Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать подбор и расстановку кадров в современных экономических отношениях, в частности разработать методический подход к планированию состава персонала предприятия с учетом достигнутого уровня продуктивности труда и различных психологических факторов формирования коллектива и основных аспектов расстановки кадров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 5
1.1 Сущность и значение подбора и расстановки кадров 5
1.2 Основные методы подбора кадров в организациях 10
1.3 Стратегия оптимизации подбора и расстановки кадров 11
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В МФК «БИОЛА» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Диагностика системы управления персоналом 15
2.3 Оценка системы подбора и расстановки кадров в 20
2.4 Оценка мотивационных факторов и психологического климата в коллективе 22
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 29
3.1 Направления и методы совершенствования системы управления персоналом на предприятии 29
3.2 Пути оптимизации подбора и расстановки кадров 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
К провизорскому персоналу относятся:
- Провизор-технолог, осуществляющий прием рецептов и отпуск лекарственных средств (так называемый рецептар);
- Провизор-технолог, осуществляющий контроль за работой фармацевтов и качеством изготовленных ими лекарств (так называемый контролер);
- Провизор-технолог, работающий с запасами товаров и готовящий концентраты, полуфабрикаты и внутриаптечные заготовки по часто повторяющимся прописям (так называемый дефектар).
- Провизор-аналитик.
Классификация должности провизора-технолога, используемая в профессиональной среде, носит неофициальный характер и обусловлена многообразием выполняемых им функций.
В своей работе провизоры подчиняются заведующему аптекой (директору) и его заместителю, а при наличии в аптеке структурных подразделений (отделов)- непосредственно заведующему отделом и его заместителю. Провизоры принимаются на работу, назначаются на соответствующие должности и увольняются заведующим аптекой.
К среднему фармацевтическому персоналу относятся:
- Фармацевт, осуществляющий изготовление индивидуальных лекарственных средств (ассистент).
- Фармацевт, осуществляющий безрецептурный отпуск лекарственных средств и других аптечных товаров.
- Продавец оптики.
Фармацевт принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Непосредственная подчиненность фармацевта (провизору-технологу, провизору-аналитику, заведующему отделом и т.д.) определяется руководителем аптеки.
Должность продавца оптики замещается лицом со средним фармацевтическим образованием, прошедшим специальную подготовку на курсах мастеров-оптиков. Продавец оптики принимается на работу, назначается на должность и увольняется заведующим аптекой (директором). Он непосредственно подчиняется заведующему отделом и его заместителю.
Провизорам и фармацевтам помогает в работе вспомогательный персонал, к которому относятся фасовщицы и санитарки-мойщицы.
Все эти работники принимаются на работу, назначаются на должность и увольняются заведующим аптекой (директором). Наименования должностей этих работников отражают характер выполняемых ими функций.
Функционально-должностная инструкция (ФДИ) - документ, определяющий организационно-правовое положение каждого работника; разрабатывается с учетом его знаний и опыта, а также условий труда и потребностей производства. Разрабатывается для повышения ответственности за выполнение порученного дела, устранения дублирования в работе, четкого распределения функций, обеспечения взаимозаменяемости работников.
В настоящее время администрация аптеки сама формирует штаты аптеки, определяя состав персонала и его численность исходя из производственной необходимости.
Далее для детального анализа подбора и расстановки кадров проведем анализ численности работников. Данный анализ позволит определить, соответствует ли количество сотрудников и существует ли на данном предприятия потребность в персонале, в определенных категориях персонала и т.д.
Для анализа трудового потенциала в МФК «Биола» сначала рассмотрим динамику численности персонала в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Динамика
численности в МФК «Биола» за 2008-2010
гг
Показатели |
Среднесписочная численность (чел.) | ||
2009 г | 2010 г | Отклонение
(+, -) | |
1. Административно-управленческий | 8 | 8 | 0 |
2. Фармацевтический | 10 | 14 | +4 |
3. Вспомогательный | 12 | 16 | +4 |
4. Хозяйственно-обслуживающий | 7 | 6 | -1 |
Итого | 37 | 44 | +7 |
Примечание – по данным Финансовой отчетности МФК «Биола» |
Как видно из представленных данных, численность персонала на МФК «Биола» увеличилась с 37 до 44 чел, то есть на 7 чел, что объясняется ростом предприятия и увеличением объема работ. Структура хозяйственно-обслуживающего персонала за 2010 год изменилась - удельный вес вспомогательного персонала увеличился +4, удельный вес фармацевтического отдела значительно увеличился +4, численность административного отдела остался прежним.
Динамика
персонала в МФК «Биола» для наглядности
отражена в рисунке 4, см.приложении А.
Таблица 2
Основные
экономические показатели деятельности
МФК «Биола»
№ | Показатели | 2008 г | % | 2009 г | Отклонение (%) | 2010 г | Отклонение (%) | Изменения 2008/2010 | |
Гр.6-
гр.3 |
Гр.7-гр.4 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Выручка от реализации | 192887 | 100 | 476999 | 247 | 509171 | 264,0 | 316284 | 164,0 |
2 | Фонд заработной платы | 8100 | 100 | 10375 | 128 | 11340 | 140,0 | 3 240 | 40,0 |
3 | Отчисления на социальный налог | 915 | 100 | 1140 | 125 | 1254 | 137,0 | 339 | 37,0 |
4 | Себестоимость | 155059 | 100 | 427 365 | 276 | 442 698 | 285,5 | 287 639 | 185,5 |
5 | Валовый доход (убыток) | 37 828 | 100 | 49 634 | 131 | 66 473 | 175,7 | 28 645 | 75,7 |
6 | Чистый доход (убыток) | -20 226 | 100 | 0 | 0 | 1 166 | -5,8 | 21 392 | -105,8 |
7 | Рентабельность | 0,804 | 100 | 0,896 | 111 | 0,869 | 108,2 | 0,066 | 8,2 |
Примечание – по данным Финансовой отчетности МФК «Биола» |
Выручка от реализации в 2010 году составила 509 млн. тенге. По отношению к 2008 году объем выручки вырос на 316 млн. тенге или на 264%.
Валовой доход в 2010 году составил 66 млн. тенге, к 2008 году вырос на 28 млн. тенге (175,7%).
Поэтому можно сделать вывод, что на предприятии существенно повысилось количество специалистов предприятия и уже не соответствует норме. Если же это произошло ввиду расширения деятельности предприятия, тогда необходимо пересмотреть численность и рабочих, если же такой скачок ничем не обоснован, необходимо пересмотреть систему подбора специалистов на предприятии.
Согласно исследованию, проведенного в МФК «Биола», оказалось шесть наиболее распространенных средств подбора специалистов. Каждый из средств имеет свои плюсы и минусы. И в разных ситуациях его роль может изменяться от "наиболее эффективного" к "абсолютно неприемлемому". Правильное средство уменьшит риск неудачи и снизит неминуемые расходы предприятия на отбор и подготовку нового специалиста, а работник получит лучшие шансы найти достойную работу.
Для
более детального анализа рассмотрим
порядок приема и основные требования
в МФК «Биола». На данном предприятии существует
регламент «Порядок приема персонала
в организацию» в соответствии с таблицей
3.
Таблица 3
Порядок
приема персонала в МФК «Биола»
Мероприятия | Срок | Должностные лица | Документы |
Объявление о наличии вакантных мест (газеты, радио, телевидение) | За 1 месяц до освобождения рабочего места или введения новой штатной единицы | Зам. директора, инспектор ОК, секретарь-референт | Рекламные объявления, штатное расписание, расчет потребности в кадрах |
Предоставление документов на кадровую комиссию | За 3 дня до заседания | Инспектор ОК | Личное заявление, листок по учету кадров, документ об образовании, рекомендательное письмо |
Собеседование | В день проведения собеседования | Кадровая комиссия: зам. директора, юрисконсульт, инспектор ОК, начальник службы безопасности | Протокол заседания кадровой комиссии, личные дела сотрудников, отчет о проведении собеседования |
Оценка работников, прошедших кадровую комиссию (собеседование) | В течение недели со дня проведения кадровой комиссии | Начальник ОК, руководитель, юрисконсульт, инспектор ОК | Оценка работника: психологический портрет, медицинская справка, тесты на профессиональную пригодность |
Оформление документов, необходимых для приема на работу | В день приема на работу | Зам. директора, руководитель, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на временную работу (с испытательным сроком), трудовая книжка, трудовой договор, должностная инструкция |
Получение рабочего места и изучение внутренних документов предприятия | В течение недели после приема на работу | Руководитель подразделения, инспектор ОК, бухгалтер, юрисконсульт | Договор о материальной ответственности, документы для служебного пользования, акт приемки-передачи рабочего места |
Прием на работу с испытательным сроком | Проведение испытательного срока (от двух недель до шести месяцев) | Зам. директора, руководитель подразделения, инспектор ОК, юрисконсульт | Приказ о приеме на работу с испытательным сроком |
Примечание – по данным Андриенко В. Н. Стратегическое развитие управления персоналом. М: 2010.- 195с. |
Из таблицы 3 мы видим, что соответственно данному регламенту на предприятии проводится последовательный отбор персонала в организации. Однако в регламенте ничего не указывается об анализе подбора персонала – как анализируется персонал на предприятии, каким образом проводится анализ наличия вакантных мест и т.д.? К сожалению, на данном предприятии нет четкого регламента оценки методов персонала, количества персонала, и поэтому необходимо было провести тест и определить существующие методы анализа потребности в персонале. [16]
Теперь рассмотрим процедуру подбора и расстановки кадров в МФК «Биола». На первом этапе определяются потребности в рабочей силе и уточняются критерии, которым должны удовлетворять кандидаты: во-первых, как профессионалы, а во-вторых - как члены коллектива. То есть складывается "портрет специалиста". С точки зрения профессионализма и успеваемости в будущей деятельности важно понять, которым должно быть образование кандидата, опыт работы, квалификация, навыки, возможности и другое. С точки зрения личных свойств, кандидат должен вписаться в коллектив, а для этого нужно учесть, с кем и как много ему придется общаться, которые его начальник и подчиненные, какая атмосфера царствует в коллективе. Сформулировать правильные критерии - это половина успеха.
Система подбора и расстановки кадров имеет колоссальное влияние, от этой системы зависит многое – и расстановки кадров, и эффективность труда и многое, многое другое. Но существуют еще много факторов, влияющих на подбор и расстановку персонала – это и мотивационные, и психологические факторы, и климат коллектива, рассмотрим их далее.
Для начала рассмотрим мотивацию как один из факторов подбора и расстановки персонала. Мотивация влияет на подбор и расстановку персонала лишь косвенно. Мотивационные факторы не только стимулируют работников, но формируют коллектив, расстановку кадров.
Между
результативностью
Информация о работе Подбор и расстановка кадров на примере ТОО МФК Биола