Особенности конкурентной среды в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.
Целью моей курсовой работы является: определить понятие и сущность конкуренции, выявить особенности конкурентной среды в современной России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике 5
2. Способы и виды конкуренции 8
3. Условия, необходимые для конкуренции 10
4. Функции конкуренции 11
5. Значимость конкуренции в рыночной экономике 13
6. Конкурентные преимущества российской экономики: 15
7.Стадии формирования конкурентных преимуществ 18
8. Конкурентная среда в России 20
9. Конкурентоспособность России — основные штрихи 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономич теории.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Экономико-математический факультет 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: 

«Особенности  конкурентной среды

в современной России» 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила:

                                                                                               студентка гр. УПд-11

                                                                                         Глазистова Елена

                                                                        

                                                                        Проверила:

                                                                                    Разнодежина Э. Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2009

 

Содержание

Введение

Там, где  нет конкуренции,

там нет  предмета

для экономического анализа.

Дж. Ст. Миль1 

     Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды – неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

    С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

    Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

    Конкуренция - сердцевина современного рыночного  механизма не только потому, что  масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии.

    До  недавнего времени в советской  экономической литературе наличие  монополии и конкуренции связывалось  исключительно с капиталистической  системой. Считалось, что они выступают  её типичными и существенными  признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

    Таким образом конкуренция- это лекарство  от застоя в производстве, залог  экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

       Россия - часть мировой экономики, и это  свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной  экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России и определение её места в современной мировой экономике – это основные задачи моей курсовой работы.

       Целью моей курсовой работы является: определить понятие и сущность конкуренции, выявить особенности конкурентной среды в современной России. 
 
 
 

1. Сущность и особенности рыночной конкуренции в современной экономике

 

    В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие понятия конкуренция. При этом выделяются несколько основных концепций, определяющих его содержание. В одной акцентируется внимание на поведении продавцов (покупателей); в другой в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров; в третьей в качестве важнейшего критерия выделяется отношение к научно – техническому прогрессу; в четвертой – к распределению ограниченных ресурсов; в пятой – отношение к потребителю.

    Преимущественное  положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.

    В энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона конкуренция рассматривается  как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и  той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».

    Классическая  политическая экономия рассматривала  конкуренцию как нечто само собой  разумеющееся, пронизывающее все  отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил пять основных условий ее функционирования:

    ● конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

    ● число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

    ● экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;

    ● должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием;

    ● необходимо выждать время, чтобы  направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

    Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Такая тенденция на рынке будет настолько длительной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества.2

    В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и возможностей использования  уже существующих. Не случайно в экономической теории Ф. А. Хайека конкуренцию рассматривают как процедуру открытия. Философское понимание конкуренции, несколько абстрактное по своему содержанию, изложил П. Хейне: «Конкуренция есть следствие редкости и такое состояние взаимоотношений, когда люди или субъекты рынка пытаются соответствовать определенным применяемым критериям»3.

    Группа  авторов: Д. Хэй, Д. Моррис, ж. Тироль и  другие считает. Что «конкуренция воплощает  в себе прежде всего стихийно регулирующее начало, а ее силы направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, их безраздельного господства на рынке к ряду тяжелых – экономических, социальных и других – последствий.

    Другая  группа авторов (Ф. Шерер, Д. Росс, М. Портер) доказывает, что «благодаря давлению цен на издержки у предпринимателей могут быть сильные стимулы к поиску и применению ресурсосберегающих технологий и нововведений. У конкурирующей фирмы единственная возможность получить положительную прибыль – добиться превосходства в инновациях. Соответственно, технический прогресс будет более быстрым в конкурентных отраслях».4

    Каждое  их этих мнений имеет право на существование, принципиально рассматривая вопрос об атомистической структуре рынка, но никто из современных ученых не отвергает эффективности и целесообразности существования конкуренции. Конкуренция максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулируя прогресс.5

    В заключение этой главы мне бы хотелось отметить, что конкурентность рынка  определяется теми пределами, в рамках которой отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на условия реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

 

2. Способы и виды конкуренции

 

    Говоря  о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

  1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  • продажа личного товара по цене конкурента
  • снижение цены потребления товара
  1. незаконные методы:
  • антиреклама товаров конкурентов;
  • производство товаров-имитаторов (подделка).

    Механизм  и способы конкуренции на рынке  предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность.   Во-первых, можно    просто   подражать   своему         конкуренту,       производя

аналогичный товар и продавая его по более  низким ценам. Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ  перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.

    Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени.

    Неценовая конкуренция предполагает сосредоточение основного внимания на уникальных свойствах продукции или товара, причем во внимание принимаются не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и комплекс услуг, предлагаемых продавцом покупателю в связи с реализацией товара. Основное искусство неценовой конкуренции состоит в том, чтобы в рамках данного рынка найти “неразработанный” участок или так называемую рыночную нишу.

 

3. Условия, необходимые для конкуренции

 

    Для утверждения конструктивной конкурентной ситуации в экономике необходим ряд условий, среди которых:

    ● наличие хотя бы некоторого объема свободных капиталов( которые можно перемещать из одной отрасли в другую – в случае межотраслевой конкуренции, или направлять на увеличение традиционных товаров и услуг, если в этом возникла необходимость, - в случае внутриотраслевой конкуренции);

    ● присутствие в производстве и на рынке достаточно большого числа реальных и ответственных собственников;

    ● наличие соответствующей – обязательно  работающей – законодательной и  иной правовой базы регулирования конкурентных отношений;

Информация о работе Особенности конкурентной среды в современной России