Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью исследования является разработка и обоснование теоретико-методологических подходов, раскрывающих закономерности развития и экономическую природу качества трудовой жизни в современной России, определяющих механизм его формирования и регулирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3-6 1. Теоретические основы качества трудовой жизни………...……7-30
1.1Научные исследования качества трудовой жизни…………………….…7-11 1.2Основные элементы качества трудовой жизни…………………...…….11-23
1.3 Условия обеспечивающие качество трудовой жизни……………….…23-25
1.4оценка качества трудовой жизни…………………………………….…..25-26
1.5 Факторы формирования и развития качества трудовой жизни…….…26-30
2.Мероприятия по улучшению качества трудовой жизни персонала в организации…………………………………………………..31-44
2.1.Оганизация и содержание труда как фактор мотивации…………….31-32
2.2 Реализация трудового потенциала……………………………………...32-34
2.3. Повышение качества трудовой жизни работника через формирование профессионально-личностного комфорта………………………………….34-37
2.3. Эффект эмоционального выгорания как последствие нарушения баланса факторов социально-психологической составляющей качества трудовой жизни………………………………………………………………………….37-40
2.4. Пути повышения качества трудовой жизни работников на предприятиях за счет развития гигиенических факторов…………………………………41-44
3. Основные положения трудовой жизни персонала на предприятии (ООО «Газпром межрегионгаз»)…………………………….………........45-67
3.1.Кадровая политика ООО «Газпром межрегионгаз»……...….………...45-53
3.2.Основные производственные работы персонала ООО «Газпром межрегионгаз»…………………………………………………………..……54-57
3.3.Особенности планирования и развития карьеры в ООО «Газпром межрегионгаз»………………………………………………………………..58-64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…65
Список использованной литературы………………….......……………..….66
Потребности самовыражения
- это потребности в реализации
своих потенциальных
Таким образом, теория Маслоу помогает понять, что лежит в основе стремления работника к труду с учетом изменяющихся условий.
Кроме того, из данной теории вытекает, что чем организованнее человек, тем более высокий уровень он занимает на иерархической лестнице.
Другой широко распространенной и пригодной для объяснения человеческих мотивов теорией является двухфакторная модель Фредерика Герцберга, которую описывает Л.П.Егоршин.
В соответствии с этой моделью мотивации (вторая половина 50-х годов) мотивация к содержательному труду доминирует над гигиеническими факторами (условия работы, оплата труда, отношения с руководством, коллегами, подчиненными и др.). По Герцбергу, это наиболее сильный, реальный мотиватор, выражающий естественную потребность человека в развитии и совершенствовании. Именно стремление к удовлетворению этой потребности побуждает работника постоянно повышать производительность труда и профессиональное мастерство. Соответствующие гигиенические факторы необходимы лишь для того, чтобы влиять на неудовлетворенность трудом в целом, но они не вызывают активной потребности к эффективному труду. В связи с этим в рамках данной теории предложен так называемый метод "обогащения труда". Суть его в необходимости расширения работ не только "горизонтально" (путем добавления аналогичных функций), но также и "вертикально", предоставляя дополнительную свободу в принятии решений. "Вертикальное" расширение выражается в "обогащении труда" более содержательными и творческими функциями путем, например, сочетания нескольких последовательных операций на одном рабочем месте, поручения работнику целого цикла операций, предоставления относительной автономии в выполнении работы и т.д.
Теория "обогащения труда" основана на предположении, что работники должны быть лично заинтересованы в выполнении той или иной работы. "Обогащение труда" направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать возможность почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, самостоятельность и независимость в выборе решений, отсутствие монотонного труда, ответственность за реализацию задачи.
Сегодня многие предприятия используют теорию "обогащения труда" для устранения негативных последствий утомления и связанного с ним падения производительности труда.
В то же время в практической деятельности следует учитывать некоторые недостатки теории Герцберга. В частности, как показывают исследования, предположения о наличии сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда не всегда правомерны. Например, общение с коллегами способствует удовлетворению социальных потребностей работника. Однако тот же работник может считать общение с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность труда может быть недостаточно высокой. Учитывая тот факт, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующее воздействие и не способствовать увеличению результативности труда. Поэтому мотивацию надо воспринимать в определенной степени как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного работника в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время. Это обстоятельство необходимо учитывать при решении конкретных вопросов управления персоналом.
Взаимодействие мотивов выглядит следующим образом: если сотрудник делает цели организации своими личными целями (идентификация), то выполнение им своих производственных заданий одновременно вызывает личное удовлетворение. Личное удовлетворение в свою очередь способствует достижению более высоких результатов. Мотивация внутри групп или участков предприятия создает условия для возникновения чувства коллективизма среди сотрудников.
Рассмотренные содержательные
теории мотивации базируются на потребностях,
определяющих поведение работника.
Кроме содержательных разработок существуют
процессуальные теории, которые дают
мотивациям несколько иную направленность.
В частности, согласно этим теориям,
поведение человека не только определяется
потребностями, но является одновременно
функцией его восприятия и ожиданий,
возможных последствий
Для правильного анализа производственной деятельности человека, прежде всего необходимо провести различие между его способностью и готовностью к труду. При этом следует учитывать, что оба компонента тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой подход требует внимательного рассмотрения различных факторов, определяющих умение и стремление трудиться, так как именно они решающим образом обусловливают степень эффективности труда. Умение человека нацелено на развитие трудовых навыков, включающих в себя полученные знания, умственные и физические возможности их применения, а также такие специфические, присущие личности качества, как осмотрительность, выдержка, терпение, чуткость, способность адекватно реагировать на ситуацию. Сюда же относится и точное представление о производственном процессе и ходе выполняемой работы. Иначе говоря, каждый работник должен хорошо понимать, какими знаниями и способностями он должен обладать, чтобы успешно решить поставленную задачу, и какие условия труда для этого необходимы.
1.2.Основные элементы качества трудовой жизни
Организация труда, являясь одной из основных характеристик качества трудовой жизни, влияет на изменение характера труда, а, следовательно, способа усилить мотивацию и повысить производительность.
Однако данная зависимость наблюдается лишь у людей и организации, обладающих определенными характеристиками.
В соответствии с теорией Р. Хекмана и Г. Олдхэма, существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию:
Ощущение значимости труда
реализуется предоставлением
Осознание реальных результатов своего труда обеспечивается в том случае, если работник получает ответную информацию о своей работе.
Обогащение содержания труда
(работы) должно создать условия
сохранения и развития личности работника,
когда ему предоставляются
Совершенствование организации труда путем расширения объема и обогащения содержания работы способствует тому, что уничтожаются монотонность и бессодержательность труда, объединяются разрозненные элементы работы в единое целое, более соответствующее требованиям развития личности. В этих условиях работник имеет полную информацию о процессе труда и его конечной цели, что необходимо для понимания его места и роли на производстве.
По мнению Б.М. Генкина, расширение работы в целях совершенствования организации труда позволяет уйти от чрезмерного разделения операций, когда труд работника сводится к нескольким монотонно повторяющимся операциям; расширить функции; повысить меру ответственности; использовать творческие способности работника. Объем работ является формализованным понятием и представляет собой количество различных операции, выполняемых рабочим, и частоту их повторения. Совершенствование организации труда за счет увеличения объема называется укрупнением работ.
Однако необходимо иметь
в виду, что не все работники
положительно реагируют на изменения
подобного рода. Работники с сильным
стремлением к росту, достижениям,
самоуважению обычно положительно реагируют
на обогащение содержания труда, что
непосредственно связано с
Концепция качества трудовой
жизни предусматривает
Внедрение программ реорганизации условий труда способствует повышению качества трудовой жизни, так как содействует развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции. Их результативность повышается, когда они понятны и желательны для работников, а также экономически целесообразны.
Следующие характеристики качества
трудовой жизни - безопасность и экология
- проблемы, которые связаны с
созданием общественно-
Диапазон проблем, входящих в понятие "условия труда", весьма широк: от правовых форм, влияющих на производительность труда, до психофизиологии трудовой деятельности человека и устройства помещения и оборудования, создающего ту материальную среду, которая отражается на физической, интеллектуальной и психической трудоспособности человека.
Рассмотрение качества трудовой
жизни в аспекте рациональных
условий труда предусматривает
также разработку и соблюдение режима
труда и отдыха, правил гигиены
труда. Все перечисленные факторы
необходимо принимать во внимание,
чтобы создать оптимальные
Современное качество трудовой
жизни обязательно включает и
психологические моменты в
В практической работе, связанной с управлением персоналом, традиционно в целях безопасности и обеспечения здоровых условий труда рекомендуется создать в организации службу гигиены труда, а также службы психологической помощи.
Повышение качества
трудовой жизни не может быть
обеспечено без возможности
Существуют понятие "справедливое
вознаграждение за труд", которое
отражает связь между оплатой
определенного вида труда и оплатой
других видов труда, и понятие "надлежащее
вознаграждение за труд", связанное
с тем, насколько полученный работником
доход отвечает принятым в обществе
стандартам достатка и обеспеченности,
а также соответствует
Рекомендации по справедливому и надлежащему вознаграждению за труд, предлагаемые в рамках концепции качества трудовой жизни, ориентируют, как правило, на дифференцированный подход к оплате разных групп работников.
Политика заработной платы мотивирована справедливостью, а также тем, что небольшие разрывы в уровнях оплаты труда могли бы ускорить структурные изменения в экономике. Если все организации выплачивают равную заработную плату за равный труд, несмотря на уровень прибылей, то, значит, тем организациям, у которых дела идут плохо, трудно выжить. Поэтому непроизводительная деятельность предприятий прекращается даже быстрее, чем, если бы они могли конкурировать при низкой заработной плате. В то же время высокопроизводительные организации и отрасли развиваются еще быстрее, чем в том случае, когда они повышали бы заработную плату наемных рабочих за счет высоких прибылей.
Информация о работе Понятие и повышение качества трудовой жизни персонала организации