Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать подбор и расстановку кадров в современных экономических отношениях, в частности разработать методический подход к планированию состава персонала предприятия с учетом достигнутого уровня продуктивности труда и различных психологических факторов формирования коллектива и основных аспектов расстановки кадров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 5
1.1 Сущность и значение подбора и расстановки кадров 5
1.2 Основные методы подбора кадров в организациях 10
1.3 Стратегия оптимизации подбора и расстановки кадров 11
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В МФК «БИОЛА» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Диагностика системы управления персоналом 15
2.3 Оценка системы подбора и расстановки кадров в 20
2.4 Оценка мотивационных факторов и психологического климата в коллективе 22
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ 29
3.1 Направления и методы совершенствования системы управления персоналом на предприятии 29
3.2 Пути оптимизации подбора и расстановки кадров 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Внедрение передовых технологий предъявляет повышенные требования ко всем уровням управленческого персонала. Это выражается, в частности, в необходимости повысить либо техническую подготовку, либо управленческие навыки, либо и то и другое одновременно. К тому же должность мастера может постепенно вообще исчезнуть, поскольку такие традиционные для него функции как оформление заказов на детали, оперативный учет и т.д. передаются компьютерам или вменяются в обязанности рядовых работников. Традиционная подготовка менеджеров, как правило, не обеспечивает необходимых знаний и навыков по внедрению передовых технологий. Как считает профессор Бычин В. Б, [21] для радикального совершенствования системы подготовки и повышения квалификации менеджеров их следует отбирать уже среди 20-летней молодежи и обеспечивать им возможность профессионального роста путем различных видов обучения. Их обучение должно быть приравнено к подготовке к другим профессиям. Программы повышения квалификации менеджеров со стажем должны делать упор на развитии стратегического, концептуального мышления, помогать выработке у руководителей принципов системного подхода к управлению. В центре внимания процесса повышения квалификации должно стоять изучение поведения менеджера, однако, при соблюдении таких требований, как приватность, доверительность, честность и т.п. По этой причине большую роль в повышении квалификации может сыграть консультирование, в том числе внешнее. Организация обучения призвана способствовать отвлечению от повседневных дел, текучки, дать возможность обучающемуся спокойно обдумать дальнейшие цели и приоритеты, по-новому взглянуть на свою деятельность, обменяться опытом.
Сам процесс подготовки и переподготовки кадров состоит из четырех ступеней. Это: определение потребностей; назначение программы; реализация программы и оценка программы подготовки.
Потребности подготовки - это информация о тех моментах индивидуального работника или группы, которые нуждаются в дальнейшем усовершенствовании для увеличения производительности труда работника или группы в интересах всей организационной системы. Существует несколько методов определения того, на каких именно моментах следует концентрировать внимание для повышения профессионального уровня и производительности труда всей совокупности человеческих ресурсов данной организационной системы. Одним из указанных методов является оценка всего производственного процесса. Такие факторы как объем, брак, срывы в работе, высокие издержки на рабочую силу служат в качестве ключа к установлению уровня производительности. Другой метод состоит в установлении тесной обратной связи для выявления мнений самих работников относительно того, что фирме следует предпринимать для эффективного решения вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой работников. С этой точки зрения важно еще прогнозирование возможного производства в будущем новых продуктов или использования нового оборудования.
Рассмотрим
некоторые правила, необходимые
для развития и роста сотрудников которая
располагается следующим образом: Рисунок
7 – Основные правила развития и роста
сотрудников. [22]
Рисунок 7 - Основные правила развития и роста сотрудников
Теория и практика в сфере работы с персоналом позволяют сформулировать правила и нормы, соблюдение которых позволит в максимальной степени способствовать его развитию.
Роль и задачи кадровой службы в процессе организации обучения и повышения квалификации персонала. Кадровая служба компании - центральный координирующий и организующий орган процесса обучения и повышения квалификации персонала. Направления деятельности кадровой службы по организации процесса обучения и повышения квалификации персонала:
- анализ квалификационных структур;
- наличие работников требуемой квалификации;
- определение числа работников соответствующей квалификации.
Теория и практика в сфере работы с персоналом позволяют сформулировать правила и нормы, соблюдение которых позволит в максимальной степени способствовать его развитию. Роль и задачи кадровой службы в процессе организации обучения и повышения квалификации персонала. Кадровая служба компании - центральный координирующий и организующий орган процесса обучения и повышения квалификации персонала. Направления деятельности кадровой службы по организации процесса обучения и повышения квалификации персонала:
- анализ квалификационных структур:
- наличие работников требуемой квалификации;
- определение числа работников соответствующей квалификации.
Профессиональный и должностной рост - важнейший мотив в деятельности большинства работников. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности предприятия. Профессиональный рост тесно связан с проблемой кадрового резерва и планированием карьеры. В качестве образца можно взять приведенную ниже схему служебно-должностного и профессионального роста работника.
Работа с кадровым резервом направлена, прежде всего, на совершенствование развития персонала, его профессионального роста и построения карьеры. Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.
Планы
кадрового резерва могут
Подготовка резерва кадров включает три этапа: формирование резерва кадров, подготовка работников, входящих в его состав, к работе в новой должности и назначение на вакантную должность.
Формирование резерва определяет алгоритм действия, который задается обычно Положением о работе с кадровым резервом для выдвижения на руководящие должности, должен быть известным и понятным всем работникам компании и не должен противоречить трудовому законодательству и другим нормативным актам. В качестве примера можно рекомендовать следующую структуру такого Положения:
- Общие положения;
- Общие принципы подбора кандидатов в резерв;
- Порядок и методика формирования резерва;
- Планирование и организация работы с резервом. [23]
Помимо
непосредственного влияния на финансовые
результаты компании, капиталовложения
в профессиональное развитие способствуют
созданию благоприятного климата в
организации, повышают мотивацию сотрудников
и их преданность организации, обеспечивают
преемственность в управлении. Профессиональное
развитие оказывает положительное влияние
и на самих сотрудников. Повышая квалификацию
и приобретая новые навыки и знания, они
становятся более конкурентоспособными
на рынке труда и получают дополнительные
возможности для профессионального роста
как внутри своей организации, так и вне
ее, это особенно важно в современных условиях
быстрого устаревания профессиональных
знаний.
Рассмотрим основные направления и методы совершенствования и оптимизации подбора и расстановки кадров в МФК «Биола»: [24]
1.
Проведение анализа
2.
Подбор методов поиска
В чистом виде метод наблюдения хорош, когда есть достаточно времени и возможностей, чтобы изучать претендента в «естественных условиях». К тому же эти «естественные условия» не всегда могут предоставить нам случай понаблюдать за кандидатом в тех ситуациях, в которых мы бы хотели его увидеть, или показать те качества (умения и навыки), которые нам необходимы. Например, мы можем не увидеть человека в реальной конфликтной ситуации или как он справляется со своей работой в непредвиденной, возможно, даже экстремальной ситуации. Поэтому очень полезным бывает дополнение метода наблюдения методом эксперимента, который имеет много различных форм (к сожалению, в практике сотрудников кадровых служб используются далеко не все).
3.
Оценка соответствия
Таблица 7
Анализ
соответствия кандидатом соответствующей
должности
ОБРАЗОВАНИЕ | 1) уровень образования
2) специализация по образованию 3) тип учебного заведения 4) продолжительность обучения и форма обучения 5) дополнительное образование |
ОПЫТ РАБОТЫ | 1) опыт работы,
в том числе:
– наименование и тип организации; – уровень должности в структуре организации; – основные обязанности/ задачи/ направления деятельности; |
ЛИЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | 1) объем ответственности
за человеческие, финансовые и материальные
ресурсы;
2) достигаемые результаты; 3) связи внутри и вне организации; 4) степень свободы в принятии решений. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Знание иностранных языков, наличие водительских прав, дополнительное образование |
Примечание – по данным Горбунов В.М. Управление социальным развитием трудового коллектива на современном этапе. М.: МГУ. 2010. - 79с. |
4. Чтобы выявить профессиональные качества
претендента на должность, при подборе
персонала очень важно увидеть человека
в реальной жизни, в различных ситуациях,
в том числе и в производственных. В таком
случае в центре внимания будет именно
поведение кандидата, его поступки, а не
его слова, что даст возможность прогнозировать
профессиональную успешность претендента.
Поэтому для исследования индивидуальных
качеств претендента предлагаем использовать
следующую модель в соответствии с таблицей
8.
Таблица 8
Оценка
индивидуальных качеств кандидата
Личностные качества | Характеристика |
Аналитические способности | Уровень системности и гибкости мышления, позволяющий решать сложные задачи, требующие анализа и структурирования информации; способность находить новые, нестандартные решения. |
Коммуникативная компетентность | Соблюдение этики делового общения; способность аргументировано отстаивать собственную точку зрения и убеждать оппонентов; владение навыками ведения деловых переговоров. |
Ответственность | Обоснованность и самостоятельность в принятии решений; готовность следовать взятым на себя обязательствам в достижении результата. Следование в деятельности принципам служения обществу и государству, соблюдения законности, правил служебной этики. |
Организаторские способности | Умение достигать результата за счет эффективного планирования собственной деятельности и деятельности подчиненных, расстановки задач, распределения функций, полномочий и ответственности. Стремление проявлять инициативу при решении поставленных задач, способность эффективно действовать в условиях физических и эмоциональных нагрузок. |
Примечание – по данным Горбунов В.М. Управление социальным развитием трудового коллектива на современном этапе. М.: МГУ. 2010. - 83с. |
5. Анализ существующей системы расстановки кадров на предприятии
Данный анализ уже был проведен в главе 2, но такой анализ необходимо проводить постоянно, чтобы контролировать систему не только численности персонала, но и подбора кадров, и расстановки его.
Информация о работе Подбор и расстановка кадров на примере ТОО МФК Биола