Планирование как функция менеджмента в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучения роли планирования в деятельности организации сферы культуры.

Задачи курсовой работы:
Рассматриваются сущность, принципы и виды планирования.
Изучаются этапы и методы процесса планирования.
Анализируется стратегическое планирование.
Изучается бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры.

Объект исследования: планирование организации.

Предмет исследования: система планирования в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………...5
Сущность, принципы и виды планирования…………………………………...5
Этапы процесса планирования………………………………………………...15
Методы планирования…………………………………………………………22

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ……………………35

2.1 Сущность и этапы стратегического планирования…………………………..35

2.2 Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организаций культуры…………………………………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….52

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     Методология, методика и технология  плановой деятельности на предприятиях  в наиболее полной мере определяют  в целом предмет планирования.

     Общим или итоговым предметом  плановой деятельности на предприятиях  служат проекты планов, которые  носят различные названия: комплексный  план, заказ-наряд, бизнес-план и  другие.

     К задачам планирования как  к процессу практической деятельности  относятся:

формулирование  состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых  опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и  задач, которые планирует осуществить  предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

планирование  основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения  к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

проектирование  внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

     В планировании обоснование принимаемых  решений и прогноз ожидаемых  результатов опираются на теоретические  положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

     В изучении экономического поведения  производителей и потребителей  находят свое применение два  взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

    Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.

     Конечным результатом планирования  является ожидаемый экономический  эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

     Планирование различают: перспективное,  стратегическое и текущее планирование.

     Краткосрочное планирование активно  использовалось фирмами достаточно  давно. Однако бурный рост экономики,  возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х гг. оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах.

     Планирование также различают: 

по степени  охвата:

  1. общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;
  2. частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;

по содержанию:

  1. стратегическое (поиск новых возможностей);
  2. тактическое (создание определенных предпосылок);
  3. оперативное (реализация возможностей);

по предмету:

      1.целевое планирование (определение целей);

      2. планирование средств (материальные  ресурсы, трудовые ресурсы

        финансы);

      3. программное планирование (планирование  программ производства и 

       сбыта);

  1. планирование действий (специальные продажи, многоуровневый

    маркетинг);

по сферам функционирования:

  1. планирование производства;
  2. планирование сбыта;
  3. планирование персонала;
  4. расширенное общее планирование;

по срокам:

  1. краткосрочное планирование( полугодовое, квартальное, месячное недельное);
  2. среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
  3. долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет);

с точки  зрения структуры управления:

          1. общее планирование предприятия;

           2. планирование места строительства  предприятия;

           3. планирование сфер деятельности;

           4. планирование работы подразделений фирмы;

по возможности  изменения планов:

          1.жесткое планирование;

          2. гибкое планирование.

     Весь процесс планирования на  предприятии делится на две  стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование). [1]

     Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

     Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип  особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

принцип непрерывности планов заключается  в том, что на каждом предприятии  процессы планирования, организации  и управления производством, как  и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность  корректировки установленных показателей  и координации планово-экономической  деятельности предприятия;

принцип точности планов определяется многими  факторами, как внешними, так и  внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с  такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

     В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

Принцип комплексности. На каждом предприятии  результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

     Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.    Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Принцип оптимальности подразумевает необходимость  выбора лучшего варианта на всех стадиях  планирования из нескольких возможных  альтернатив.

Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

     Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

     Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

     Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

     Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

     Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

     Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

     Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента в сфере культуры