Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой.
1. Введение 2
2. Что такое детская игра – понятие игры 7
3. Подходы к организации и проведению детских игр:
а) психолого-педагогические условия
организации детских игр ; 14
б) самодеятельный коллектив играющих, его
характеристика; 24
в) организационная основа проведения детских игр; 28
г) основные принципы организации детских игр; 33
4. Ролевые игры:
а) Постановка проблемы; 36
б) Классификация ролевых игр и уровней участия в них; 36
в) Теория построения ролевых игр; 41
г) проведение игры; 48
д) анализ игры; 49
5. Заключение (что дает игра детям) 51
6. Ссылки 53
7. Список литературы 55
Мы не
идеализируем игровую
от полного или хотя бы частичного совпадения личных интересов индивида с интересами игрового коллектива;
от возможности
от сложившихся прав вносить любые приемлемые коррективы в общую игровую деятельность;
от перспектив "новизны жизни" — увидеть новое, побывать в новом месте, вступить в общение с новыми людьми, узнать что-то интересное, попробовать и проверить себя в чем-то ином, научиться чему-либо новому и т.д.;
от реальных возможностей, предоставляемых совместной игровой деятельностью, выйти, вырваться за пределы формального, привычного, принудительного контекста школьной жизни в "сферу ожидания";
от реальных потенций игры иметь свободу "погружения в себя", осмысления своей личностной неповторимости, самобытности, самоценности, когда "... образы собственного "Я" оказались... гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового образа "Мы"29. Естественно, что и понятие "однородности" не отражает истинный комфорт или дискомфорт каждого индивида в игровом коллективе, но отражает однородность существующих установок друг на друга, самодостаточность, эмоциональный настрой, коллективный психологический интерес, социальную фаворабильность.
Изучение контингентов участников коллективных игр показывает несколько типовых характеристик.
1. Подбор учащихся в такие игровые коллективы в сущности случаен, спонтанен. У детей не проявлены ярко досуговые интересы, скорее, рефлексы: "Что это такое?","Это, возможно, интересно для меня?" и др. На выбор игрового коллектива влияют яркая личность лидера-руководителя; сверстники, уже имеющие хороший игровой опыт; родители; новизна создаваемого игрового коллектива; престижный предшествующий опыт данного игрового коллектива, его притягательные перспективы (поездки, участие в интересных, "открытых" акциях, состязаниях, праздниках и т.п).
Пробное изучение 406 школ г.Липецка дает следующую картину мотивов выбора учащимися того или иного коллектива (исследованы школьные клубы "Обыкновенное чудо" (СШ № 53); “Ринг”, “Игра” (СШ № 24); агитбригада “Горящие сердца” и театр “Ровесники” (СШ № 5); команда КВН (СШ №24); туристическая секция (СШ № 38).
Таблица выборов игрового коллектива (в %) | |||||||
|
Мотивы выборов |
Девочки, подростки, |
Мальчики, подростки | ||||
|
игрового кол |
девушки (228 человек) |
юноши (178 человек) | ||||
|
лектива |
10-12 13 15 |
16-18 |
10 12 | 13 15 [ 16 18 | |||
|
|
лег |
лег |
лег |
лет |
лет |
лет |
|
Ранний стабильный интерес |
|
|
|
|
|
|
|
к выбранному досугу (игре) |
3.0 |
16.8 |
21.5 |
4.2 |
9.6 |
14.3 |
|
Посоветовали родители |
2.2 |
3.1 |
0.6 |
2.9 |
2.4 |
0.4 |
|
Посоветовали сверстники, друзья |
|
|
|
|
|
|
|
друзья |
7.3 |
6.2 |
1.4 |
6.6 |
9.8 |
8.7 |
|
Хотел(а) попробовать свои |
|
|
|
|
|
|
|
силы, проверить себя |
6.4 |
18.3 |
11.9 |
8.3 |
17.4 |
9.3 |
|
Авторитет (игро иигрового (досуго- |
|
|
|
|
|
|
|
вого) коллектива в школе |
34.2 |
18.2 |
14.3 |
28.6 |
19.3 |
12.5 |
|
Авторитет руководителя |
|
|
|
|
|
|
|
игрового коллектива апколлектива |
19.6 |
16.8 |
9.4 |
22.0 |
21.2 |
14.4 |
|
Абсолютно случайно |
|
|
|
|
|
|
|
выбран коллектив |
41.0 |
28.7 |
7.2 |
38.7 |
24.1 |
11.5 |
|
Другие причины выбора |
8.8 |
7.7 |
4.4 |
7.4 |
8.3 |
2.8 |
|
Не могу ответить |
5.6 |
4.2 |
2.1 |
6.4 |
7.2 |
1.5 |
Как показывают данные, на первое место выходят факторы случайности, на второе — авторитет среди сверстников игрового коллектива и на третье место — желание попробовать свои силы в новом интересном досутовом деле. Ранние пристрастия к той или иной игровой деятельности проявляют учащиеся более старшего возраста. Заметно и влияние на выбор игры авторитетной личности руководителя практически для всех категорий возрастов. Акцентуации выражают преимущественно подростки.
2. Ценностно-ориентационное единство, определенная стабильность и крепость дружеских отношений, низкий процент конфликтности демонстрируют игровые коллективы, которые, во-первых, проводят вместе достаточно продолжительное время. По нашим исследованиям, это должна быть периодичность не менее 2-3 встреч в неделю. Во-вторых, если игровой коллектив обеспечивает позитивную динамику своей досуговой деятельности, новых перспектив, новых видов и форм занятий. В-третьих, для учащихся важно, чтобы помимо выбранной деятельности, ее целевой направленности были возможности, традиции неформального общения друг с другом, поиски "формулы счастья и формулы любви" (И.Кон).
3. Нельзя обойти вниманием
появление в досуговой
Игровые клубы — свободные ассоциации с ярко выраженным публичным интеллектуальным соперничеством. Длительно состязания молодежи протекали в сферах спорта, труда, художественного и прикладного творчества. Игра предоставила интеллектуальное поле, причем коллективное и зрелищное. КВН, "Что? Где? Когда?", "Великолепная семерка", "Автограф", "Поле чудес", "Веселые ребята", "Технодром", "Устами младенца" и т.д. — все они основаны на методе брейнсторминга или "мозгового штурма". В данных и иных игровых клубах акцентирование игры как самоцельной активности участников интеллектуальных состязаний первично. Огромная популярность КВН в 60-70-е гг. объясняется тем, что участники этой игры не только отвечают на вопросы, решают интеллектуальные задачи, но и сами придумывают вопросы, спрашивают и, кроме того, проявляют себя в качестве участников "капустников", агитбригад и других театральных коллективов. В иных игровых клубах участники в основном отвечают на вопросы ведущих или членов других команд на своих заседаниях. Метод викторины, соединенный с методом "мозгового штурма", создает познавательное поле коллективной игры, поле удовольствия от познания, участники которой получают возможность генерировать интересные идеи в короткие отрезки времени, что делает игру динамичной, значит, зрелищной. Разнообразные клубы решают интеллектуально-творческие задачи, осваивают мир интересной и полезной информации на основе противоречий познания, созданных интригой игры. Но прежде всего интересно и с пользой проводят свое свободное время.
Организационная основа проведения детских игр
У М.Горького встречаем понятие "отзывчивость" взрослых на игры детей. Отзывчивость — это уважение самой игры ребенка и его места в ней, выбор тактики "вмешательства" в игру, нахождение оптимального места взрослого в игре и др. Долгое время игра была зоной "невмешательства" взрослого, тем миром жизни ребенка, куда взрослые допускались избирательно. Управление многими играми необходимо для активизации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
Выбор игры. Многообразие собственно детских игр, в том числе игр для детей, созданных педагогами, психологами, игро-техниками, отражает разнообразную полезность игр, которая заключается в их сюжетах, содержании, правилах и т.п. Сошлемся на справедливую позицию в этом отношении Н.К.Крупской: "Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т.д."31. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры. зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и места ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде вещных предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др), "продуктов" художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным (отремонтировали кукол, сделали новогодние игрушки, собрали металлолом и т.п.). Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанные между собой.
Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. В этой цели заключены способы игрового поведения, их выбор, механизм влияния игры на личность ребенка: Выбирающий детские игры учитывает эти внутренние цели, уточняя свои, воспитательные. Воспитатель, какие бы цели и задачи он ни преследовал в детских играх, обязан помнить, что игра будет игрой до тех пор, пока дает действующим в ней лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя абсолютно предусмотреть в творческом плане, но можно в нравственном. Именно в творческой сути игрового действия кроется главная интрига игры. При выборе игры прежде всего учитывается ее творческий потенциал как основной секрет усвоения ребенком воспитывающего ее содержания и условия самовоспитания. К выборам игр, естественно, привлекаются и сами дети, чтобы они почувствовали себя соавторами игр, прониклись чувством ответственности за них. В свободном самопроявлении дети всегда выбирают игры сами.
Предложение игры детям. Свободная инициатива детей стоит выше подражаний, которые стараются вызвать взрослые. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Обычно используются неиг-ровые и игровые приемы предложения игры. Неигровой прием прост — это устное предложение:
- Давайте играть в такую-то игру! Ребята:
- Есть интересная новая игра! И т.п.
Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит
название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе размещение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
Оборудование и оснащение игровой площадки-, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.). Для многих игр необходимо специальное пространство, защищенное от любых посягательств извне, место, где ребенок может чувствовать себя свободным. Дети стараются играть там, где обстановка напоминает действительную, где им никто и ничто не мешает. Игровое пространство разнообразно: это специальные детские парки, стадионы, игровые площадки, комнаты, уголки. Существуют даже особые игровые улицы, закрытые для транспорта. Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурой игровой площадки мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованиям возраста детей, их стремлениям к яркому, необычному, героическому, романтическому, сказочному. Некоторые игровые площадки требуют специального оборудования и оформления, идущего от содержания: ворот, колец, сеток, мишеней и т.п. Иные площадки предполагают лишь наглядно-образное решение их архитектуры: цветные флаги, шары, эмблемы и др.
Информация о работе Подходы к проведению и организации ролевых игр