Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы показать, что планирование является составной частью управления предприятием в сфере туризма (на примере определённого туристического агентства). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение сущности планирования и рассмотреть его основные цели.
Определить какую функцию выполняет планирование в менеджменте.
Раскрыть основные признаки стратегического планирования в туризме.
Проанализировать формирование бизнес-плана на примере туристического агентства.
Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1.Понятие и цели планирования……………………………………....6
1.2.Место планирования в менеджменте……………………………9
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1. Основные признаки и функции стратегического планирования в туризме…………………………………………………………………………...13
2.2. Бизнес-план организации на примере туристической фирмы. ..…17
Заключение……………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………..39
- по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий),
- по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
- по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
- по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),
- по жесткое и гибкое.
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
-
полнота (требуется учесть все)
-
детализация (глубина ее
- точность;
- простота и ясность;
- непрерывность;
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
- выравнивание при планировании (учет «узких мест»);
- экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
- объект планирования (что планируется),
- субъект планирования (кто планирует),
- период (горизонт) планирования (на какой срок),
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
- методику планирования (как планировать),
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием [2]. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие. Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами (приложения 3, 4). В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях
В процессе планирования достигается необходимый баланс между производством и потреблением товаров и услуг, между спросом и предложением на товары и услуги. В сфере туристического бизнеса специалистами Всемирной туристской организации были определены три главных принципа устойчивого развития:
-
Экологическая устойчивость
-
Социально-культурная
- Экономическая устойчивость гарантирует экономическую эффективность развития туризма и такое состояние, при котором данный метод управления ресурсами сохраняет возможность их использования будущими поколениями. Специалисты в сфере планирования туризма считают планирование организацией будущего для достижения поставленных целей и задач.
Из
выше сказанного можно
сделать следующий
вывод: сущность планирования заключается
в процессе выбора целей организации и
путей их достижения. К целям планирования
относятся: определение хозяйственных
задач, средств их достижения, сроков и
последовательности реализации. Выявление
материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Следовательно, планирование является
основной функцией менеджмента.
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1. Основные признаки и функции стратегического планирования в туризме
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегия – представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Многие крупные
компании в современных условиях
стали уделять все большее
внимание развитию стратегического
планирования как инструменту
Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике [18].
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках стратегического планирования. В системе стратегического планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, то есть использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, тактические планы и бюджеты, планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений организации. Затем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных [15].Системы долгосрочного планирования, например, применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом: выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития. Одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов. Высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом «снизу вверх». Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
В основу при разработке
При выборе стратегии
Основными признаками стратегического планирования являются:
Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта. Это планирование включает:
Стратегическое планирование в туризме используется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального для того, чтобы на каждом уровне в различной степени уделялось внимание детализации и проработке плановых решений, также берется в расчет определенная специфика каждого уровня [19].
На международном уровне осуществляется, главным образом, планирование услуг по международным перевозкам, турам и потокам туристов по разным странам, а также происходит формирование международных маркетинговых стратегий и рекламных кампаний. На национальном уровне планирование осуществляется для того, чтобы выделить те районы развития туризма, в которых находятся те или иные туристские достопримечательности, а также в целях установления национальной туристской политики [12].
Местный (региональный) уровень планирования характеризуется повышенной детализацией и занимается отделением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, парков, зон отдыха, транспортных систем и прочих элементов инфраструктуры туризма. Планирование на уровне участка – это подробное планирование местоположения и планировки зданий и построек, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, парковой зоны, используемых в туризме.
Вывод:
Стратегическое планирование следует
применять в сфере туризма, так как оно
помогает принимать решения по комплексным
проблемам деятельности фирмы в международном
масштабе и является долгосрочным.
2.2. Бизнес-план организации на примере туристической фирмы
Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации. Бизнес-план – это специфическая форма планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их. Хотя многие позиции бизнес-плана скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех в деле его реализации далеко не очевиден.