Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.
Целью моей курсовой работы является: определить понятие и сущность конкуренции, выявить особенности конкурентной среды в современной России.
Введение 3
1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
2. Способы и виды конкуренции 8
3. Условия, необходимые для конкуренции 10
4. Функции конкуренции 11
5. Значимость конкуренции в рыночной экономике 13
6. Конкурентные преимущества российской экономики: 15
7.Стадии формирования конкурентных преимуществ 18
8. Конкурентная среда в России 20
9. Конкурентоспособность России — основные штрихи 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский
государственный технический
Экономико-математический
факультет
Кафедра
«Экономическая теория»
Курсовая работа
на
тему:
«Особенности конкурентной среды
в
современной России»
Ульяновск 2009
Там, где нет конкуренции,
там нет предмета
для экономического анализа.
Дж. Ст. Миль1
Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды – неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии.
До
недавнего времени в советской
экономической литературе наличие
монополии и конкуренции
Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.
Целью
моей курсовой работы является: определить
понятие и сущность конкуренции, выявить
особенности конкурентной среды в современной
России.
В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие понятия конкуренция. При этом выделяются несколько основных концепций, определяющих его содержание. В одной акцентируется внимание на поведении продавцов (покупателей); в другой в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров; в третьей в качестве важнейшего критерия выделяется отношение к научно – техническому прогрессу; в четвертой – к распределению ограниченных ресурсов; в пятой – отношение к потребителю.
Преимущественное положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.
В
энциклопедическом словаре
Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил пять основных условий ее функционирования:
● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
● число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
● экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
● должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием;
● необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.
Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Такая тенденция на рынке будет настолько длительной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества.2
В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования уже существующих. Не случайно в экономической теории Ф. А. Хайека конкуренцию рассматривают как процедуру открытия. Философское понимание конкуренции, несколько абстрактное по своему содержанию, изложил П. Хейне: «Конкуренция есть следствие редкости и такое состояние взаимоотношений, когда люди или субъекты рынка пытаются соответствовать определенным применяемым критериям»3.
Группа авторов: Д. Хэй, Д. Моррис, ж. Тироль и другие считает. Что «конкуренция воплощает в себе прежде всего стихийно регулирующее начало, а ее силы направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, их безраздельного господства на рынке к ряду тяжелых – экономических, социальных и других – последствий.
Другая группа авторов (Ф. Шерер, Д. Росс, М. Портер) доказывает, что «благодаря давлению цен на издержки у предпринимателей могут быть сильные стимулы к поиску и применению ресурсосберегающих технологий и нововведений. У конкурирующей фирмы единственная возможность получить положительную прибыль – добиться превосходства в инновациях. Соответственно, технический прогресс будет более быстрым в конкурентных отраслях».4
Каждое их этих мнений имеет право на существование, принципиально рассматривая вопрос об атомистической структуре рынка, но никто из современных ученых не отвергает эффективности и целесообразности существования конкуренции. Конкуренция максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулируя прогресс.5
В заключение этой главы мне бы хотелось отметить, что конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которой отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на условия реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
Механизм и способы конкуренции на рынке предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность. Во-первых, можно просто подражать своему конкуренту, производя
аналогичный товар и продавая его по более низким ценам. Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.
Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени.
Неценовая конкуренция предполагает сосредоточение основного внимания на уникальных свойствах продукции или товара, причем во внимание принимаются не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и комплекс услуг, предлагаемых продавцом покупателю в связи с реализацией товара. Основное искусство неценовой конкуренции состоит в том, чтобы в рамках данного рынка найти “неразработанный” участок или так называемую рыночную нишу.
Для утверждения конструктивной конкурентной ситуации в экономике необходим ряд условий, среди которых:
● наличие хотя бы некоторого объема свободных капиталов( которые можно перемещать из одной отрасли в другую – в случае межотраслевой конкуренции, или направлять на увеличение традиционных товаров и услуг, если в этом возникла необходимость, - в случае внутриотраслевой конкуренции);
● присутствие в производстве и на рынке достаточно большого числа реальных и ответственных собственников;
●
наличие соответствующей –
Информация о работе Особенности конкурентной среды в современной России