Подходы к проведению и организации ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой.

Содержание

1. Введение 2
2. Что такое детская игра – понятие игры 7
3. Подходы к организации и проведению детских игр:
а) психолого-педагогические условия
организации детских игр ; 14
б) самодеятельный коллектив играющих, его
характеристика; 24
в) организационная основа проведения детских игр; 28
г) основные принципы организации детских игр; 33
4. Ролевые игры:
а) Постановка проблемы; 36
б) Классификация ролевых игр и уровней участия в них; 36
в) Теория построения ролевых игр; 41
г) проведение игры; 48
д) анализ игры; 49
5. Заключение (что дает игра детям) 51
6. Ссылки 53
7. Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Методика применима  к играм, которые целенаправленно  готовят и проводят взрослые или в которых взрослые участвуют осмысленно. Следует помнить, что единицей любой игры являются и абсолютно реальные отношения между играющими, равно как и абсолютно реальные, а не игрушечные переживания. Исследователь игр дошкольников А.П.Усова заметила, что в игровой деятельности существуют реальные общественные отношения, что эти отношения — главное, что создается в процессе игры. Но реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, не всегда совпадают с отношениями, которые дети изображают, особенно в ролевых играх. Чем более игра дидактизирована, тем более скрыты истинные отношения. Не случайно К.Д.Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть.

Игра  теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и своеобразные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань игры,, регламентируя детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, активно вмешивается в игровой процесс и т.п.

Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые  процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на самообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п. Взрослый как организатор игр детей — это объективно организатор радости ребенка, в которой последний всегда становится совершенней. Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к действительности. На это указывал А.Н.Леонтьев: "Учитывая, что сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей его деятельностью... необходимо научиться управлять игрой"19. Эта мысль А.Н.Леонтьева означает, что к детской игре необходимо подходить не только как к явлению стихийному, а как к деятельности, которая так или иначе связана с познанием, с трудом, с художественным творчеством, с искусством. Способность самозабвения, свойственная детской игре, по вырази- тельности и эмоциональной насыщенности приближается к вы- сокому искусству.                                          

     Если игра  — средство "для управления  развитием детей", а мы придерживаемся этой оценки, то необходимо хотя бы кратко рассмотреть некоторые подходы к ее организации, учитывая, что игровое творчество — оселок школы, что "воздух детства" в школе — это прежде всего игра.

Роли, позиции, статус взрослых в играх детей. Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны, занимать следующие позиции:

рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной установки "как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;

пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;

позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как "второстепенного" явления их жизни;

позицию "разумной середины", означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;

позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.

   Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматривали понятие "ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

   Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т.д.;

один из руководителей  игры, отвечающий за какую-то ее часть  или выполняющий одну из ведущих  ролей;

косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или  детей);

включенная  роль (консультант, эксперт);

оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру);

 исследовательская  роль (экспериментатор, диагностик).       Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на "субъект-субъектные" способы взаимодействия, на партнерство.

Задача состоит в  том, чтобы через установление эмпатии  учителя и ученика, воспитателя и воспитанника вернуть детям через мир игры духовные богатства окружающего мира. Роли, принимаемые взрослым в играх детей, легче реализуются в случаях сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов игры.

Взрослый — участник игры, если он ее использует целенаправленно, осуществляет методическое руководство ею. Это деятельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и показатели ее результативности, выявляет допускаемые методические ошибки, осуществляет методическую коррекцию20.

Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми. Хотим еще раз подчеркнуть: воспитатель в игре проверяет, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей — терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, упорство, волю и т.п. Выявляет в играх физические показатели совершенства человека — выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, реактивность, координацию и т.п. Наконец, воспитатель проверяет у детей через игру способность переносить лишения, неудачи, поражения. Воспитатель в игре успокаивает, реабилитирует, одобряет, воодушевляет детей, дает им отдых как переключение с деятельности на деятельность. Игра эгоцентрична, в ней ребенок обозначает свою позицию, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и на отсутствии ориентированности на внешние воздействия других людей. Но сосредоточение на собственном "я" не означает, что присутствие в игре других ему безразлично, особенно участие в ней взрослых. Л.С.Выготский выступал против тезиса об исходной асоци-альности ребенка, отвергая представление о детском эгоцентризме как изначально предопределенном состоянии. Исследования игры и места ребенка в ней показывают, что преодоление эгоцентризма формирует у детей желание ставить себя на место других людей и оценивать свое место в играх с точки зрения партнеров. Для этого поведение взрослых должно быть конгениальным, т.е. очень близким по духу, образу мыслей, по дарованию. Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре. Что это за условия?

Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Участие их в играх находится в прямой зависимости от их общего развития. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка. Он подражает в играх тем людям, действиям, явлениям, предметам, которые оказывают на него наиболее сильное влияние и которые ему понятны, доступны. При этом, естественно, важное значение имеют индивидуальные особенности и наклонности детей. В процессе исполнения роли в сюжетной игре можно проследить за действиями и речью ребенка и выяснить, какими знаниями, умениями и навыками он овладел раньше. Участие в играх с готовыми правилами показывает уровень, "пределы" возможностей школьника в конкретной области человеческой деятельности, человеческих умений, навыков. Развивая какой-либо сюжет, ребенок вносит в него те чисто игровые условности, которые и делают это занятие игрой. Ему необязательно знание всех тонкостей содержания, лежащего в ее основе, но главные моменты должны быть знакомы. В игре с правилами ему должны быть абсолютно понятны все правила, иначе она не получится. Для ролевых игр необходимо и ясное представление характеров героев, которых ребенок изображает.

     Второе. Конструктивная основа любой игры - это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Вряд ли мальчики будут долго играть в футбол с противником, который заведомо слабый. Игрок в шахматы после первой партии остановит ее, понимая, что его соперник совсем не умеет играть или играет очень плохо. Активные натуры не довольствуются лишь установлением внешних связей в игре, подражанием увлекающих их ситуаций. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии. Недаром при распределении ролей все рвутся получить самые "трудные", дающие возможность активного действия.

Третье. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку, нацеливает их на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр. Соревнование как условие детских игр имеет два аспекта: один ребенок выступает против многих, небольшая группа — против большой, сражаются равные по количеству и силам команды, группы. Это требует, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.

Четвертое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время воздействие более сильное, чем игра. Попытка провести соревнование по русской лапте в одной из школ окончилась неудачей потому, что в этот час по телевидению шел венгерский кинобоевик "Капитан Тенкеш". Военная игра в лагере была сорвана, "часовые" убежали со своих постов, так как к ребятам в гости приехали родители. Нецелесообразно проводить игру тогда, когда над ней висит временной "потолок". Естественно, если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их проведения.

Там, где проводится игра, нежелательно, чтобы были сильные, отвлекающие от нее факторы.

   Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности. Безусловно, игра ярче и притягательнее для детей, чем, к примеру, учение или общественно-полезный труд. Они не знают в играх чувства меры, увлекаются ими чрезмерно. Будучи, с одной стороны, деятельностью предварительной, подготовительной, упражняющей по отношению к учению и труду, с другой, весьма важной стороны, игра является деятельностью автономной, завершающей, эстетически и практически наиболее развитой. С игрою порой трудно конкурировать обязательной, "обезволшебленной" деятельности, смоделированной педагогами эмоционально невыразительно, не в соответствии с психикой ребенка. Игры прошли более длительный путь шлифовки в сравнении с иными видами и формами современной деятельности детей, но в регламенте их жизни должны занимать не самодовлеющее место. Об этом есть верное замечание М.Эпштейна, который считает, что игра в жизни учащихся и взрослых людей — явление принципиально переходное, промежуточное21.

Шестое. Наличие элементов юмора в игре — средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Юмор — сильнейшее педагогическое средство. Ребята очень ценят шутку, веселье, смех. Мультфильмы и кинокомедии соперничают у них с приключенческими фильмами. Элементы юмора в играх (особенно ролевых) могут быть использованы в названии чего-либо (магазин Плюшкина, футбольная команда "Непобедимые"), в званиях, звучаниях ролей (медбрат, "академик"). Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Поощрения и наказания в играх часто носят шуточный характер — присвоение "званий", выдача "нарядов" и т.п. Игре необходимо квипрокво — недоразумение, путаница, возникающие в результате того, что лица, вещи, понятия принимаются за что-то другое.

Седьмое условие заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами.

Есть игры, построенные  на применении разнообразных специальных предметов: шаров, мячей, домино, карточек, кубиков и т.п. — и обычных предметов: бумаги, карандашей, картона и пр. Каждая игра предусматривает минимум оборудования, соответствующего этой игре, т.е. отвечающего требованиям игры. Она часто свертывается именно из-за того, что предметы игры ей не соответствуют. Для городков нужны биты, для хоккея — клюшки, для бильярда — шары и т.п. Дети иногда "модернизируют", а точнее, упрощают отдельные игровые предметы в связи с отсутствием необходимого инвентаря, это снижает качество игры, а некоторые ребята отказываются участвовать в ней. Маленькие дети менее требовательны к игровому инвентарю, чем старшие. Они вместо футбольного могут пинать тряпичный мячик, довольствоваться палочками вместо клюшек. У старших более сильное стремление пользоваться в играх настоящими предметами: винтовками, биноклями, шлюпками, полевыми картами и т.п. Наличие игрового инвентаря делает игру более доступной, осмысленной.

Библиотека  игрушек, игротека. Мы хотим вернуться к вопросу, который спонтанно возникал в истории детского пионерского движения в нашей стране, но так и не получил конкретного развития. Речь идет о нормативном создании при школах и внешкольных учреждениях игротек на правах библиотек. Школа без библиотеки — нонсенс. Но школа без игротеки — тоже нонсенс. О том, что игротеки как собрание игр, игрушек и различного игрового материала (учебного и внеучебного), предназначенного для выдачи детям, должны существовать при школах, детских внешкольных учреждениях, дворцах и домах культуры, клубах, парках, документально свидетельствует лишь позиция, изложенная в Педагогической энциклопедии. Педагогическая печать несколько раз поднимала этот вопрос22, юридически он закреплен так и не был. Много лет пропагандистом создания в школах игротек выступал известный методист и практик игры Е.М.Минский, создавший уникальную игротеку в московском Дворце пионеров, в том числе и передвижную игротеку23.

Информация о работе Подходы к проведению и организации ролевых игр