Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать подбор и расстановку кадров в современных экономических отношениях, в частности разработать методический подход к планированию состава персонала предприятия с учетом достигнутого уровня продуктивности труда и различных психологических факторов формирования коллектива и основных аспектов расстановки кадров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 5
1.1 Сущность и значение подбора и расстановки кадров 5
1.2 Основные методы подбора кадров в организациях 10
1.3 Стратегия оптимизации подбора и расстановки кадров 11
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В МФК «БИОЛА» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Диагностика системы управления персоналом 15
2.3 Оценка системы подбора и расстановки кадров в 20
2.4 Оценка мотивационных факторов и психологического климата в коллективе 22
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 29
3.1 Направления и методы совершенствования системы управления персоналом на предприятии 29
3.2 Пути оптимизации подбора и расстановки кадров 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
6. Анализ факторов, влияющих на систему расстановки кадров на предприятии. Для такого анализа необходимо постоянно проводить оценку работников определенных отделов и учитывать их как профессиональные, так и личностные качества. Для упрощения предлагаем использовать следующую модель (на примере должности руководителя отдела сбыта) в соответствии с таблицей 9.
Таблица 9
Пример
системы расстановки кадров на должность
руководителя отдела сбыта
1. оценка опыта работы | Для оценки опыта работы принимается в учет опыт работы именно в данной организации, принимаются во внимание обязанности, которые выполняли работники, уровень их ответственности т.д. Принимаются в учет собственные наработки |
2. оценка квалификации | Принимается в учет образование, собственные наработки, уровень квалификации (повышал сотрудник его в период работы на данной предприятии или нет). |
3. оценка личностных качеств | В первую очередь оценивается лидерство, умение организовать сплоченный коллектив, аналитические способности, психологическая устойчивость. |
Примечание – по данным Горбунов В.М. Управление социальным развитием трудового коллектива на современном этапе. М.: МГУ. 2010. - 86с. |
7.
Совершенствование регламента приема
на работу. Существующий регламент отображен
в п. 2.3. и, как было уже сказано, он требует
существенной доработки и поэтому теперь
попытаемся внедрить новый регламент,
разработанный с учетом всех требований
в соответствии с таблицей 10.
Таблица 10
Порядок
приема персонала в МФК «Биола»
Мероприятия | Срок | Должностные лица | Документы |
1.
Проведение анализа наличия |
За 2 мес. до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Зам. директора,
инспектор ОК, секретарь-референт.
Утверждает директор предприятия. |
Статистические данные о численности персонала, обоснование начальника отдела о необходимости такой должности |
2. Составление модели рабочего места | За 1,5 мес.до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Руководитель отдела, в который необходим сотрудник, инспектор ОК. Утверждается модель директором компании. | Данные отдела,
психологический и |
3. Подбор методов найма (выбор методов поиска сотрудников) | За 1,5 мес.
до освобождения рабочего |
||
4. Подача заявок в КА и Центр Занятости | За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Зам. директора, инспектор ОК, секретарь-референт | Заявления о наличии вакантных мест |
5.
Объявление о наличии |
За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Зам. директора, инспектор ОК, секретарь-референт | Рекламные объявления, штатное расписание, расчет потребности в кадрах |
6. Предоставление документов на кадровую комиссию | За 3 дня до заседания | Инспектор ОК | Личное заявление, листок по учету кадров, документ об образовании, рекомендательное письмо |
7. Собеседование | В день проведения собеседования | Кадровая комиссия: зам. директора, юрисконсульт, инспектор ОК, начальник службы безопасности | Протокол заседания кадровой комиссии, личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
8.
Анкетирование и тестирование (как
проффесио -нальное, так и |
В день проведения собеседования | Кадровая комиссия: зам. директора, юрисконсульт, инспектор ОК, начальник службы безопасности | Личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
Оценка работников, прошедших кадровую комиссию (собеседование) | В течение недели со дня проведения кадровой комиссии | Начальник ОК, руководитель, юрисконсульт, инспектор ОК | Оценка работника: психологический портрет, медицинская справка, тесты на профессиональную пригодность |
Оформление документов, необходимых для приема на работу | В день приема на работу | Зам. директора, руководитель, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на временную работу (с испытательным сроком), трудовая книжка, трудовой договор, должностная инструкция |
Получение рабочего места и изучение внутренних документов предприятия | В течение недели после приема на работу | Руководитель подразделения, инспектор ОК, бухгалтер, юрисконсульт | Договор о материальной ответственности, документы для служебного пользования, акт приемки-передачи рабочего места |
Прием на работу с испытательным сроком | Проведение испытательного срока (от двух недель до шести месяцев) | Зам. директора, руководитель подразделения, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на работу с испытательным сроком |
Примечание – по данным Андриенко В. Н. Стратегическое развитие управления персоналом. М: 2010.- 213с |
В таблице 10 данный регламент более полно отображает порядок приема кадров, поскольку изначально учтены все требования подбора и расстановки кадров. Необходимо проводить анализ, подбирать методы найма (для каждой категории сотрудников самые эффективные методы найма будут различаться) и т.д. Все это позволит подбирать высококвалифицированный персонал.
8.
Внедрение моделей рабочих
В
качестве примере можно представить
один полный рабочий день будущего сотрудника
и посмотреть, какая деятельность есть
для него главной которая располагается
следующим образом: Рисунок 9 – Программа
создания портрета специалиста.
Рисунок
9- Программа создания портрета специалиста
Путем
экспертных оценок система из списка
личных, профессиональных и психофизических
качеств выбирает необходимые для
данной должности и на их основе
формирует целостное
Таким образом, анализ существующей системы расстановки кадров на предприятии необходим, потому что для более эффективной работы отделов на предприятии необходимо постоянно усовершенствовать методы подбора работников, вовремя выявить недостатки и исключить их.
Правильная
расстановка кадров – это один
из трудоемких и сложных процессов
на производстве, так как от этого
зависит здоровое отношение между работниками,
а следовательно и большая производительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным элементом всей системы управления являются кадры, которые одновременно могут быть как объектом, так и субъектом управления. Рабочие предприятия, организации являются объектом управления потому, что являют собой производительную силу, главную составного любого производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, распределение, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов на производстве составляют основное содержание управления кадрами, что из этого взгляда рассматриваются аналогично управлению элементами материальных веществ производства. В то же время кадры - это, в первую очередь, люди, которые характеризуются сложным комплексом различных качеств и свойств, среди которых социально психологические играют главную роль. Возможность кадров одновременно быть объектом и субъектом управления являет собой главную специфическую особенность управления кадрами.
Под управлением кадрами понимается процесс планирования, отбора, подготовления, оценки и беспрестанного образования кадров, направленный на рациональное их использование, повышение эффективности производства и, в окончательном итоге, улучшения качества жизни.
Предметом управления кадрами как научно-практического направления выступает изучение отношений рабочих в процессе производства с точки зрения больше всего полного и эффективного использования их потенциала в условиях функционирования производственных систем.
Основной целью управления кадрами в современных условиях является соединение эффективной учебы персонала, повышения квалификации и трудовой мотивации для развития возможностей рабочих и стимулирования их к выполнению работ высшего уровня.
Очень важным моментом в управлении кадрами имеет расстановка кадров. Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия.
Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение и выбытие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего места; определение условий и оплаты труда.
Итак, по итогам проведенного анализа в МФК «Биола» можно сделать следующие выводы:
1. Поскольку МФК «Биола» является фармацевтической компанией, у нее существует актуальная проблема текучести кадров. Эта проблема в большей степени связана с мотивацией труда персонала (как психологической, так и материальной).
2. На предприятии, хотя оно и довольно большое, не существует как такового кадрового отдела, т.е. отдела управления персоналом. Все кадровые вопросы решаются в бухгалтерии и учете, а вопросы управления персонала – на рабочих местах. Это не совсем удобно, т.к. очень многие моменты не входя в компетенцию ни бухгалтерии, ни руководителей (начальников участков, начальников отделов и т.д.).
3. На предприятии существует регламент приема на работу, он освещает основные аспекты приема на работу – все сопутствующие этому мероприятия. Хотя данный регламент можно еще дополнить некоторыми мероприятиями, усовершенствовать.
4. При оценке мотивационных факторов на предприятии было выявлено несколько положительных моментов. Во-первых, мотивация персонала проводится по нескольким направлениям: материальная, социальная и обучение персонала. Причем материальное стимулирование довольно хорошо развито, существует много видов такого поощрения. В качестве негативных моментов можно заметить то, что на предприятии нет определенного регламента этих материальных поощрений.
5.
Оценка персонала по
В
целом же анализ управления персонала
в МФК «Биола» показал, что предприятие
ведет успешную кадровую политику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Отбор работников
на основе принципов комплексного управления
качеством
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Персонал
МФК «Биола»
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Динамика
численности в МФК «Биола» за 2008-2010
гг
Показатели |
Среднесписочная численность (чел.) | ||
2009 г | 2010 г | Отклонение
(+, -) | |
1. Административно-управленческий | 8 | 8 | 0 |
2. Фармацевтический | 10 | 14 | +4 |
3. Вспомогательный | 12 | 16 | +4 |
4. Хозяйственно-обслуживающий | 7 | 6 | -1 |
Итого | 37 | 44 | +7 |
Примечание – по данным Финансовой отчетности МФК «Биола» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Порядок
приема персонала в МФК «Биола»
Мероприятия | Срок | Должностные лица | Документы |
Объявление о наличии вакантных мест (газеты, радио, телевидение) | За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Зам. директора, инспектор ОК, секретарь-референт | Рекламные объявления, штатное расписание, расчет потребности в кадрах |
Предоставление документов на кадровую комиссию | За 3 дня до заседания | Инспектор ОК | Личное заявление, листок по учету кадров, документ об образовании, рекомендательное письмо |
Собеседование | В день проведения собеседования | Кадровая комиссия: зам. директора, юрисконсульт, инспектор ОК, начальник службы безопасности | Протокол заседания кадровой комиссии, личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
Оценка работников, прошедших кадровую комиссию (собеседование) | В течение недели со дня проведения кадровой комиссии | Начальник ОК, руководитель, юрисконсульт, инспектор ОК | Оценка работника: психологический портрет, медицинская справка, тесты на профессиональную пригодность |
Оформление документов, необходимых для приема на работу | В день приема на работу | Зам. директора, руководитель, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на временную работу (с испытательным сроком), трудовая книжка, трудовой договор, должностная инструкция |
Получение рабочего места и изучение внутренних документов предприятия | В течение недели после приема на работу | Руководитель подразделения, инспектор ОК, бухгалтер, юрисконсульт | Договор о материальной ответственности, документы для служебного пользования, акт приемки-передачи рабочего места |
Прием на работу с испытательным сроком | Проведение испытательного срока (от двух недель до шести месяцев) | Зам. директора, руководитель подразделения, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на работу с испытательным сроком |
Примечание – по данным Андриенко В. Н. Стратегическое развитие управления персоналом. М: 2010.- 195с. |
Информация о работе Подбор и расстановка кадров на примере ТОО МФК Биола