Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой.
1. Введение 2
2. Что такое детская игра – понятие игры 7
3. Подходы к организации и проведению детских игр:
а) психолого-педагогические условия
организации детских игр ; 14
б) самодеятельный коллектив играющих, его
характеристика; 24
в) организационная основа проведения детских игр; 28
г) основные принципы организации детских игр; 33
4. Ролевые игры:
а) Постановка проблемы; 36
б) Классификация ролевых игр и уровней участия в них; 36
в) Теория построения ролевых игр; 41
г) проведение игры; 48
д) анализ игры; 49
5. Заключение (что дает игра детям) 51
6. Ссылки 53
7. Список литературы 55
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических приемов разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.д.
Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, матки, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
назначение на роль непосредственно взрослым;
назначение на роль через старшего (матки, капитана, водящего);
выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий и т.п.);
добровольное принятие роли ребенком по его желанию;
очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет; неактивным — проявить активность; недисциплинированным — стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, нельзя, чтобы в военной игре одни были "нашими", "красными", а другие — "белыми" или "фашистами". В процессе игры иногда необходимо менять роли ее участников. Это может быть вызвано и неудачным подбором на роль ребенка, и его нежеланием играть, и, наоборот, особой заинтересованностью. Смена ролей может быть предусмотрена содержанием, правилами игры. Она должна протекать в рамках игры, перевод с роли на роль может делать лишь лицо, организующее игру, или сам коллектив играющих. Важно не обидеть, не оскорбить ребенка. В ролевых играх применяются "отпуск", "переквалификация", "повышение и понижение в должности", "прием на работу", "конкурс на роль" и т.п.
Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п.
По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть различными: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценноcтно-ориентационными, кон-структорско-трудовыми и т.д. По тональности, настроению — торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и др. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Внесение в ее контекст усложняющихся заданий создает ситуации выбора новых творческих способов игровых действий, а значит, появление новых ролей, новых творческих задач, новых элементов состязательности, новых условий эмоционально-интеллектуальных переживаний.
Возможности терапевтической коррекции дефектов воспитания и взаимоотношений детей в игре32. Многие детские игры могут быть использованы как средство коррекции дефектов и недостатков воспитания детей, прежде всего издержек их взаимоотношений через сознательно созданные "барьеры", преодоление которых возможно лишь при условии обращения каждого (или сознательно выбранного воспитателем ребенка) за помощью к другим участникам игры. В ходе игрового общения между детьми устанавливаются взаимоприемлемые способы привлечения друг друга для достижения общей игровой цели. Выработанные педагогом или психологом способы выступают как нормы для каждого. В этом коррекционная сущность игры. Как бы временно ни действовали нормы (а игра всегда временна), они являются основанием принадлежности участников игры к одной группе. Игровое общение, таким образом, выступает как изначальный механизм и условие группообразования. У детей младшего возраста в процессе игрового общения многие процессы свернуты — это и взаимодействие, и взаимоорганизация, и коммуникация. Они заложены в правилах игры и от детей скрыты, но их коррекционная сущность бесспорна.
Таким образом, ребенок в игре становится человеком, наделенным психическими качествами, необходимыми каждому члену общества, какое бы место в нем он впоследствии ни занял, ибо у него складывается потенциал познавательного, волевого и эмоционального развития.
Именно в игре дети приобретают возможность по-человечески воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением. Однако способы поведения ребенка в игре различны. Их можно свести к следующим:
1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре. Такой "обособленный" существует как бы сам по себе, вне общения с партнерами. Здесь возможны сильные самоуглубления в игру или ярко выраженный индивидуализм.
2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая "дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.
3.Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре, сознательно уклоняются от конфликтов, принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со сверстниками. Они 'уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта. Игровые переживания выше компромисса уступок.
4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную или физическую перегрузку, усталость, напряжение или перенапряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономерен и естествен.
5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных" или негативных черт* их характера товарищи и сверстники воспринимают плохо, конфликтно. Их с трудом берут или вообще не принимают в игру. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное. Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре могут сложиться такие условия и ситуации, когда не вписавшиеся в игру дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, отвлекают ресурсы игры на себя, на свое самовыражение и консервацию своих взглядов, вкусов, интересов вопреки остальным участникам игры. Эти и иные способы поведения, естественно, требуют коррекции. Принципы и методические приемы игро-коррекции разработаны В.Акслайн.
Организационные основы недирективной игровой терапии опираются на предоставление ребенку полной самостоятельности в игре, в ходе которой он сам преодолевает свои трудности, изживает конфликты. Задача педагога сводится лишь к созданию теплых, дружеских отношений с ребенком. По мнению В.Акслайн, основной характеристикой детской личности является тенденция к независимости, саморегуляции. Чтобы помочь ребенку в этом, необходимо предоставить ему право на проявление чувства собственного достоинства. Если он чувствует свою независимость и ответственность за свое поведение, то в таких ситуациях он начинает правильно оценивать причины своих поступков и даже оказывается способным их корректировать. Когда действия ребенка согласованы с представлением о самом себе (ееИ-сопзер!), его поведение становится сбалансированным. Иг-ротерапия способна помочь ребенку увидеть, осознать себя, свои достоинства и недостатки, свои трудности и успехи, чему способствуют сформулированные В.Акслайн принципы, по которым строится поведение воспитателя в ходе недирективной игровой терапии. Данные принципы можно свести к следующим: принцип принятия ребенка (восприятие детей таковыми, какие они есть); принцип установления дозволенности (временное снятие всех ограничений в играх); принцип предоставления возможности ребенку самостоятельно выбирать линию поведения (ребенок выбирает свой путь в игре, воспитатель терпеливо следует за ним); принцип отказа от форсирования терапии (по закону игротерапии действует закон "готовности", означающий, что ребенок тогда выражает свои чувства, когда он созрел для этого. Попытка форсировать этот элемент приводит к "уходу" ребенка, к потере контакта с ним); принцип отражения чувств (важным, по мнению Акслайн, в поведении воспитателя является отказ от интерпретации высказываний и действий ребенка. Педагог-терапевт должен пользоваться в игре теми же символами, которые использует сам ребенок) и т.д.
6. Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх недопустимы. Что надо предусмотреть в концовке любой игры? Конец игры должен быть результативным — чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, т.е. должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Важно, чтобы он был четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным, подводил итоги практической деятельности игры. Квинтэссенция игры должна быть сведена к концу. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п. Каждая игра имеет свою композицию и свои методические начала, они заложены в правилах, в самом ее замысле. Импровизация в игре меняет эти методические начала, делая ее бесконечным процессом творчества детей, средством их развития.
В неигровой деятельности элементы игры могут быть использованы в структуре проводимого дела: как игровая реклама; игровое приглашение участников и гостей; игровая встреча участников дела; игровое начало (игровой зачин); компоненты игры в основной (сценарной) части проводимого мероприятия; игра в массовой и концертной части; в концовке (финише) дела и даже в последействии.
Основные принципы организации игры.
Игровая деятельность, осознанно смоделированная ее организатором, тогда остается игрой, самобытной, комплексной, профориентационной, коррекционной, терапевтической, т.е. развивающей, когда ее организаторы соблюдают ряд следующих принципов.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Игровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было принуждение, насилие, нажим. Игра лабильна по своей сути; настроение играющих изменчиво. Но именно настроение локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, "вечным".
Примерная программа спроса на игровую деятельность в школе. Школа, и прежде всего сельская, остается компенсатором деятельности различных внешкольных, досуговых учреждений и центров, которые более или менее целенаправленно удовлетворяют спрос детей на игру. Поскольку ребята, как правило, испытывают два состояния; стремление уединиться в игре и стремление окунуться в ее коллективные коллизии, школа в числе иных воспитательных институтов должна стремиться удовлетворить данные состояния детей, постоянно чувствовать эти состояния и реагировать на них осознанно. Ниже мы излагаем, исходя из длительного эксперимента, условную "программу спроса" на игры, помогающие детям постигать смысл своего существования, способствующие самоорганизации, соответствующие природе ребенка. Следует учесть, что длительное игнорирование игры как таковой привело к появлению девиантного типа игровой масскультуры, к имитации игр в опыте пионерской организации и даже внеучебной практике школ. В данном разделе мы делаем попытку определить "опорные" игры, игровые комплексы, игровые формы деятельности детей различных возрастов. Что мы. относим к основной программе спроса:
1. Спортивные (командные и групповые) и подвижные игры и двигательные развлечения, допускающие равнозначное участие здоровых детей, детей с ослабленным здоровьем, больных детей, подготовленных и неподготовленных детей, тренированных и нетренированных.
2. Оздоровительные игровые мероприятия, регулирующие физические и психические нагрузки, балансирующие общее состояние детей (олимпиады, спартакиады, кроссы, эстафеты, дни легкоатлетических стартов, веселые старты), игровые аттракционы и т.п.
3. Туристические походы разного вида (пешие, водные, велосипедные, горные), туристические слеты и туристические игры.
4. Военно-прикладные, военизированные акции: военные игры и состязания, стрелковые соревнования, марш-броски, военизированная полоса препятствий и др.
5. Экологические игры и досуга, игры на местности, экологические тропы, природные игры и забавы, общение с природным и животным миром, экскурсии и прогулки, рекреационные забавы и развлечения.
6. Все остальные игры: интеллектуальные (предметные, ди-. дактические, познавательные); технические; музыкально-ритмические; рукотворческие; логические игры и упраж
нения; психологические игры-тесты, игры-упражнения, игры-тренинги. Игровые автоматы, компьютерные игры.
7. Ролевые игры, игры театрализованные, сюжетные, имитационные, режиссерские игры, комплексные игры, игровые праздники и состязания.
8. Праздники с культурно-зрелищными программами, играми, допускающими активное включение участников и зрителей в празднично-игровые действия.
9. Деловые, оргаиизационно-деятельностиые игры, профессиональные и профориентационные игры. Диагностические игры и тесты.
10. Техническое, трудовое, конструкторское, изобретательское игровое творчество и рукотворчество. И.Реабилитационные и коррекционные игры, игротерапевтические упражнения.
12. Драматургическое
и музыкальное творчество, художественное
творчество учащихся (школьные театры
разного типа, студии ИЗО, агитбригады).
Сторителлинг (клубы устного рассказа).
Объединения любителей музыки. Кино-телевидеофотообъединения.
13. Игровые обряды, ритуалы, обычаи, церемониалы, воссоздающие культурные нормы, культуру общения детей.
14. Расширение репертуара детских игр в школе, создание целевых игровых программ и "цепочек". Проведение экспедиций по сбору народных игр, фольклорного игрового материала, народных игровых обычаев.
15. Организация игровых городков, игротек, игровых площадок и рекреаций, тематической игровой наглядности, игровых аксессуаров. Накопление игр и игрушек, необходимых для воспитательно-образовательной деятельности. Накопление спортивного, игрового инвентаря.
Информация о работе Подходы к проведению и организации ролевых игр