Планирование и организация стратегии фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе автором раскрыта сущность стратегии как системы управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. В работе даются определения стратегии, стратегического планирования, эталонных и базисных стратегий, а также методов формирования стратегии.
Автором данной работы исследуются следующие вопросы: понятие стратегии, основные виды стратегий бизнеса, выполнение стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

1.ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………………..8
2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА…………………………12
3.ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………..25
3.1. Стадии формирования стратегий……………………………………25

3.2. Методы выработки и формирования стратегий……………………26

3.3. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии…………….27

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

     Кроме моментов, перечисленных Б. Карлофом, на стратегию влияет также степень рискованности деятельности, зависимости организации от внешней среды и ранее принятых на себя обязательств и т.п.

     Стратегия лежит в основе курса действий – системы ориентиров, которых  организация придерживается в повседневной жизни. Он ограничивает область принятия решений, обеспечивает их соответствие целям, придает единство разным типам планов. В то же время курс действий должен предоставлять и определенную свободу.

     Курс  действий, дополняемый практическими  ограничениями, чаще всего официально не объявляемыми, составляет содержание политики как общего руководства к принятию решений в той или иной жизни организации.

     Нормы и порядок поведения (последовательность и способы выполнения действий) в  конкретной ситуации предписывают правила. Управлять с их помощью легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, ибо они уменьшают разногласия между людьми, обеспечивают автоматизм поведения в стандартных условиях. Число правил обычно бывает ограниченным, поскольку их разработка для всех случаев жизни невозможна, и исполнители должны иметь определенную свободу решений. Кроме того, излишняя регламентация порождает бюрократизм.

  1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА
 

     Наиболее  распространенные, выверенные практикой  и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными (рис. 2.1). Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние. 

     

     Рис. 2.1. Эталонные стратегии бизнеса 

     Первую  группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

     • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

     •  стратегия развития рынка, заключающаяся  в поиске новых  рынков для уже  производимого продукта;

     • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

     Вторую  группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. 

     Выделяются  два основных типа стратегий интегрированного роста:

     • стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

     • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

     Третьей группой эталонных стратегий  развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развираться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

       Стратегиями данного типа являются  следующие:

     • стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;

     • стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой  технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;

     •  стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в  том, что фирма  расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

     Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

     Выделяются  четыре типа стратегий целенаправленного  сокращения бизнеса:

     • стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;

     •  стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного взгляда  на бизнес в пользу максимального  получения до ходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;

     • стратегия сокращения, заключающаяся  в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;

     • стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.

     В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

     Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии.

     Наиболее  общими направлениями деловых стратегий  являются:

  • лидерство в издержках (себестоимости продукции);
  • дифференциация продукции;
  • фокусирование (концентрация); ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.

     Первые  три направления М. Портер называет базовыми стратегиями, имея ввиду их универсальную применимость.

     1). Стратегия лидерства в издержках  направлена на достижение конкурентных  преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Этот способ конкуренции эффективен на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли.

     Лидерство в издержках – это агрессивная  стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения  жесткого контроля всех видов расходов, то есть это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности. Данная стратегия возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило дешевой, продукции и отлаженного сбыта.

     Риски:

  • увлечение производством одного товара;
  • появление новых, более совершенных товаров;
  • новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование;
  • изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.

     Преимущества:

  • компания-лидер лучше защищена от диктата крупных поставщиков, доминирующих на рынке, если главным источником преимуществ в уровне издержек является внутренняя эффективность;
  • способность компании-лидера диктовать цены в данной отрасли и оградить рынок от товаров-заменителей.

Информация о работе Планирование и организация стратегии фирмы