Планирование как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы показать, что планирование является составной частью управления предприятием в сфере туризма (на примере определённого туристического агентства). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение сущности планирования и рассмотреть его основные цели.
Определить какую функцию выполняет планирование в менеджменте.
Раскрыть основные признаки стратегического планирования в туризме.
Проанализировать формирование бизнес-плана на примере туристического агентства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1.Понятие и цели планирования……………………………………....6

1.2.Место планирования в менеджменте……………………………9

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

2.1. Основные признаки и функции стратегического планирования в туризме…………………………………………………………………………...13

2.2. Бизнес-план организации на примере туристической фирмы. ..…17

Заключение……………………………………………………………….37

Библиографический список……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Планирование..doc

— 284.50 Кб (Скачать)

     - по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий),

     - по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

     - по охвату (глобальное, контурное,  макровеличин, детальное),

     - по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

     - по жесткое и гибкое.

     Критерии  выбора формы планирования (принципы планирования):

     - полнота (требуется учесть все);

     - детализация (глубина ее определяется  целью планирования);

     - точность;

     - простота и ясность;

     - непрерывность;

     - эластичность и гибкость (использование  плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);

     - выравнивание при планировании (учет  «узких мест»);

     - экономичность.

     При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что  обычно трудно) и затраты на планирование. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

     Следует четко определить:

     - объект планирования (что планируется),

     - субъект планирования (кто планирует),

     - период (горизонт) планирования (на  какой срок),

     - средства планирования (например, компьютерное  обеспечение),

     - методику планирования (как планировать),

     - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

       Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием [2]. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

     Отсюда  вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие. Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами (приложения 3, 4). В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях

     В процессе планирования достигается  необходимый баланс между производством  и потреблением товаров и услуг, между спросом и предложением  на товары и услуги. В сфере туристического бизнеса специалистами Всемирной туристской организации были определены три главных принципа устойчивого развития:

     - Экологическая устойчивость гарантирует  сочетаемость развития туризма с сохранением основных экологических процессов, биологических ресурсов и биологического разнообразия;

     - Социально-культурная устойчивость  гарантирует развитие туризма,  не наносящее ущерб самобытности, культуре и жизненным ценностям местного населения;

     - Экономическая устойчивость гарантирует экономическую эффективность развития туризма и такое состояние, при котором данный метод управления ресурсами сохраняет возможность их использования будущими поколениями. Специалисты  в сфере планирования туризма  считают планирование организацией будущего для достижения поставленных целей и задач.

     Из  выше сказанного можно  сделать следующий  вывод: сущность планирования заключается в процессе выбора целей организации и путей их достижения. К  целям планирования относятся: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации. Выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, планирование является основной функцией менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

     2.1. Основные признаки  и функции стратегического  планирования в  туризме

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

       Стратегия – представляет  собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.

     Многие крупные  компании в современных условиях стали уделять все большее  внимание развитию стратегического  планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование предусматривает  разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей [17].

     Стратегическое  планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике [18].

     Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках стратегического планирования. В системе стратегического планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, то есть использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.

       В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, тактические планы и бюджеты, планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений организации. Затем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных [15].Системы долгосрочного планирования, например, применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом: выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития. Одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов. Высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом «снизу вверх». Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

           В основу при разработке стратегического  плана кладется:

  1. анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
  2. анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
  3. выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
  4. анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности определение ожидаемых результатов.

          При выборе стратегии необходимо  иметь в виду, что новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу компании. Планирование развития структуры потенциала.

     Основными признаками стратегического планирования являются:

  1. цель планирования
  2. долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
  3. носитель идеи планирования - высший менеджмент,
  4. проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
  5. горизонт планирования - долгосрочное,
  6. принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

     Обычно  важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта. Это планирование включает:

  1. выработку стратегии,
  2. стратегическое планирование производственной программы,
  3. планирование развития потенциала,
  4. планирование развития структуры потенциала

     Стратегическое  планирование в туризме используется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального  для того, чтобы на каждом уровне в различной степени уделялось  внимание детализации и проработке плановых решений, также берется в расчет определенная специфика каждого уровня [19].

     На  международном уровне осуществляется, главным образом, планирование услуг  по международным перевозкам, турам  и потокам туристов по разным странам, а также происходит формирование международных маркетинговых стратегий и рекламных кампаний. На национальном уровне планирование осуществляется для того, чтобы выделить те районы развития туризма, в которых находятся те или иные туристские достопримечательности, а также в целях установления национальной туристской политики [12].

     Местный (региональный) уровень планирования характеризуется повышенной детализацией и занимается отделением отдельных  территорий для отелей и других видов  размещения, туристских достопримечательностей, парков, зон отдыха, транспортных систем и прочих элементов инфраструктуры туризма. Планирование на уровне участка – это подробное планирование местоположения и планировки зданий и построек, ландшафтной архитектуры и организации инфраструктуры, парковой зоны, используемых в туризме.

     Вывод: Стратегическое планирование следует применять в сфере туризма, так как оно помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе и является долгосрочным. 

     2.2. Бизнес-план организации  на примере туристической фирмы

     Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации. Бизнес-план – это специфическая форма планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их. Хотя многие позиции бизнес-плана скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех в деле его реализации далеко не очевиден.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента