Планирование и организация стратегии фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе автором раскрыта сущность стратегии как системы управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. В работе даются определения стратегии, стратегического планирования, эталонных и базисных стратегий, а также методов формирования стратегии.
Автором данной работы исследуются следующие вопросы: понятие стратегии, основные виды стратегий бизнеса, выполнение стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

1.ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………………..8
2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА…………………………12
3.ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………..25
3.1. Стадии формирования стратегий……………………………………25

3.2. Методы выработки и формирования стратегий……………………26

3.3. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии…………….27

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Дальневосточный государственный  технический университет

(ДВПИ  имени В.В.Куйбышева)

Лесозаводский институт технологий управления

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 

Несмеева  Людмила Александровна 
 
 
 
 

Планирование  и организация стратегии фирмы  
 
 

Курсовая  работа

по основам менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лесозаводск 2007  

Работа  выполнена на кафедре экономики  и менеджмента

Лесозаводского  института технологий управления

Научный руководитель ст. преподаватель Ситникова М.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Решение кафедры  экономики и менеджмента

                        Лесозаводского института  технологий управления

                        о допуске к защите

                        (протокол № __ от «__» _______ 2007 г.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Научный руководитель    Ситникова М.В.

            Декан очного отделения   Таркова И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

АННОТАЦИЯ 

     В данной курсовой работе автором раскрыта сущность стратегии как системы управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. В работе даются определения стратегии, стратегического планирования, эталонных и базисных стратегий, а также методов формирования стратегии.

     Автором данной работы исследуются следующие  вопросы: понятие стратегии, основные виды стратегий бизнеса, выполнение стратегии.

     Особое  внимание  в работе уделено видам  стратегий и их классификации.

     В практической части проведен анализ деятельности ООО «НикоДент», приведены  рекомендации.

     Курсовая  работа включает в себя аннотацию, содержание, введение, основную часть из 4 разделов и 3 подразделов, заключение, список литературы, приложения.

     Общий объем работы составляет 49 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

  1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………………..8
  2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА…………………………12
  3. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………..25

    3.1. Стадии  формирования стратегий……………………………………25

    3.2. Методы  выработки и формирования стратегий……………………26

    3.3. Мобилизация  потенциала для выполнения стратегии…………….27

      4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….31

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...47

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..49

      ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..51  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время большинство  директоров отечественных предприятий  концентрируют свои усилия на решении  текущих задач, оперативном управлении и соответственно краткосрочном планировании. Вопросы перспективного развития нередко оказываются на обочине хозяйственной деятельности. Организация системы стратегического планирования на фирме – не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием.

    При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

    Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

    Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

    В отличие от России, где термин «стратегическое  управление» появился только в 90-х  годах, в международной практике он был сформулирован в начале 70-х годов с целью переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение, для того, чтобы своевременно и правильно реагировать на происходящие в нем изменения. Именно поэтому, на мой взгляд, данная тема наиболее актуальна, так как от принятых правильных экономически целесообразных и научно-обоснованных решений зависит благополучие как отдельных организаций или предприятий, так и общества в целом.

    Объектом  данной курсовой работы является процесс  стратегического управления, а предметом  – планирование и организация стратегии фирмы. Цель работы заключается в изучении сущности стратегии фирмы, типов стратегий, организации и выполнения.

     В практической части объектом исследования является предприятия ООО «НикоДент».

     Работа  преследует решение следующих задач:

     - понятие стратегии,

      - основные виды стратегий бизнеса,

      - выполнение стратегии,

      - в практической части – анализ внутренней и внешней среды предприятия.

     Вопрос  планирования и организации стратегии  фирмы достаточно широко рассмотрен и изучен в современной профессиональной литературе, учебных пособиях по менеджменту, антикризисному управлению, а также в изданиях периодической печати. Наибольший вклад в создание и развитие стратегического управления внесли М.Портер, И.Ансофф, А.Томпсон, А.Стрикленд, Д.Хан и другие. Наиболее известны работы следующих российских авторов: Т.Л.Азоева, М.А.Алексеевой, О.С.Виханского, В.В.Гончарова, П.В.Забелина, Н.А.Соломатина и др. К сожалению, практически отсутствуют публикации, описывающие опыт стратегического управления конкретно на предприятиях нашей страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ 

     Общая концепция того, как достигаются  главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и  распределяются необходимые для  этого ограниченные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. стратегия – искусство полководца). Стратегия помогает сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные.

     Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют:

      - направления формирования и развития  организационного потенциала;

      - способы осуществления деятельности  на рынке для достижения конкурентных  преимуществ.

      На  среднем и низовом уровнях  определения стратегия дополняется  и конкретизируется тактикой (краткосрочной  стратегией). Последняя представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих оптимальный вариант  решения стратегических задач в  существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств.

      Стратегия включает в себя несколько элементов:

      во-первых, систему целей, в которую входят миссия, генеральная цель, общеорганизационные  и специфические цели;

      во-вторых, приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществления действий;

      в-третьих, правила, регламентирующие процесс  реализации стратегии, например формирования организационной структуры, осуществления  внутреннего взаимодействия, выполнения специальных операций и т.п.

      В любой момент внутри организации  и вне ее возникают новые непредвиденные обстоятельства, которые в концепцию  стратегии не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления  деятельности или заставить отказаться от прежних; способствовать развитию или, наоборот, замедлить его.

      Чтобы не менять в связи с этим стратегию  в целом, организация при необходимости  может ставить и реализовывать  дополняющие и развивающие ее стратегические задачи (однако если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоже).

      При их формулировке учитывается возможность:

  • приближения к главной цели организации (если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить);
  • решения дополнительно возникших проблем;
  • получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

    К стратегии  предъявляются следующие требования:

1) реальность, выполнимость;

2) соответствие  потенциалу организации, политике  государства, опыту и навыкам  персонала, культуре, системе мотивации;

3) этичность  (в процессе реализации стратегии допустимы только «правильные», соответствующие нормам морали и права действия);

4) внутренняя  целостность, непротиворечивость  элементов, например долгосрочных  и краткосрочных целей;

5) совместимость  со средой, позволяющая эффективно  с ней взаимодействовать (формировать среду или изменяться под ее влиянием);

6) обеспеченность  ресурсами;

7) оправданная  рискованность.

     Стратегическое  планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

     Основной  принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана  и стратегии, на которые переходит  организация. Это реакция организации  на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

     Обычно  организация имеет не одну, а несколько  стратегий. К ним относятся:

  • генеральная, отражающая способы осуществления миссии и главной цели организации;
  • специальные для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства;
  • функциональные, которые определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед отдельными подразделениями и службами.

     По  мнению одного из ведущих западных исследователей данной проблематики Б. Карлоффа, существует ряд основных факторов, которые влияют на стратегию любой организации и придают ей специфические свойства:

  • миссия организации. При ее пересмотре, происходящем в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться. Степень соответствия стратегии миссии и целям организации получила название ревалентности (может быть полной, частичной или вообще отсутствовать);
  • конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние). Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов фирмы. Но они рано или поздно исчезают под натиском соперников, поэтому возникает потребность в поиске новых;
  • характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;
  • организационные факторы (структура компании и ее возможные изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов и проч.);
  • располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и др.). Чем они больше, тем масштабнее может быть стратегия;
  • потенциал развития, совершенствования деятельности, расширения масштабов, деловой активности, инноваций;
  • культура и компетентность управленцев, уровень притязаний и предприимчивости руководства, способность последнего к лидерству, внутренний климат в коллективе.

Информация о работе Планирование и организация стратегии фирмы