Автор: s*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 06:45, курсовая работа
Прошло время гарантированной занятости специалистов, когда устроиться на работу можно было по разнарядке и по направлениям. В настоящее время конкуренция на рынке труда значительно увеличилась. Это обусловлено прошедшими массовыми сокращениями на многих предприятиях, когда высвободилось большое количество квалифицированных специалистов, а число вакантных мест значительно уменьшилось. В таких условиях работодатели получили возможность выбора работников из большого числа претендентов. Как они используют эту возможность – показывает практика. Наблюдается немало случаев подбора персонала для предприятий по знакомству или по личным симпатиям и пристрастиям. Таким образом, работу получают не наиболее подготовленные и умелые специалисты, а те, кто понравился сотрудникам отделов кадров, или же те, кто имеет необходимые личные связи.
Содержание
Введение
В современных условиях социоструктурной трансформации общества и бурного развития рыночных отношений значение человеческого фактора резко возросло.
Прошло
время гарантированной занятости специалистов,
когда устроиться на работу можно было
по разнарядке и по направлениям. В настоящее
время конкуренция на рынке труда значительно
увеличилась. Это обусловлено прошедшими
массовыми сокращениями на многих предприятиях,
когда высвободилось большое количество
квалифицированных специалистов, а число
вакантных мест значительно уменьшилось.
В таких условиях работодатели получили
возможность выбора работников из большого
числа претендентов. Как они используют
эту возможность – показывает практика.
Наблюдается немало случаев подбора персонала
для предприятий по знакомству или по
личным симпатиям и пристрастиям. Таким
образом, работу получают не наиболее
подготовленные и умелые специалисты,
а те, кто понравился сотрудникам отделов
кадров, или же те, кто имеет необходимые
личные связи. Так, вместо объективного
подхода господствует субъективизм. Однако
в интересах дела предпочтение при трудоустройстве
должны иметь специалисты, обладающие
более высоким уровнем развития профессионально
важных качеств и свойств, то есть профессионально
компетентные. Для этого субъективные
критерии подбора и расстановки необходимо
заменить объективными, что возможно только
в рамках грамотно организованных профессионально-
1. Теоретические основы подбора и расстановки персонала
1.1 Понятие и сущность подбора и расстановки персонала
Подбор и расстановка кадров – одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность работы организации.
Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника [7, с. 216].
Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются:
модели служебной карьеры;
философия и кадровая политика организации;
Кодекс законов о труде;
материалы аттестационных комиссий;
контракт сотрудника;
штатное расписание;
должностные инструкции;
личные дела сотрудников;
Положение об оплате и стимулировании труда;
Положение о подборе и расстановке кадров.
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Подбор и расстановка персонала должна обеспечивать слаженную деятельность коллектива с учетом объема, характера и сложности выполняемых работ на основе соблюдения следующих условий: [7, с. 223]
равномерная и полная загрузка работников всех служб и подразделений;
использование персонала в соответствии с его профессией и квалификацией (конкретизация (функций исполнителей, с тем чтобы каждый рабочий ясно представлял круг своих обязанностей, хорошо знал, как выполнять порученную ему работу);
обеспечение необходимой взаимозаменяемости работников на основе овладения ими смежными профессиями;
обеспечение полной ответственности каждого за выполнение своей работы, т.е. точный учет ее количественных и качественных результатов. Закрепление за исполнителем работы, которая соответствует уровню его знаний и практических навыков.
Подбор и расстановка персонала подразумевает соблюдение для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту и полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости сотрудников.
Все более характерным становится использование прогностических методов определения должностной пригодности претендента, построенных на основе гипотезе о его будущей деятельности. Успешно используются практические методы установления степени соответствия кандидата рабочему месту – отдельные поручения, временное замещение должности, стажировка. Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой – принять во внимание личные качества работников [13, с. 204]. Таким образом, целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности. Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой. Применение профильного метода требует аналитического отбора предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет непосредственно сравнивать их друг с другом.
Основу
профильного метода является каталог
характеристик – требований, предъявляемых
к человеку в зависимости от выполняемой
им работы, а также с учетом количественных
характеристик рабочих мест. Характеристики
(показатели) должны быть описаны и разделены
на определенное количество категорий.
Каждый уровень требований относится
к какому-либо показателю и должен быть
также охарактеризован. Каждому уровню
требований соответствует определенный
уровень качеств работника. Каталог характеристик
предоставляет возможность учесть требования,
обусловленные особенностями работы на
конкретном рабочем месте, а также качества
работников и изобразить их графически.
Сравнение уровня требований, обусловленных
конкретной работой, и уровня качеств
работника, выполняющего эту работу, позволяет
сделать вывод о пригодности того или
иного человека к данной работе или о необходимости
привести их в соответствие друг с другом.
В результате анализа данных отбираются
основные показатели, влияющие на подбор
и расстановку кадров. В таблице приведены
показатели, влияющие на подбор и расстановку
кадров на примере управленческого персонала.
Таблица 1 – Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров
№ п/п | Наименование категорий показателей | Наименование (шифр) показателей | Оценка степени соответствия работника требованиям рабочего времени | |
Показатели, по которым работник не соответствует занимаемой должности | Показатели, по которым работник соответствует занимаемой должности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Уровень квалификации | 1.1., 1.2., 1.3. | 1.1 | 2.3., 1.3. |
2 | Деловые качества | 2.1., 2.2., 2.3., 2.4. | 2. 1,2.2. | 2.3., 2.4. |
3 | Работоспособность | 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. | 3.1. | 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
4 | Качество выполняемой работы | 4.1., 4.2., 4.3., 4.4. | 4.1. | 4.2., 4.3., 4.4. |
5 | Стиль и методы работы | 5.1., 5.2., 5.3., 5.4., 5.5. | 5.1. | 5.2., 5.3., 5.4., 5.5. |
6 | Аналитические способности | 6.1., 6.2., 6.3., 6.4. | 6.1., 6.2. | 6.3., 6.4. |
7 | Участие в инновационной деятельности | 7.1., 7.2., 7.3., 7.4. | 7.1. | 7.2., 7.3., 7.4. |
8 | Дисциплинированность | 8.1., 8.2., 8.3. | 8.1. | 8.2., 8.3. |
9 | Психологическая совместимость | 9.1., 9.2., 9.3. | 9.1. | 9.2., 9.3. |
При заполнении таблицы необходимо использовать следующий перечень показателей.
1. Показатели уровня квалификации:
1.1. квалификация работника не соответствует требованиям должности, работник не выполняет должным образом своих должностных обязанностей;
1.2. квалификация работника не соответствует требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт работы и постоянно работает над повышением уровня знаний;
1.3. квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности.
2. Показатели деловых качеств:
2.1. работник не выполняет многие должностные обязанности;
2.2. работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности;
2.3. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;
2.4. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг должностных обязанностей других работников в период их временного отсутствия на работе (отпуск, болезнь, по вакантной должности).
3. Показатели работоспособности:
3 1. работник недостаточно трудолюбив;
3.2. работник трудолюбив, но работает безынициативно;
3.3. работник трудолюбив, но недостаточно инициативен;
3.4. работник достаточно трудолюбив и инициативен;
3.5. работник в труде проявляет самоотверженность, высокую инициативу.
4. Показатели качества выполняемой работы:
4.1. исполняемые работником документы нуждаются в серьезной доработке старшего по должности, он систематически допускает дефекты и ошибки, которые ведут к срыву сроков выполнения работ, браку в работе;
4.2. исполняемые работником документы можно принять за основу, но они еще нуждаются в доработке старшего по должности; допускает незначительные дефекты и ошибки, обычно не влекущие срыва сроков выполнения работ, брака в работе;
4.3. исполняемые работником документы в основном соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности, как правило, не нуждаются, он хорошо выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;
4.4. исполняемые работником документы соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности не нуждаются, он четко выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.
5. Показатели стиля и методов работы:
5.1. сотрудник не работает над совершенствованием стиля и методов в работе, неправильно воспринимает критику в его адрес, не делает должных выводов из критических замечаний, не работает над устранением недостатков в работе или допускает зажим объективной критики;
5.2. сотрудник недостаточно работает над совершенствованием стиля и методов в работе, иногда не делает должных выводов из критических замечаний в его адрес или не устраняет свои недостатки в работе;
5.3. работник самокритичен, делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков, удачно строит взаимоотношения в работе;
5.4. работник самокритичен, делает правильно выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации;
5.5. работник делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации, с высокой ответственностью относится к порученной работе, систематически проявляет деловитость и желание выполнить работу наилучшим образом, умеет генерировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, создает наиболее благоприятные условия для творческой и высокопроизводительной работы.
6. Показатели, характеризующие аналитические способности:
6.1. работник не проявляет способности к анализу деятельности подразделения (организации);
6.2. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, но этот анализ не носит системного характера, не позволяет на его основе разрабатывать мероприятия по развитию производства и управления;
6.3. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, разрабатывает и вносит конкретные предложения по улучшению деятельности организации;
Информация о работе Подбор и расстановка руководителей и специалистов предприятия