Особенности предпринимательской среды в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5
1. Сущность предпринимательской среды…………………………5
2. Основные функции предпринимательства………………………8
3. Виды и формы предпринимательства…………………………....10

Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом…………………………………………………………………15
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Особенности предпринимательской среды в Росии.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство образования

Томский Государственный Университет (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра системного менеджмента и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Особенности предпринимательской среды в  России

Сажина  Марина Дмитриевна 
 
 

 

                                                                                   Руководитель

                                                                          доцент,канд.эк.наук

                                                                            _______Н.А.Телегина

                                                              Автор работы

                                                                           _______М.Д.Сажина  
 
 
 
 
 

Томск 2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3  

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5 

    1. Сущность  предпринимательской среды…………………………5
    2. Основные функции предпринимательства………………………8
    3. Виды и формы предпринимательства…………………………....10
 

Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15 

   2.1. Особенности развития предпринимательства в России

и за рубежом…………………………………………………………………15

   2.2. Роль государственной поддержки в формировании     предпринимательской среды……………………………………………….18

   2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22 

Заключение………………………………………………………………….28 

Список  литературы………………………………………………………...30  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

     Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     Статистика  показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.

     Важность  развития предпринимательства в  России нельзя переоценить.

     Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность.

     Во-вторых, он способен не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

     В-третьих, создавать атмосферу конкуренции.

     В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Большое значение при анализе развития предпринимательства  в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной  поддержке предпринимательства  в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России. Федеральные программы поддержки предпринимательства занимают также важное место в регулировании предпринимательства в РФ.

     Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - изучение учебно-методической и  научной литературы, статей, журналов  и других материалов по теме  работы, информации ресурсов Интернета  по вопросам работы;

     - исследование понятия и основных  характеристик предпринимательства;

     - исследование предпринимательства  как элемента современной рыночной  системы;

     - исследование правового регулирования  и организации предпринимательства  в России;

     - анализ проблем в области развития предпринимательства.

     Объектом  исследования в работе является предпринимательство в целом.

     Предмет исследования - Особенности предпринимательской среды в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы предпринимательства. 

    1. Сущность  предпринимательской среды.
 

     Под предпринимательской средой следует  понимать сложившуюся в стране благоприятную  социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

     Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую  среду, которая предоставляет интегрированную  совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

     Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода).

     А вот так трактуется понятие "предпринимательство" в "Энциклопедическом словаре предпринимателя":

     Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность юридического лица.

     К важнейшим чертам предпринимательства  следует отнести:

    • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
    • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
    • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

      Условия развития предпринимательства

      Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

      Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

      На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также  сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им  кредитные учреждения.

      Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

      Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств. 
 
 

    1. Основные  функции предпринимательства.
 

     Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.

     Итак, предпринимательство выполняет  три основных функции:

     1. Ресурсную

     2. Организаторскую

     3. Творческую.

     Ресурсная функция предпринимательства реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому - преобразование множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

     Суть  организаторской функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой. 

Информация о работе Особенности предпринимательской среды в России