Планирование как функция менеджмента в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучения роли планирования в деятельности организации сферы культуры.

Задачи курсовой работы:
Рассматриваются сущность, принципы и виды планирования.
Изучаются этапы и методы процесса планирования.
Анализируется стратегическое планирование.
Изучается бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры.

Объект исследования: планирование организации.

Предмет исследования: система планирования в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………...5
Сущность, принципы и виды планирования…………………………………...5
Этапы процесса планирования………………………………………………...15
Методы планирования…………………………………………………………22

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ……………………35

2.1 Сущность и этапы стратегического планирования…………………………..35

2.2 Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры…………………………………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….52

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     Объективная необходимость применения балансового метода обусловлена действием и требованиями экономических законов социализма. Планомерное развитие социалистического производства для удовлетворения постоянно растущих общественных потребностей, обеспечение постоянной пропорциональности в развитии народного хозяйства, его отдельных сфер, отраслей требуют применения системы балансов, включающей материальные (натуральные) балансы, стоимостные (денежные), трудовые, балансы межотраслевых связей и баланс всего народного хозяйства.

     При помощи материальных балансов (натуральных балансов отдельных продуктов, балансов производственных мощностей) устанавливаются материально-вещественные пропорции внутри каждой отрасли, между отдельными смежными отраслями и производствами по СССР в целом и в территориальном разрезе, осуществляется увязка производства и потребления конкретных видов продукции, совершенствуются межотраслевые связи, решаются задачи рационального размещения производства, обеспечивается соответствие в развитии мощностей смежных производств. Стоимостные балансы позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности доходов и расходов государства (финансовый баланс и государственный бюджет СССР и союзных республик), доходов и расходов хозяйственных организаций, денежных доходов и расходов населения и др. При помощи трудовых балансов (сводного баланса трудовых ресурсов, балансов квалифицированных кадров, баланса специалистов, баланса труда в колхозах и др.) осуществляется планомерное распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям экономики, районам страны; определяются масштабы подготовки квалифицированных кадров, обосновываются необходимые размеры и мероприятия по вовлечению в общественное производство трудоспособных лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

     Трудовой баланс в сфере культуры в настоящее время практикуется преимущественно на региональном и федеральном уровне управления – как выявление и планирование степени обеспечения сети учреждений  квалифицированными кадрами. Однако по мере расширения нормативной базы в планировании трудозатрат трудовые балансы должны получить распространение и в планировании работы отдельных организаций и программ.

     Система балансов служит также средством координации и увязки материально-вещественных и стоимостных пропорций экономики для сбалансированного хозяйственного развития. С помощью балансов рост доходов населения сбалансируется с ростом производства потребительских товаров, с объёмом товарооборота, с планируемым размером различного рода платных услуг, оказываемых населению государственными и кооперативными организациями; планируемый объём капитальных вложений согласовывается с возможностями их материального обеспечения (стройматериалами, оборудованием и т. д.) и с ассигнованиями на финансирование (из государственного бюджета, кредитов банка, фондов развития предприятия и др.). [17]

     Применение на всех стадиях разработки плана и в ходе его выполнения системы материальных, стоимостных и трудовых балансов позволяет определить плановые задания отдельным отраслям, производствам, участкам народного хозяйства, координировать и увязывать эти задания. Однако достижение полной сбалансированности в развитии народного хозяйства в целом требует установления и соблюдения не только внутриотраслевых, межотраслевых и территориальных пропорций, но и важнейших общехозяйственной пропорции, т. е. основных структурных соотношений в экономике и в первую очередь соотношений в отраслевой структуре общественного продукта и национального дохода, соотношений между накоплением и потреблением в национальном доходе, соотношений между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства. К важнейшим общехозяйственным пропорциям относятся также соотношения между производством средств производства и производством предметов потребления, между промышленностью и сельским хозяйством, отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства, пропорции в распределении ресурсов, направляемых на текущие нужды, в резерв и на капитальные работы.

     Общехозяйственные пропорции в народно-хозяйственном плане, обеспечивающие предусмотренные планом темпы экономического развития, уровень потребления населения и ресурсы, необходимые для расширенного воспроизводства, устанавливаются с помощью обобщающих балансов, входящих в баланс народного хозяйства СССР. Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта характеризует материально-вещественную сторону общественного производства и его использование на возмещение, потребление, накопление и экспорт. Баланс общественного продукта конкретизируется в межотраслевом балансе производства, распределения и потребления продукции народного хозяйства. Межотраслевой баланс позволяет увязать планирование народного хозяйства в целом с планированием отраслей, натуральные и стоимостные показатели в единую модель народного хозяйства, даёт возможность производить вариантные балансовые расчёты с применением современной вычислительной техники.

     Баланс производства, распределения, перераспределения и использования национальных дохода отражает формирование первичных доходов государственных предприятий, колхозов, работников сферы материального производства, перераспределение этих доходов, образование конечных доходов и их использование на потребление и накопление. Сводный баланс трудовых ресурсов отражает наличие и состав трудовых ресурсов и распределение их по отраслям и видам занятости. Баланс основных фондов характеризует наличие, прирост и выбытие основных фондов, их амортизацию и износ.

     Балансовый метод и система балансовых расчётов применяются с разной степенью их детализации на всех стадиях планирования: на стадии разработки основных направлений (или контрольных цифр) плана, при составлении развёрнутого плана, при проверке его выполнения.

     Метод  целевого обоснования  планов. Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, разработке любого плана предполагает последовательное происхождение цепочки.

     Задача, таким образом, заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необходимо решить для достижения целей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и так далее, вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовидного графа – так называемого «дерева целей», напоминающего перевернутое дерево, последовательное происхождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период.

     Главной проблемой при этом является формулировка целей. Следует помнить, что цель – это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формулировки целей не могут использоваться глаголы или отглагольные существительные типа «улучшить» («улучшение»), «расширить» («расширение»), «увеличить» («увеличение») и т.п.

     Методики целевого обоснования  различаются, прежде всего, по  источнику формулировки целей.  Таким источником могут быть  организационные документы –  уставы, положения и инструкции, нормативные документы, положения  которые используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды деятельности, функциональные обязанности).

     Цели могут  браться из директивных  и распорядительных документов (приказов, распоряжений, постановлений). В простейшем  случае конкретного тематического плана в качестве цели может фигурировать конкретная форма работы, план подготовки и проведения которой прорабатывается.

     Каждая из этих позиций может  быть при необходимости еще  более детализирована, и итогом  такой проработки может стать конкретный сценарный план.

     В качестве целей могут использоваться  также нормы и нормативы, в  том числе целевые.

     Во всех этих случаях цели  как бы задаются «сверху». В  случае же отсутствия нормативного  или директивного заданных целей,  последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировка целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп. [17]

     Следующим этапом будет формулировка  целей как изменения характеристики.

     Дифференциация потребителей может  быть построена на основе классификации  по различным признакам, на  основе типологии и на основе  простой группировки.

     В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные – по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т.п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т.д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т.д.  Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономичекие особенности региона, численность и плотность населения. В другом – возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность. Вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия и т.д. В третьем – образ и стиль жизни, субкультуры и т.д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т.п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся  в методике КПР «дифференцированный подход» к аудитории предлагал ряд социально-демографических классификаций: по ряду занятий, по профессии,  по возрасту и  т.п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предлагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу, ИТР и т.д.

     Простая классификация является массовой и безличной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, взятым отдельно и изолированно. В этом плане более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотрении признаков не в отдельности, а в органическом  единстве и целостности,  выраженной в типе или наборе типов потребителей. Примером такой типологии может служить типология читателей библиотеки. Подобная типология для других учреждений культуры может быть построена в несколько этапов. На первом этапе потребители делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждений, например, на потребителей постоянных, эпизодических, случайных. Затем определяется, на какие виды культурной деятельности (массовую, групповую или индивудуальную, информационную или активную творческую, по жанрам и видам искусства и т.п.) ориентируются представители каждой из групп. И наконец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т.п.). В результате такой типологии получается как бы «фоторобот» типичных потребителей, и уже из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними. [17]

     Таким образом, методы планирования  в сфере культуры помогают  решить специфический класс задач,  решаемых на конкретном этапе  разработке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ. 

    1. Сущность  и этапы стратегического  планирования.

     В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

     Сам процесс планирования проходит четыре этапа: разработка общих целей;

 определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет); определение путей и средств их достижения; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

     Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. . [12]

     В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента в сфере культуры