Планирование как функция менеджмента в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучения роли планирования в деятельности организации сферы культуры.

Задачи курсовой работы:
Рассматриваются сущность, принципы и виды планирования.
Изучаются этапы и методы процесса планирования.
Анализируется стратегическое планирование.
Изучается бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры.

Объект исследования: планирование организации.

Предмет исследования: система планирования в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………...5
Сущность, принципы и виды планирования…………………………………...5
Этапы процесса планирования………………………………………………...15
Методы планирования…………………………………………………………22

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ……………………35

2.1 Сущность и этапы стратегического планирования…………………………..35

2.2 Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры…………………………………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….52

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     После утверждения плана становится документом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной, трудовой дисциплиной. Но плановая деятельность на этом не завершается.

     Пропаганда и организация контроля выполнения плана. Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важно доведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и потребителей. В сфере культуры решение этой задачи – широкое информирование общественности о содержании планов – является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информационной работе могут использоваться СМИ и многообразные формы и виды  технологии public relations. [17]

Не менее  важно задать систему контроля реализации принятого и утвержденного плана. Для этого могут использоваться практически все виды и средства контроля.

Таким образом, на каждом этапе планирования существуют свои определенные задачи и цели, способствующие достижению намеченных результатов организации.

1.3. Методы планирования.

     В настоящее время в сфере культуры сложилось несколько групп методов планирования. Каждая из этих групп позволяет решать специфический класс задач и не имеет универсального характера. Более того, полноценное планирование предполагает систематическое использование различных методов, в зависимости от задач, решаемых на конкретном этапе разработке.

     Аналитический метод планирования. Этот метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в плановом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1)  определение  базовой рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2)  исчисление  объема товарной продукции в  плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3)  учет  влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижения (повышения)  себестоимости сравнимой продукции,  повышения качества ее и сортности,  изменения ассортимента, цен и т.д.

     При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

     План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

     Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового года. [17]

     На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

     Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

     Нормативный метод это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов. Нормы — это абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу продукции, работ, услуг. Различают нормы технико-экономические, финансовые, социально-экономические, экологические и т.д. Например, норма расхода конкретного вида металла, пластмасс на 1 станок, машину; норма жилой площади на 1 человека в городе, на селе. Нормативы — это относительные показатели, характеризующие уровень использования ресурсов (коэффициент выхода готовой продукции из исходного сырья, материалов, уровень рентабельности производства, норматив отчисления от прибыли и т.д.).

     Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально-экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции,  услугах, рассчитываются производственные возможности, устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда, самого труда; развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование и движение финансовых потоков и т.д.

     Нормы и нормативы группируются по признакам. В качестве признака могут выступать: направления применения норм и нормативов, масштабы их распространения, методы разработки и другие.

     По направлениям использования нормы и нормативы подразделяются на:

нормы затрат труда (нормы выработки —  количество изделий на одного рабочего или в единицу времени в  принятых единицах измерения) или затраты  времени на изготовление единицы  изделия (трудоемкость или нормы обслуживания и т.д.); нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии); нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, машин, агрегатов, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостном измерении (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов); нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства (производство национального дохода на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных производственных фондов и др.); нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства (нормативы удельных капитальных вложений, нормы продолжительности строительства и др.); финансовые нормы и нормативы (нормы амортизации, нормативы отчисления от прибыли в бюджет, нормативы рентабельности и др.); социально-экономические нормы (нормы потребления на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров, нормы жилой площади в городской и сельской местностях, минимальный потребительский бюджет); нормы и нормативы охраны окружающей среды (степень очистки воды, воздуха от вредных веществ, извлечение из руд полезных ископаемых и др.).

     По периоду действия выделяют текущие нормы и нормативы, используемые при разработке годовых прогнозных и плановых документов, и перспективные (средне – и долгосрочная перспектива).

     По характеру распространения нормы разделяются на местные, отраслевые и межотраслевые. Если нормы применяются только на конкретном предприятии — это местные; на предприятиях, относящихся к одной отрасли, — отраслевые; на предприятиях, принадлежащих к различным отраслям, — межотраслевые нормы.

     По уровню  агрегирования норм и нормативов выделяют: макроуровень, уровень министерств (ведомств), предприятия.

     По методам разработки нормы подразделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Наиболее прогрессивными являются расчетно-аналитические, устанавливаемые на основе технически и экономически обоснованных расчетов. Для их определения используются современные методики и инструкции, учитываются передовой опыт производства и последние достижения науки и техники. При установлении опытных норм исходят из экспериментальных данных с учетом достигнутых передовых методов работы и всестороннего анализа резервов производства. Их принимают в том случае, когда из-за отсутствия соответствующих расчетных данных невозможно применить расчетный метод. Отчетно-статистические нормы рассчитываются на основе статистических данных за прошлый период. Они страдают всеми недостатками, присущими прошлому периоду, не отражают планируемых (прогнозируемых) достижений научно-технического прогресса, не стимулируют использование имеющихся резервов производства.

     Такие нормы устанавливаются только тогда, когда нельзя их определить расчетным или опытным методами.

     В сфере культуры используются  различные нормы и нормативы,  прежде всего, связанные с планированием  финансовой и хозяйственной деятельности: затраты труда, использование  финансовых ресурсов и основных  фондов, расхода материалов, энергии, топлива. Так, нормы расхода (затрат) времени учитывают затраты времени на осуществление единицы работы.

     Не зная реальных затрат времени,  нельзя спланировать время, требуемое  для подготовки конкретного вечера, лекции, цикла и т.д.

     Важнейшей проблемой развития нормативного планирования в сфере культуры является создание нормативной базы (т.е. разработка и применение норм и нормативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурной деятельности. Такие нормы могут разрабатываться двояким образом. Во-первых – так, как традиционно разрабатываются нормы, - из усреднения соответствующих  показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируются на то, как нельзя работать хуже (задают «нижнею планку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (известная коллизия «передовик-нормировщик»).

     Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры, является разработка и применение целевых норм и нормативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нормативы годовых объемов работы по учреждениям культуры различного типа и категорий. Опыт таких «нормативных годовых планов» в Российской Федерации накоплен не малый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно – нуждающихся в социальной защите и поддержке. Могут также разрабатываться целевые нормативы для различных категорий  и групп населения.

     В условиях перехода к рыночным отношениям и расширения экономических методов в регулировании экономики роль и значение нормативного метода возрастают. Следовательно, повышаются требования к системе норм и нормативов, ставится задача ее совершенствования.

     Балансовый метод в планировании, метод, применяемый в социалистических странах при разработке народно-хозяйственных планов, планов развития отдельных отраслей и производств, а также территориальных хозяйственных планов (республиканских, краевых, областных, экономических районов). С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, согласование и координация всех заданий и показателей плана, обеспечивается единство и сбалансированность всех частей и разделов плана. Балансовый метод служит важным инструментом выявления хозяйственных резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное развитие экономики; тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отдельных диспропорций в хозяйстве.

     Уже в период создания предпосылок для планового ведения хозяйства в масштабе всей Советской республики (1918—20) при разработке первых промышленных программ, планов заготовок с.-х. продуктов, транспортных перевозок, распределения продуктов для снабжения армии, городского населения и других потребителей применяли материальные балансы отдельных видов продукции. Широко использовался балансовый метод при составлении первого перспективного плана — Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). В. И. Ленин, характеризуя план ГОЭЛРО как научный план, подчёркивал: «В итоге мы имеем имматериальный и финансовый (в золотых рублях) баланс электрификации...» Первым в истории опытом составления сводного баланса был разработанный ЦСУ отчётный баланс народного хозяйства 1923/24. В последующие годы балансовый метод постоянно совершенствовался и стал ведущим методом разработки перспективных и текущих планов.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента в сфере культуры