Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы показать, что планирование является составной частью управления предприятием в сфере туризма (на примере определённого туристического агентства). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение сущности планирования и рассмотреть его основные цели.
Определить какую функцию выполняет планирование в менеджменте.
Раскрыть основные признаки стратегического планирования в туризме.
Проанализировать формирование бизнес-плана на примере туристического агентства.
Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1.Понятие и цели планирования……………………………………....6
1.2.Место планирования в менеджменте……………………………9
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1. Основные признаки и функции стратегического планирования в туризме…………………………………………………………………………...13
2.2. Бизнес-план организации на примере туристической фирмы. ..…17
Заключение……………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………..39
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменская государственная академия культуры, искусств и
социальных технологий
Институт сервисы и социально- культурных коммуникаций
Кафедра
менеджмента туризма и
Курсовая работа
по специализации
Планирование
как функция менеджмента
Исполнитель:
Ларионова Юлия Олеговна,
студентка 2 курса,
дневной формы обучения,
специальности:
«Менеджмент организации»,
Руководитель:
Преподаватель
кафедры «МТ и ГБ» Кошетарова
Людмила Николаевна
Тюмень, 2010
Содержание
Введение……………………………………………
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1.Понятие
и цели планирования……………………………………....
1.2.Место
планирования в менеджменте…………
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1.
Основные признаки и функции стратегического
планирования в туризме……………………………………………………………
2.2. Бизнес-план организации на примере туристической фирмы. ..…17
Заключение………………………………………
Библиографический
список……………………………………………..39
Актуальность. Планирование является составной частью управления организацией и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. В туризме планирование имеет наиболее важное значение при выборе и оценке направлений развития туризма на длительную перспективу с учетом приоритетов национальной туристской политики, социально-экономической политики местных органов власти и управления, особенностей имеющихся туристских ресурсов, а также интенсивных изменений внешних по отношению к туризму факторов экономической и социальной среды. Все вышеизложенное обусловило актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, а также его целей и задач.
Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования.
Цель данной курсовой работы показать, что планирование является составной частью управления предприятием в сфере туризма (на примере определённого туристического агентства). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает проект бизнес-плана туристического агентства.
Предметом является планирование всех разделов, входящих в структуру бизнес-плана с соблюдением принципов стратегического планирования.
В работе раскрыты особенности планирования мероприятий в туризме, которые обусловлены комплексом мер, направленных на реализацию туристского продукта, включающих рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, оповещение в СМИ, издание каталогов, буклетов и др., что позволяет ускорить положительную реакцию потребителей (туристов) на коммерческое предложение фирмы. Основным моментом в работе является бизнес-план при составлении, которого туристическое агентство использует методологию эмпирического, логико-теоретического исследования, прибегая к методам планирования, прогнозирования, сравнения, моделирования.
В процессе были использованы учебные пособия по менеджменту, финансам, планированию, туризму. Научные статьи с высказыванием известных специалистов в сфере планирования туризма. Интернет ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит
из двух глав практической и теоретической,
каждая из которых состоит из двух
параграфов, заключения, библиографического
списка в количестве двадцати источников,
приложения. Общий объём работы составляет
40 страниц.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Понятие и цели планирования
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей [1].
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
Особенностью процесса планирования является тот факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
План
можно рассматривать как
Основой для контроля производственного процесса является бюджет. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.
Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистических исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересованно в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет так же может являться и средством координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование отдельных мероприятий). Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции – от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены – от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации.
Одной из основных функций бюджета является и то, что он может быть основой для постановки задач. Разрабатывая бюджет на следующий период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
План
может выражаться как средство делегирования
полномочий. Одобрение руководством предприятия
плана подразделения служит сигналом
того, что в дальнейшем оперативные решения
принимаются на уровне этого подразделения
(децентрализовано), если они не выходят
за установленные бюджетом рамки. Если
же бюджеты на уровне подразделений не
разрабатываются, руководство предприятия
вряд ли будет в такой степени склонно
к децентрализации процесса принятия
оперативных решений.
1.2.Место планирования в менеджменте
Планирование деятельности является одним
из главных назначений менеджмента. Многие
известные специалисты рассматривают
этот вопрос в своих исследованиях, связанных
с трудностями управления в сфере услуг,
среди них Ф. Котлер, Д. Уокер, Р. Браймер,
Г.А. Карпова, А.Д. Чудновский и другие.
Специалист в сфере планирования туризма
Эдвард Инскип из США считает планирование
организацией будущего для достижения
поставленных целей и задач.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),
- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),