен план; другие сведения, представляющие интерес.

План карьеры  работника содержит 12 граф, в которых  указаны следующие данные:

    • наименование должностей, которые спланировано занимать работнику;
    • сроки планируемого перемещения;
    • виды стимулирования;
    • наименование видов подготовки в СНФПО;
    • сроки подготовки в СНФПО;
    • планируемое учебное заведение для подготовки в СНФПО;
    • предполагаемое направление обучения;
    • оценки, получаемые работником при подготовке в систем
    • СНФПО, при подготовке в резерве кадров, при очередных аттестациях и т.п.;
    • прочие данные.

План карьеры работника  должен являться основой для всех его перемещений, направленных на подготовку в СНФПО, предъявления вполне определенных требований к работнику, с одной  стороны, и построения конкретной модели профессиональной деятельности самим  работником, с другой стороны.

Поэтому, несмотря на то, что  план карьеры не может быть директивой с обязательным выполнением, его  составление является ответственным  делом и здесь недопустимы  легкомыслие, поверхностность, небрежность  по отношению к работнику.

План карьеры должен быть реалистичным, т.е. максимально выполненным. Составляется он с учетом результатов  сопоставления характеристик кандидата  с требованиями, предъявляемыми к  той или иной конкретной должности, и должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий, а также оптимальные  сроки их реализации.

Как правило, такой план карьеры  составляется для специалиста с  уже определенным опытом работы, зарекомендовавшим  себя грамотным, энергичным работником, работающим с высоким качеством  и эффективностью труда, с мотивацией на развитие карьеры, обладающим хорошими организаторскими способностями, склонным к лидерству.

 План карьеры составляется  руководителем подразделения (по  месту работы специалиста) совместно  с кадровой службой в соответствии  с методическими рекомендациями  «По планированию руководителя  или специалиста», разработанным  ОНУТЦ совместно с Управлением  кадров и социального развития ООО «Газпром межрегионгаз». План карьеры составляется выборочно, т.е. только для перспективных работников, которые обладают вышеуказанными качествами, исходя из их заинтересованности в развитии своей профессиональной карьеры, а также потребности предприятия для конкретных ключевых должностей.

Кроме того, в «Газпроме» работают многочисленные программы, позволяющие сотрудникам расти в профессиональном отношении: непрерывное корпоративное обучение и переподготовка; система адаптации для выпускников вузов, из которых впоследствии формируется резерв кадров на руководящие должности; институт наставничества; зарубежные стажировки и т.д. А недавно подготовлены и внедрены автоматизированные системы оценки профессиональных качеств специалистов и комплексной аттестации рабочих мест.

Всем  сотрудникам корпорации, от рабочих  до топ-менеджеров, приходится постоянно повышать свой профессиональный уровень, участвовать в различных обучающих программах. Если этого не делать, недолго и должности лишиться: в «Газпроме» действует система аттестации, позволяющая четко оценить квалификацию работников и их соответствие занимаемым постам.

Как правило, аттестационная комиссия рекомендует тому или иному специалисту либо переместиться по служебной лестнице вверх, либо пройти необходимую переподготовку.

Сегодня отбор и найм персонала в «Газпром» осуществляется исключительно на научной основе, углубленная оценка кандидатов проводится с учетом не только знаний и навыков потенциального работника, но и психологических особенностей личности. Все поступающие предложения собираются в единую информационную базу, а по наиболее перспективным кандидатам впоследствии проводится анализ.

И все же главным источником восполнения трудовых ресурсов является высшая школа, сотрудничество с которой  происходит на основе трехсторонних договоров. Ежегодно в «Газпром» приходят более 1000 молодых специалистов, из них 80% - это как раз те, кто получили высшее образование по направлению того или иного газпромовского предприятия.

Вообще же каждый человек, который хочет расти профессионально и продвигаться по карьерной лестнице, получает в «Газпроме» поддержку и может достичь высоких результатов. Существует так называемый резерв Председателя Правления, куда зачисляются наиболее талантливые и по-хорошему амбициозные молодые люди, которых продвигают наверх - вплоть до генеральных директоров и топ-менеджеров. Самый яркий пример в этом смысле - Александр Ананенков, который долгое время проработал на различных должностях в «Ямбурггаздобыче», а сегодня занимает должность Заместителя Председателя Правления ООО «Газпром межрегионгаз». И такая возможность открывается перед каждым, кто всерьез решает посвятить свою жизнь газовой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наиболее широко применяемые метода реорганизации  труда – это расширение объема работы и обогащение ее содержания. Совершенствование организации  и условий труда предусматривает  повышение внутренней удовлетворенности  работой путем расширения круга  решаемых задач, предоставления большей  самостоятельности, более сильной  реакции на результаты труда, либо создания условий для пробы работником своих сил.

Реорганизация условий труда  приводит к успеху, но она подходит лишь для определенных людей и  в определенных условиях. Особенно трудно ее реализовать в условиях жесткой технологии.

Качество  трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дейнега А.Н.Качество трудовой жизни в системе социально-трудовых отношений // Технологии качества жизни. – 2005. –№2. – С.19-24.

2. Зайцев А.К. Качество трудовой жизни // 2001. – №2. – С.155-161.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2001. – 713 с.

4. Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни: Учебное пособие. – С-Пб, 1998. – 112 с.

5.      Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. / Пер. с англ. Под ред. С.К.Мордовина. – СПб.: Питер, 2007 (Серия «Классика MBA»)  

Информация о работе Понятие и повышение качества трудовой жизни персонала организации