Подходы к проведению и организации ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой.

Содержание

1. Введение 2
2. Что такое детская игра – понятие игры 7
3. Подходы к организации и проведению детских игр:
а) психолого-педагогические условия
организации детских игр ; 14
б) самодеятельный коллектив играющих, его
характеристика; 24
в) организационная основа проведения детских игр; 28
г) основные принципы организации детских игр; 33
4. Ролевые игры:
а) Постановка проблемы; 36
б) Классификация ролевых игр и уровней участия в них; 36
в) Теория построения ролевых игр; 41
г) проведение игры; 48
д) анализ игры; 49
5. Заключение (что дает игра детям) 51
6. Ссылки 53
7. Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

В 50-е гг. была организована целая кампания по созданию игротек  и библиотек игрушек, фактически ничем не закончившаяся. Сама идея библиотек игрушек и игр (игротек) принадлежит К.Н.Вентцелю (1857-1947) — русскому педагогу, пропагандисту гуманистического, свободного воспитания личности ребенка, создателю "Космической педагогики"24. Вентцель считал, что в каждом ребенке есть космическое самознание, осуществляющее единство со всем происходящим в космосе. Он полагал, что в игре, игрушке ребенок должен получать столько знаний, сколько он желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствует потребность. Вентцель открыл в 1908 г. в Москве "Дом свободного ребенка" — свободную общину детей, родителей, педагогов и создал при этом доме музей образцовых детских игр и игрушек — первую общественную игротеку, которая продержалась из-за отсутствия средств, к сожалению, всего год. Вентцель заложил в организацию библиотеки игрушек концептуальные начала включения ребенка в мир сказочного, активного вовлечения ребенка в игровое общение на специальном "защищенном пространстве" игры.

Идеи Вентцеля получили широкое развитие в цивилизованном мире. Во многих странах стали создаваться библиотеки игрушек, куда можно приходить играть, брать игры и игрушки на дом. К примеру, в США, в г.Лос-Анжелосе, первая в мире об щественная библиотека игр без расписания была открыта в 1934г. Для сравнения напомним: аналогичная библиотека в Москве создана в 1992г. Факт создания международной Ассоциации "Право ребенка на игру" (1987г.) свидетельствует о том, что национальные, региональные, даже отдельные школьные библиотеки-игротеки перспективны. Они перспективны, во-первых, для здоровых детей. Такие библиотеки, с одной стороны — хранилища дефицитных игр и игрушек, площадки компьютерных игр; с другой стороны, в них подобрана специальная литература по играм, забавам и развлечениям. В данных библиотеках предусмотрены уголки изобретателей, где дети из знакомых предметов и игрушек создают нечто новое, фантастическое: новые проекты, игрушки, куклы. В таких библиотеках есть особые игровые уголки, где дети могут играть, делать все, что хотят, развивая чувственное восприятие мира, получая богатую пищу для его познания. Под крышей игробиблиотеки могут работать детские телестудии и радиостанции, разнообразные кружки. В пекинских игробиблиотеках стоят обязательные аквариумы с постоянным числом рыбок, которые "впитывают в себя" все детские неприятности. Над входными дверями висят колокольчики — символы всего доброго и т.д.      

Во-вторых, игровые  библиотеки создаются для больных  детей, •по различным причинам ограниченных в общении со сверстниками, с окружающим миром. В такие библиотеки роди-тели и воспитатели могут привозить, приводить больных детей, знакомя их с игрушками, куклами, в том числе радиоуправляемыми; с играми, ориентированными на интеллектуальное, трудовое, эстетическое развитие. В таких библиотеках должны ра-ботать специалисты по игротерапии.                       

В-третьих, игробиблиотеки как центры досугового развития важны для пожилых, одиноких людей. О том, что старые люди наиболее органично "вписываются" в игровую сферу библиотеке игрушки, интересно пишет журналист Т.Чернова25 Пожилые люди — и это не парадокс, — как и дети, нуждаются в игре. Дворовые компании старых людей объединяются вокруг домино, лото, игральных карт ради общения. В игробиблиотеках они могут получить возможность общаться и с детьми. Известен опыт работы библиотек игрушек Новой Зеландии, в которых пожилые люди выдают игры и игрушки детям на дом, чинят игрушки, делают куклы, развозят игры и игрушки по домам больным детям. В этих библиотеках специалисты подыскивают игры и для старых людей (кроссворды, головоломки, игры-задачи и т.п.) как социальную отдушину от трудностей и земных тягот. «Пожилые люди создают при библиотеках свои авторские мастерские, игровые уголки для детей, являются пропагандистами игры в целом.                                              

      Игробиблиотека в школе и внешкольном  учреждении однов-ременно может  быть и методическим центром.  Здесь сосредото-чены методические  подборки игр, игровых забав,  упражнений по всем учебным предметам. Здесь хранятся наборы настольных игр, конверты с игровыми "цепочками", специальная литература. В расписании уроков и внеурочных дел учащихся начальных и подростковых классов предусмотрены занятия в библиотеке. Библиотекарь, очевидно, должен иметь, кроме специального образования еще и методическую подготовку организатора детских игр и развлечений.

  Герои и героика игры. Мы хотим затронуть еще одни непростой "подход". Общепринято официально понимать под героическим, героикой, героизмом "свершения выдающихся по своему общественному значению действий"26. Но даже у В.И.Ленина победа социализма "... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы"27. Господствовавшая идеология КПСС провозглашала героями людей, совершавших поступки, требующие личного мужества, самопожертвования, или активно преуспевавших в труде. Мы не оспариваем "прямой героизм" военных, пожарников, полярников, моряков и т.д. Хочется лишь напомнить, что игра также пространство своеобразного героизма, что существовали и существуют герои труда, чей авторитет в сознании многих лю-дей необычайно высок. В росписях древних гробниц, на стенках древнегреческих ваз, на знаменитой стене Фемистокла в Афинах и т.п. изображены герои игры, часто безвестные, иногда известные.

      Но, углубляясь  в историю данного вопроса,  заметим, что герои "вечных игр" необыкновенно популярны в народе, что их игровые достижения отмечены высшими почестями, званиями, наградами. Английский футболист Стэнли Мэтьюз по указу королевы получил титул лорда, а популярнейший вратарь России Лев Яшин — звание Героя Социалистического Труда. В бразильском городе Арамбо есть отель "Пеле", бар "Гарринчи" — не как их собственность, а как заведения, носящие имена выдаю-щихся футболистов XX столетия. Ряду известных спортсменов при жизни поставлены памятники. Их имена занесены в энцик-лопедии, к примеру имена братьев Старостиных или знаменитых хоккеистов 60-70-х гг. А.П.Рагулина, В.И.Старшинова, А.В.Фирсова, В.А.Третьяка и других. Для болельщиков футбола кумиром является Э.Стрельцов; для любителей бильярда непревзойденными — Н.И.Березин (Беймис) и В.И.Кочетков (Бузу-луцкий). Спорт, игру следует отнести к сфере героики "будничной работы". Оправдана ли такая героика? Безусловно. Для детей игра — полигон их детской героики. У нее, естественно, иной масштаб. И это не девиантность игровой культуры. Это высокая легитимность игры. В детской среде есть свои кумиры и "звезды", демонстрирующие те или иные способности, успехи в играх сверстников. Наиболее престижны успехи в двигательных играх (особенно командных) и интеллектуальных играх типа "Что? Где? Когда?". Прав психолог К. Платонов, говоря, что игра — одна из сложнейших способностей человека. Проявление способности играть, способности игры — всегда ценилось среди людей выше, чем официальные оценки таковых способностей властными структурами. Крупнейший немецкий этнограф Ю.Липс называет игру самым любимым видом спорта, особенно игру с мячом. Он считает, что мяч древние люди создали по образу и подобию солнца, которому они поклонялись.

Спорт как вид игры, самоценная игра как таковая, демонстрирующие торжество победы, успеха, радость движений, достижения ума, — вечные спутники героики человечества. Мирной героики. Коль скоро игра — способ активнейшего самовыражения личности, она должна стать для детей репетицией героического поведения и проявления. Известно, например, что в ролевых играх самые притягательные роли — роли героического характера, что в играх экстатического характера дети, особенно подростки, идут на риск ради самоутверждения и ради признания своих способностей к героическим свершениям. Утрированная эмоциональность, стремление ошеломить, поразить зрителей, свидетелей свойственны многим играющим мальчикам, подросткам, юношам. Этому не следует мешать, но следует страховать зоны повышенного риска детских игр. Появившийся в отечественной педагогической практике, точнее, пришедший из скаутинга новый тип игр — "игры риска" — предоставляет детям возможность максимального самопроявления опять-таки как тренинг на героическое. Мы имеем в виду прежде всего различные туристические акции, "робинзонады", состязания и т.п.

Таким образом, игра — существенный пласт подготовки детей к явлению героики и одновременно сфера, дающая детям возможность "побыть" в героических ролях на уровне детского сообщества. В этом плане следует сравнить ее стандарт и стереотип. В любой деятельности ребенка, в том числе игровой, объективно сосуществуют два уровня — уровень стереотипа (стандарта) и уровень импровиза (внезапного, неожиданного). Первый уровень — отражение устойчивых условий реализации опыта детского поведения, опирающегося на опыт взрослых людей. Второй — характеризуется новационным, неожидан

ным стилем поведения  в вечно меняющихся условиях жизнедеятельности ребенка. Важны оба уровня. Стереотип закрепляет устойчивый опыт. Импровизация порождает творческое поведение. Импровизация в творческой деятельности человека подвергалась научному анализу в XX столетии преимущественно в театральной педагогике, музыкальном творчестве, частично в области педагогического мастерства28 и почти не рассматривалась в сфере игры, что создало прецедент господства формализованных, одномерных механизмов воспитания и обучения. Возникло противоречие между объективной природой естественного, импровизационного поведения ребенка и методами его развития в государственных детских центрах. До сих пор генетический феномен импровизации ребенка сталкивается с "технологиями" репетиционности, натаскивания, зубрежки заданных стереотипов в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей. Ребенок живет тогда, когда он живет свободно. Уровень импровизации возникает лишь в условиях свободы самопроявления. Свобода ребенка — это его "хочу". "Хочу" — это интересы и потребности, желания и вольности. Выбор вольности — уже творчество. Художника никто не заставляет выбирать краски, композитора — ноты, поэта — слово, фотографа — объект фотографирования и т.д. Это и есть творчество.

      Гуманизм  воспитания материализуется творчеством.  Детское "хочу" требует тонкой  регуляции, в том числе в  играх. Игра — великая импровизация  жизни. Дети чаще пытаются играть  в то, чего им не хватает  в жизни. Игрою дети "снимают" свои комплексы. Можно через нее методом от противного многое узнать о ребенке. Импровизация, очевидно, и есть первичное удовольствие, которое испытывают дети в играх. Следует понять, что школа — начало, а не конец творческой, импровизационной жизни ребенка. Противоречия между консервативными и импровизационными характеристиками деятельности детей должны составлять объективную гармонию их жизни, если существует разумная пропорция стереотипов и путей импровизации. Диспропорция приводит к негативным парадоксам, которые не следует упрощать. Именно стремление упрощать, на наш взгляд, стало одним из тормозов жизни, что на протяжении многих десятилетий мешало нам грамотно решать проблемы молодежи. В дни октябрьских (1993 г.) катаклизмов, противоборства парламента и правительства у детей, подростков и юношества возникла саморефлексия, продемонстрировавшая дефицит игровой импровизации. У Моссовета, Останкино, Белого дома по ту и другую сторону баррикад оказалось немало учащихся, принявших "героические" игровые роли "боевиков", "штурмовиков", "ночных волков", "крыс" и т.п. Большинство из невольных участников трагедии не имели никаких политических убеждений, но имели представления, почерпнутые в кинобоевиках, о превосходстве вооруженных над безоружными. Беглый анализ сотен "интервью" с детьми в газетах и на телевидении показывает, что большинство безнадзорных молодых людей играли "в коммунистов" и "демократов", бросали бутылки с зажигательной смесью, создавали игрушечные баррикады, носили каски, бронежилеты, палили костры, играли на гитарах — импровизировали, изображали героизм. Поистине игра — явление временное и пространственное. Следует помнить, что дети — это мы, дети всегда играют в то, чем живут взрослые.

      

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

    Самодеятельный коллектив играющих, его характеристика

Умение контактировать, общаться, культура совместного отдыха, совместных игр когда-нибудь станут важными критериями работы детских учреждений, детских коллективов. Игра — мощное средство объединения, но она способна породить формальный коллективизм, спровоцированный неоправданными конкурсами, смотрами, порождающими тщеславие, ложный престиж, конфликты и вражду в детской среде. Каждый ребенок в детстве должен уметь организовывать игры для себя и окружающих сверстников на основе комфорта игрового взаимодействия.

Самодеятельный игровой  коллектив — явление распространенное. Это учащиеся, объединенные в досуговую, игровую группу, которая функционирует в свободное от учения, общественной работы время на абсолютно добровольных началах. Это спортивная команда, какой-либо кружок (технического творчества, прикладного труда и т.д.), труппа школьного театра, коллектив агитбригады, турпохода, клуба любителей самодеятельной песни, дворовая дружеская компания и еще сотни разнообразных объединений и творческих сообществ.

Участие в самодеятельном коллективе в большинстве случаев  не определяется какими-либо формализованными обязанностями и правилами, хотя не исключает наличия у такого коллектива своего устава, кодекса, свода заповедей, выработанных членами объединения. Эти придуманные условия, родившиеся в практике общения, деятельности, существуют больше в виде неких ожиданий по отношению друг к другу или неких условностей, которые всем нравятся, ибо воссоздают особый дружеский творческий климат совместной игровой деятельности коллектива. Игра, интересная каждому члену группы, порождает писаные или неписанные правила "общежития" как обычаи взаимно соотнесенных ожиданий, "рассеянных санкций". Санкции в таких коллективах прежде всего связаны с совместной

притягательной деятельностью. Они возникают и проявляются спонтанно, сохраняют сущность игровой деятельности, ее консенсус. Поскольку, как мы говорили выше, игра переводит общепринятые требования взрослых в требования детей к самим себе, санкции органически включены в обычаи и традиции поведения, неназойливо сохраняющегося и проявляющегося консенсуса в коллективном сознании такого объединения. Участники, к примеру, туристического похода, как правило, поставлены в условия, когда деятельность и обычаи слиты настолько крепко, что нарушив одно, разрушаешь и другое. Скажем, если плохо грести на шлюпке, почти обязательно опоздание к причалу. Опоздание — это плохое место для палатки, холодная пища и т.п. Или во время привала, если не собрать дров, не будет сварена пища, не будет костра — единственного источника освещения и т.д.

Успех всех в досуговом коллективе зависит от успеха каждого. а успех каждого — это самоосознанное выполнение общечеловеческих правил и норм поведения.

Обычаи действуют как  санкции, если консенсус охватывает значительную сферу представлений  каждого участника коллектива о том, что обеспечивает комфорт его личной жизни в данном объединении. Следует учесть и то, что в игровом коллективе существуют иные мерки оценки друг друга, здесь другая, чем в учебном коллективе, публичность, мы бы ее назвали "ансамблевой".

Неповторимость  каждого ребенка в игре отличается не только его амплуа (амплуа может  меняться), но и реализацией возможностей в разных ролях, положениях, ситуациях, разных творческих задачах. В игровом коллективе каждый школьник — "актер" (деятель) и "зритель", и ему чрезвычайно важна коллективная реакция на любые творческие и нетворчес кие, но важные акты. Уровень ожиданий в досуговом коллективе выше, чем в любом "формальном". В нем доминирует общая, а не только личная цель. Здесь общая цель всегда выше личной. Это состояние и определяет высокую степень консенсуса. Процесс игровой деятельности выше ее результатов, он и есть стимул выполнения принятых обычаев. Процесс деятельности, опирающийся на принцип удовольствия, обеспечивает совпадение представлений всех участников о значимости реализуемой деятельности.

Информация о работе Подходы к проведению и организации ролевых игр