Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:15, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5
1. Сущность предпринимательской среды…………………………5
2. Основные функции предпринимательства………………………8
3. Виды и формы предпринимательства…………………………....10
Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом…………………………………………………………………15
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………...30
5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличается от большинства других промышленно развитых стран. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.
Интересно,
что американское общество не осуждает
предпринимателя, потерпевшего неудачу.
Наоборот, считается, что такой "неудачник"
после тщательного анализа
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды.
Государственное
регулирование и поддержка
Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию предпринимательства, Федеральным фондом поддержки предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и другими. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации и другие общественные объединения предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки предпринимателей.
Вторую
группу мер поддержки
В
развитии предпринимательства
Формы
и методы реализации региональной политики
в отношении
Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов.
Кредиты
могут предоставляться
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрации финансовых гарантий. В качестве гарантий администрации могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.
Деятельность
субъектов предпринимательства
во многом зависит от действий федеральных
органов исполнительной власти. Без
специальных мер
Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
1.
Открытость как при
2.
Учет национальных, региональных
и исторических особенностей; поощрение
ремесел, народных промыслов,
артельных и семейных форм
организации
3. Постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
4. Значительное расширение прав и возможностей субъектов РФ и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
5.
Ускоренное освоение
6.
Использование имущества
7.
Формирование информационной
8.
Организация систематических
9.
Существенное улучшение
10.
Обеспечение защиты
11.
Организация пропагандистской
2.3.
Проблемы формирования
предпринимательской
среды и направления
их решения.
Первой из ключевых проблем российского предпринимательства, обусловленной взаимосвязью процессов, протекающих в его системе, с различными аспектами трансформации экономики страны, является неконкурентный характер развития предпринимательских взаимоотношений.
Для того чтобы накопленный первыми российскими предпринимателями опыт дал позитивный эффект, государством были сделаны шаги в направлении многообразия форм собственности, были сформированы институты и правовые механизмы контроля над предпринимательской деятельностью на различных рынках (материальных ресурсов, финансов, рабочей силы, информации и пр.). Однако действия государства по развитию рыночной конкуренции, демонополизации реального и финансового секторов экономики практически не находят своей реализации в процессе реформ.
Вместе с тем предпринимательство, как рыночное по своей сущности явление, определяется высокой степенью свободы экономического поведения. Последнее подразумевает свободу спроса и предложения рабочей силы, свободу деловой инициативы в выборе способа и средств производства, технологий; предприимчивость, самостоятельность, независимость предпринимательского мышления; высокую ответственность предпринимателя перед обществом. Т.е., по своей сути, развитие предпринимательства в трансформационной российской экономике означает ломку привычных для командной экономики стереотипов, преодоление иждивенческого отношения к государству, пренебрежения к социальным приоритетам развития бизнеса.
Следовательно,
можно сделать однозначный
Второй системной проблемой развития предпринимательства является неослабевание его спекулятивного, непроизводительного характера. Основная причина этого кроется в том, что формирование экономической базы становления и развития российского предпринимательства значительно обогнало создание его институциональной среды. Поэтому слабость предпосылок развития предпринимательства в производственной сфере вызвала “перекос” инвестиций, предпринимательской активности в сферу обращения. Таким образом, медленное, постепенное формирование рынков товаров и услуг на таком значительном экономическом пространстве, как Россия, со значительной межрегиональной и межотраслевой экономической дифференциацией, разрывом связей между прежними контрагентами, значительным сокращением платежеспособного спроса со стороны как физических, так и юридических лиц – все это обусловило движение сферы обращения по пути усиления спекуляций с долговыми обязательствами вместо формирования эффективных каналов перетока капитала между отраслями экономики.
Третьей проблемой развития предпринимательства является сокращение оборотного капитала и неплатежи между субъектами предпринимательства, его экстенсивное развитие, при котором его основной капитал не обновляется, а устаревшие технологии и средства производства продолжают использоваться. Соответственно развитие бизнеса при этом идет за счет тиражирования устаревших технологий и оборудования.
Сокращение
оборотного капитала российских предпринимательских
структур обусловлено главным образом
сокращением собственных
Четвертой системной проблемой является усиление его теневого сектора как в количественном отношении, так и по месту в предпринимательских взаимосвязях.
Проблема экспансии теневого сектора российской предпринимательской системы в процессе реформ усугубляется значительным расхождением в определении содержания данной категории. Так, определение теневого сектора предпринимательства (и экономики в целом) предложено И.Елисеевой. По мнению данного автора, теневая экономика есть совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности. Однако такое определение теневой сферы упускает из виду значительную долю в нем криминальных предпринимательских элементов и незаконную деятельность легальных предпринимателей.
Другая точка зрения относительно природы теневой экономики, которая распространяется главным образом именно на предпринимательство, представлена В.В.Радаевым. В его трактовке наиболее широким понятием является неформальная экономика, которая представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. При этом часть российского неформального бизнеса, в отличие от зарубежного, вполне легальна и включает те элементы предпринимательской системы и связи между ними, которые соответствуют законодательству. Однако другая часть неформальной экономики – теневой бизнес – также не отражается в отчетности и формальных контрактах, но тоже является криминальным. Важная часть теневой экономики является вполне легальной по своим целям и содержанию, но связана с периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей. Таким образом, криминальная сфера предпринимательства есть часть теневой экономики.
Информация о работе Особенности предпринимательской среды в России