Подходы к проведению и организации ролевых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные раз¬личия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональ¬ной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой.

Содержание

1. Введение 2
2. Что такое детская игра – понятие игры 7
3. Подходы к организации и проведению детских игр:
а) психолого-педагогические условия
организации детских игр ; 14
б) самодеятельный коллектив играющих, его
характеристика; 24
в) организационная основа проведения детских игр; 28
г) основные принципы организации детских игр; 33
4. Ролевые игры:
а) Постановка проблемы; 36
б) Классификация ролевых игр и уровней участия в них; 36
в) Теория построения ролевых игр; 41
г) проведение игры; 48
д) анализ игры; 49
5. Заключение (что дает игра детям) 51
6. Ссылки 53
7. Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

      

      Проведение игры

     Этот этап является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для ведущих. Какой бы полной и всеобъемлющей не была картина моделируемого мира, как бы не были хороши правила и подготовка игроков - все равно, проведение игры требует от ведущих большого физического и интеллектуального напряжения.

При проведении игры, ведущий должен регулировать ее ход, контролировать соблюдение правил и выполнять роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. Чаще всего необходимо обслуживание игры несколькими ведущими, особенно при проведении масштабных игр. В этом случае важны единодушие и компетентность ведущих в трактовке правил и картины мира. Авторитет ведущего должен быть непререкаем.

Для проведения масштабных игр необходимо наличие главного ведущего или координатора, имеющего постоянное место пребывания и контролирующего весь ход игры; региональных ведущих, курирующих определенные участки игровой территории; и группы игротехников, воздействующих на ход событий по указаниям ведущих.

В зависимости от требований игры, ведущие могут иметь индивидуальные роли или находиться вне игры. Их основная задача поддерживать динамичность событий. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы отдельная команда или игрок устраивали сильный прессинг, когда основная масса игроков не выдерживает жесткого темпа игры. В этих случаях необходимо установить причину накладок и восстановить нормальный ход событий, введя новые игровые факторы или организовав силовое вмешательство.

Необходим постоянный контроль за соблюдением  правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. За особо грубые или систематические  нарушения возможно удаление игрока из игры. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

При проведении игры важно организовать отлаженное информационное обеспечение  ведущих в течении всей игры. Полная информированность о происходящих событиях поможет грамотно регулировать ход игры и предотвращать возникновение нештатных ситуаций.

Нештатные ситуации возникают при  проведении даже хорошо организованной игры. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом  случае, прежде всего необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира. Если вопрос выше компетентности регионального ведущего, необходимо срочно связаться с координатором, во избежание недоразумений.

В заключение стоит отметить, что  необходимо стремиться свести к минимуму силовое регулирование игры, которое вызывает болезненную реакцию у игроков, а в случае систематического применения силовых методов, может привести к враждебности по отношению к ведущим. Нужно стремиться заложить регулирующие элементы в разработку игры. Главная задача ведущих - сделать игру интересной для игроков.

 

 

 

Анализ игры

 

     Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие, так как в этом случае анализ получается наиболее полным. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удача и неудачи, разобраться в их причинах.

Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после  окончания игры, когда улягутся эмоции. Но начать его можно уже во время завершающего праздника.

Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые организаторами и ведущими, дать свою оценку прошедшей игры.

Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.

После этого можно детально проработать  ключевые моменты игры, найти ответы на вопрос: "Почему возникла та или  иная ситуация, к чему она привела?". Вот тут как раз важно получить информацию от возможно большего количества игроков, чтобы воссоздать как можно более полную картину. Если ведущие обладают достаточным опытом, они должны аргументировано объяснить объективные причины возникновения той или иной ситуации.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и  повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих. Необходим спокойный и детальный разбор организации и проведения игры, с учетом всех факторов.

 

    Кроме устного  анализа желательно провести  анкетирование игроков по следующим  вопросам:

1. Насколько полно  и понятно была разработана  картина мира?

2. Насколько универсальны  и действенны были правила  игры?

3. Насколько полно  Вы прочувствовали свою роль?

4. Что выбивало Вас  из игрового образа?

5. Смогли ли Вы воплотить  свои игровые планы, и если  нет, то что этому помешало?

6. Какие игровые моменты  Вам больше всего понравились?

7. Какие неудачи и  ошибки были допущены ведущими  при проведении игры?

8. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл свою роль?

9. Каково Ваше мнение  о технической стороне организации  игры?

10. Что Вы хотели  бы пожелать организаторам игры  на будущее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

       

Что даёт игра детям ?

 

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв  в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой  детерминацией образа жизни. Игра это  неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система  правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень  ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она  интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность  создать и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон  и глубок, что игровые содружества  обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент  неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск  оптимальных решений.

Игра дает понятие  о чести. Она противостоит корыстным  и узкогрупповым интересам. Для  нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность  проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для  создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий  интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается  методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно  прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность  развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку  процесс и пространство игры обязательно  предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической  пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с  единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как  бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1 Хёйзинга И. О границах игры и серьезного в культуре. Хаарлем, 1933;

Он же. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1992.

2 Нагибин Ю. Азбука подвига// Неделя. 1969. № 28. С.7.

3 Хёйзинга И. Человек играющий. - Хаарлем, 1938, С.7.

4 Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 1978. С. 282.

5 Ушинский. К.Д. Соч.: В 3 т. Т.1. - М., 1979. С.264.

6 Психология: Словарь. - М., 1990. С.127. 12

7 См. Хейзинга И. Человек играющий. 1956. С. 47. 

8Игры народов СССР. С. 11.

9 Игры народов СССР. С. 23.

10 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.  М.: Наука, 1978. С. 165.

11 Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М. 1988. С. 9.

12 Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте// Вопросы      психологии. 1966. № 6. С. 137.                                                    

13 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М., 1978. С. 171.

14 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Соч.: В 8 т. Т.4. - М., 198 С. 73.

15 Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М., 1988. С.8.

16 Кон И.С. Как построить свое "Я"/ Под ред. В-П.Зинченко. - М,:    Педагогика, 1991. С.42.

17 Шмаков СА. Исследование наследия А.С.Макаренко. - Новосибирск, 1955; Он же. Снежная республика. - Новосибирск, 1962. Он же. Творческая игра и пионерском лагере// Советская педагогика, 1958. № 4; Он же. Игра и дети. -М., 1968; Он же. Лето в лагере. - М., 1970.

18 Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к   педагогическому исследованию игры. Психология и педагогика игры дошкольника. - м., 1966.

19 Леонтьев Л.И. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.   С. 247.

20 См.: Методическая деятельность. Вып.1. Под ред.  В.В.Титовой. - Пермь. 1990. 

21 См.: Эпштейн М. Игра в жизни и в искусстве// Современная драматургия. 1982. № 2. С. 255.

22См.: Шмаков СЛ. Секреты твоего мастерства. Гл. 4: Книга вожатого. - М., 1972. С. 121-153.

23См.: Минский- Е.М. Игротеки в детских внешкольных учреждениях и школах. - М., 1953; Он же. Всегда всем весело. - М., 1959; Ом же. Пионерская игротека. - М., 1962.

24 См.: Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 1-2. - М 1911- 1912.

25См.: Чернова Т. Будешь плохо учиться — станешь оленеводом, ИЛИ Почему даже дети предпочитают блондинок// Новое время. 1992. № 36.

26Советский энциклопедический словарь. - М., 1887.

27Ленин ВД. ПСС. Т.39. С. 17-18.              

28 См.: Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. - М., 1992.

29 Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В.Петровского, - М., 1978. С. 54.

30 Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1979, С. 311.

31 Крупская Н.К. Лед. соч. Т. 10. - М., 1976. С. 126.

32 Экспериментальный материал психолога Н.Я.Безбородовой.

33 Ведина Т., Минаева В. Пионерское лето: В помощь пионерскому воспитателю. М., 1974

34 Там же.  

35 Шмаков С.А. Каникулы. М., 1996.

36 Ведина Т., Минаева В. Пионерское лето: В помощь пионерскому воспитателю. М., 1974.

37 Ведина Т., Минаева В. Пионерское лето: В помощь пионерскому

воспитателю. М., 1974.

 

 

                           

                                  

 

                                 Список литературы:

  1. КИПАРИС (Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования) Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Москва 1999
  2. Любимые детские игры. Гришина Г.Н. Москва1999
  3. Игры детей – феномен культуры. Шмаков С.А. Москва: 1994
  4. Афанасьев С.П., Коморин, Тимонин. Что делать с детьми в загородном лагере - Москва: новая школа, 1994
  5. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М. 1982
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел- М. 1989
  7. Игры в компании друзей / Сост. Н.Н. Докучаева- С.-Пб.:Кристалл,1997 

 

 

 

 

 


Информация о работе Подходы к проведению и организации ролевых игр